Научно-методическая статья “Сказка как средство духовно-нравственного воспитания”.
статья (подготовительная группа)

В данной статье поднят вопрос возможности воспитания сказкой.  Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют ребенку, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу. Как сделать этот ненавязчивый урок нравственности занимательным через сказки и рассказывается в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_statya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

   Научно-методическая статья “Сказка как средство духовно-нравственного воспитания”.


Актуальность.

Вопросы духовного возрождения нашей страны остро встали перед обществом в 21 веке. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми формируют нового человека-материалиста, лишенного “святыни души”. Человечность, доброта, уважение к себе и к окружающим, великодушие, сострадание, отзывчивость, стремление делать добро – эти качества начинают исчезать из нашей жизни. Происходит изменение моральных устоев общества, утрата культурных ценностей, подмена нравственных идеалов ложными стереотипами, навязываемыми извне, чуждыми русской культуре. В этой связи педагогическая работа должна быть направлена на формирование гуманного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Данная проблема требует поиска наиболее эффективных педагогических методов воздействия.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Именно в этот период ребёнок приобщается как к миру общественных норм, так и к системе духовно - нравственных ценностей, которая в будущем будет определять отношение взрослого человека к миру. Дошкольный возраст считается сенситивным периодом для формирования духовных основ ребенка, так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым, когда “сердца открыты для добродетели”.

Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка является сказка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, высоко оценивая роль сказки в жизни ребенка, включил их в свою педагогическую систему. По его мнению, простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и на практике подтвердил, что “сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем” [4, с.154]. Сказка удивительным образом оказывает сильное психологическое воздействие на внутренний мир ребенка, является мощным инструментом его развития во всех образовательных областях. Сказка активизирует воображение ребенка, обращается к его фантазии, заставляет его сопереживать и делает соучастником всех сказочных событий. По своей природе сказка родственна игре: она погружает детей в атмосферу вымысла. Сказка –это красота родного языка, выразительность, лаконичность и ритмичность. Язык сказок сближает людей. Сказка –это культура и исторический опыт своего народа. Сказка – это способ решения конкретной проблемы. Сказка пробуждает творческие силы человека. Сказка говорит с ребенком на его языке, поэтому всегда любима им. Для себя я определила сказку как мостик в душу ребенка, сказка как раскрытие тайн внутренней духовности, сказка как связь духовного и внешнего мира. Именно сказка позволяет разговаривать с ребенком на языке образов, открывает путь к его душе, затрагивает самые тонкие струны души. В.Г. Белинский писал: “В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности” [1, с.62-63]. Из таинственных сказочных образов он черпает знания о судьбе, человеческой душе, о нравственных ценностях, о добре и зле. Сказки –это необходимая пища для духовно-нравственного формирования ребенка.

Разрабатывая данную методику, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной группы.

Я поставила перед собой цель: выявить психолого-педагогические возможности использования потенциала сказки как средства духовно-нравственного воспитания.

Были определены следующие задачи: 

-Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе через восприятие сказки;

-Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества;

-Развивать эмоциональную и нравственно-волевую сферу, абстрактное и ассоциативное мышление, творческий потенциал, воображение и фантазию детей 7-го года жизни;

-Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.  

-Выявить действенность воспитательного воздействия сказок на детей;

-Разработать методические рекомендации по работе со сказкой.

 В основе моего опыта лежит программа "Воспитание сказкой" Л.Б. Фесюковой. Также на меня оказали влияние труд Л.С. Выготского «Психология искусства", книга Л.Дыкман "Гармоничный ребенок. Как этого достичь?".

Этапы и технология работы со сказкой.

Первый этап-отбор материала. Так как доминирующим вопросом является тема духовности, то классификацию и отбор сказок я провожу по этому признаку. Сказки о трудолюбии, о доброте, о любви, заботе и добрых отношениях, о милосердии и сострадании, о дружбе, о хитрости, о послушании, о честности, о смелости и т.д. Важным условием выбора той или иной сказки для меня является возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских событий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации – катарсиса.

Второй этап–погружение педагога в сюжет. На этом этапе происходит самостоятельное прочтение, осмысление и прочувствование сказки с точки зрения духовности, определение тех мыслей и ощущений, которые я хочу донести до детей. Поиск аллегорий, метафор, спрятанных внутри сказки. Ведь в сказочных персонажах часто заложены символы человеческих качеств, которые развиваются, преодолевая различные трудности, побеждают, достигая высших человеческих ценностей. На поверхности лежит прямая мораль, в глубине же скрыты неуловимые, тонкие грани людских пороков и добродетелей. Сюжет сказки, как правило, обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы чувств, переживаний, качеств персонажа. Одновременно с этим мною проводится подбор, сочинение музыкального, закадрового сопровождения своего рассказа фоновыми и образными звуками. По первому образованию я звукорежиссер, поэтому располагаю большой шумотекой и фонотекой, которую активно использую в работе с детьми. Также я самостоятельно придумываю коротенькие песенки-лейтмотивы основных героев.

Третий этап–рассказывание. Полное погружение в сказку позволяет мне вести рассказывание естественно, без подглядывания в текст. Именно рассказывание сказки, а не чтение. Когда педагог превращается в сказочницу. Это позволяет достигнуть максимального доверия, установления особой атмосферы, возможности работать глаза-в-глаза с каждым ребенком. Во время рассказывания звучит оригинальный музыкальный материал, шумомузыка, что усиливает впечатление от услышанного.

