Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
статья на тему

Статья  "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста" (опыт работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_burenkova_g._v.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Буренкова Галина Викторовна

заместитель заведующего

МБДОУ «Детский сад № 368», г. Нижний Новгород

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье делается акцент на духовно-нравственное развитие ребенка – дошкольника, которое осуществляется через нравственные ценности народной педагогики – это сказки.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно – нравственных ценностей. 

Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой проблемы  в современной России отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так в Общих положениях  отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования  является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [3]

В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком, литературой. Знакомство ребенка с миром литературы, с миром  человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом начинается со сказки. Сказка представляет богатый материал для духовно- нравственного воспитания детей, которая входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

 В то же время сказка - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы определили ряд задач, требующих решения:

  1. Развивать устойчивый интерес к сказке
  2.  Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-

зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

  1. Воспитывать любовь к художественному слову.

Работу со сказкой старались проводить в различных формах: чтение, пересказ, обсуждение театрализация, рисование сказок и др. Все эти формы работы базировались на духовно-нравственном потенциале сказок и здесь мы выделили следующие этапы работы со сказкой:

  1.  Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию,  проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций.

  1. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания

сказки, настольный театр, пальчиковый театр, подвижные игры с персонажами сказок.

  1. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,

рисование, аппликации, конструировании. Целью этого этапа   является выражение  своего отношения к героям сказки через творчество, формирование навыков сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

  1. Самостоятельная деятельность – разыгрывание сюжетов из сказок,

театрализованные игры,  драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.  Цель этого этапа - развитие симпатии  к героям сказки и понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Сказка не только обогащает язык ребенка, но и дает гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.

С помощью сказок у детей формируются умения быть дружными, трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными  («У страха газа велики»), трудолюбивыми («Хаврошечка», «Царевна - Лягушка»). Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать.

Работая с детьми по данному направлению, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы: беседы, консультации, фотовыставки, совместные проекты, круглый стол, развлечения.

Ведь сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.

Таким образом, сказка помогает приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,  помогает возродить традиции нашего народа, духовный опыт нашей культуры.

Список литературы

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д.Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.-СПб.,1999
  2. Короткова Л. Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок. /Л. Д. Короткова – М., 2011
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для воспитателей ""Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

В духовно нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего...

статья "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" Хазова Н.Д. Власова Д.А..

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, ...