Главные вкладки

    Статья на тему:
    Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за­висит от системы воспитания и обра­зования, которая, в свою очередь, фор­мируется с учетом особенностей миро­воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней­шее условие развития России. Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

    Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образо­вательном материале, но и как о педа­гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравст­венного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на кото­рых дети постигают многообразие ми­ра.

    Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высоко­го мнения, что включил их в свою пе­дагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народ­ного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал во­прос о педагогическом значении ска­зок и их психологическом воздействия на ребенка

    В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, спо­собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо­родство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, стра­данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый ис­точник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, вопло­щая в ней свои детские мечты.

    Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу­дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу».

    Таким образом, сказка жила, несмо­тря на гонения и играла огромную вос­питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо­дить из трудных положений, преодо­левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

    Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече­ства. Сложная картина жизни пред­ставляется детям в сказке в виде про­стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действи­тельности.

    В сатирических сказках народ вы­смеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда выта­щить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи­вость, взаимопомощь и дружба.

    Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девуш­ки, юноши, ребенка (мальчика или де­вочки).

    Итак, в народной сказке определи­лись герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система об­разов, ясная идея, мораль, вырази­тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жу­ковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершо­вым, К. И. Чуковским, а также совре­менными писателями, как отечествен­ными, так и зарубежными.

    Для того чтобы максимально эф­фективно использовать сказку с це­лью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

    Многие сказки внушают уверен­ность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок осо­бенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства.

    Увлекательность сюжета, образ­ность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весь­ма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому пра­вомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особеннос­ти детей, прежде всего неустойчи­вость и подвижность их внимания.

    Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприя­тие детьми, не способными еще к абст­рактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак­тером народа: отвага, трудолюбие, ос­троумие и т. п. Эти черты раскрывают­ся и в событиях, и благодаря разнооб­разным художественным средствам, например гиперболизации.

    Образность дополняется забавнос­тью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие жи­вые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

    Дидактизм является одной из важ­нейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо­лодцам урок» дается не общими рас­суждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия­ми. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в со­знании слушателя.

    Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге­роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

    Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

    Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

    «Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

    Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

    Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное придумывание сказки способствует наиболее полному раскрыти...

    Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

    Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

    В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...