Четвертый этап –включение детей в сказку происходит посредством различных форм работы (игровых, изобразительных, театральных). Я использую прием чередования рассказа с пением, включая песенки-лейтмотивы. Это очень нравится детям, они легко запоминают мотив и простые срифмованные слова, легко воспроизводят их самостоятельно, ожидают появление новой песенки для нового героя. Хороводные тематические игры, подвижные игры, которые используются мной в ходе рассказывания, с одной стороны выполняют роль динамической паузы, с другой стороны оставляют ребенка в контексте сказочного действия, раскрывая характер героя и его поступки, поворот сюжета более глубоко. Например, “Дорога с препятствиями”, где препятствием является те качества, которые мешают персонажу поступить хорошо.

Пятый этап объединяет в себе нравственный урок и проблемную ситуацию. Происходит разбор сказки с точки зрения “хорошо-плохо”. В этом этапе активно используется беседа, а также психологические игры. Например, игра с цветными кружочками, когда ребенок оценивает поступок персонажа или какое-либо нравственное качество. Создание проблемной ситуации подразумевает постановку проблемного вопроса и поиска выхода из нее. Для меня важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе. Дать детям возможность творчески преобразовать ход повествования, исправить те моменты, с которыми ребенок не согласен, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации. В этом заключается нетрадиционность подхода к работе со сказкой. На данном этапе работы со сказкой я активно использую методику Л.Б. Фесюковой, в соответствии с которой даю возможность детям “создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка” [5, с.3]. Я пытаюсь подвести детей к мысли, что не надо платить злом за зло, а стоит дать шанс злому персонажу на исправление, что наказание может быть не силой, а одиночеством и т.д.

Шестой этап–творческие задания. Использование сказки в самостоятельной деятельности. Важно, что результатом этой деятельности является новый уникальный продукт. Примеры таких заданий: "Сказка наизнанку", когда дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами, смешивают сюжеты. Сочинение ребенком собственной сказки, в которой он самостоятельно через иносказательный сюжет решает поднятую ранее нравственную проблему, является для меня высшей формой закрепления нравственного урока.

В качестве примера приведу сказку, которую сочинила воспитанница моей группы.

Жила-была в одной деревушке девушка. Звали ее Аня. Пошла она как-то в лес по грибы да по ягоды и заблудилась. Бродила она по дорожкам долго и вышла к озеру. Озеро было такого красивого синего цвета, как глаза у мамы. Наклонилась она к водичке, чтобы умыться, как вдруг услышала загадочный голос.

-Не пей эту водицу, можешь отравиться.

Испугалась девочка, оглянулась по сторонам, а на веточке на дереве птичка маленькая сидит.

-Злая ведьма заколдовала это озеро,-продолжала рассказ птичка. Только после смерти колдуньи озеро снова станет чистым.

-А где живет колдунья,-спросила Аня отважно, ни капельки не боясь.

Птичка всё ей рассказала и отправилась девушка в замок злой колдуньи. Не успела Аня переступить порог, как ведьма набросилась на неё и потащила в подвал. Колдунья шипела, как змея, но девушка сказал ей ласково, таким нежным и певучим голосом:

-Здравствуй, бабулечка, я пришла пригласить тебя к себе в гости!

Только успела она эти слова вымолвить, как колдунья заплакала: первый раз она добрые слова услышала! Так она много плакала, что слезки ее потекли ручейком и прямо в озеро попали. С тех пор водичка в озере снова стала чистой и прозрачной, и все жили друг с другом мирно.

Результаты внедрения методики.

Использование данной методики находится на этапе апробации. В процессе работы она претерпевает изменения: появляются новые идеи, редактируется имеющийся материал. Но уже можно констатировать положительные результаты использования сказки как средства духовно-нравственного воспитания. У большинства детей:

-есть понимание сюжетной линии сказки, развивается умение выделять проблему, актуализированную в сказке;

-закрепляется и развивается умение выражать свои мысли и чувства; сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку своему поведению и других;

-формируются и укрепляются представления о добре и зле, красоте, правде;  

-вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться;

-повышается интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного;

-заметно возрастают положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя.

Большинство детей проявляют инициативу, пытаясь стать творцом новой сказки, связать в воображении реальность и волшебство. Двое детей способны назвать нравственную норму, правильно оценить поведение персонажа и мотивировать свою оценку.

Заключение.

  Важно вовремя выявить и не дать развиться дальше всему злому, что окружает нас, а через восприятие сказочных образов подвести к правильной оценке собственных поступков и качеств, не допуская излишнего морализирования, дать правильный вектор развития, что я и пытаюсь делать в своей работе. Выбранная мною методика воспитания сказкой позволяет выявить отклонения у детей от общепринятых нравственных идеалов и с помощью музыкально-словесных сказочных образов, фантазии, аллегорий достучаться до сердец детей и раскрыть в них всё лучшее, что заложено природой –добро, красоту, правду. На этом педагогическом опыте я убеждаюсь, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально-нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Список использованной литературы.

1.Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. — М.: Художественная литература, 1978. — Т3.

2.Выготский Л.С. Психология искусства — М.: Искусство, 1968.

3.Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? — СПб.: Деметра, 2012.

4.Сухомлинский. В.А. Я сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1973.

5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста — М.: ФОЛИО, АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Статья  "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста" (опыт работы)...

статья "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" Хазова Н.Д. Власова Д.А..

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, ...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Статья: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справед...