Проект «Маленькие волонтеры».
проект (старшая, подготовительная группа)

Ефимова Вероника Алексеевна

  2018 год был объявлен годом волонтера. Поэтому выстраивая образовательный процесс, захотелось соединить воедино и волонтерство и реализацию программы по разделу нравственно – патриотического воспитания детей и метод проектов, как одну из основных форм работы нашего образовательного учреждения. Так зародился проект «Маленькие волонтеры». Направление реализации проекта: Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Вид проекта: познавательно – творческий, общественно-полезный. Формы реализации проекта: НОД, беседы, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями и общественностью. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, инструктор ФК, логопед), социум. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, здоровье, художественное творчество. Срок реализации проекта: два года. Новизна проекта: Состоит в том, что организация благотворительной и добровольческой деятельности предполагается в условиях детского сада, целью которой является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях. Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_volontery.docx157.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 «Буратино» города Белово»

http://sch12.baranovichi.edu.by/sm_full.aspx?guid=23563

                         

Проект: «Маленькие волонтеры»

               

                                         

                                             

                                              Проект составили: Калугина Ольга Сергеевна

                                                                                        Ефимова Вероника Алексеевна

Организация волонтерского движения и патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад № 56 города Белово».

      2018 год был объявлен годом волонтера. Поэтому выстраивая образовательный процесс, захотелось соединить воедино и волонтерство и реализацию программы по разделу нравственно – патриотического воспитания детей и метод проектов, как одну из основных форм работы нашего образовательного учреждения.

Так зародился проект «Маленькие волонтеры».

Название проекта: «Маленькие волонтеры»

Проект составили: Калугина Ольга Сергеевна

                                   Ефимова Вероника Алексеевна

Направление реализации проекта:

 Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Вид проекта: познавательно – творческий, общественно-полезный.

Формы реализации проекта: НОД, беседы, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями и общественностью.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, инструктор ФК, логопед), социум.

 Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, здоровье, художественное творчество.

Срок реализации проекта: 2018-2020гг.

Основная идея проекта:

   Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Наиболее благоприятным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей Родины. Именно поэтому в нашем детском саду с 2016г. реализуется программа «Моя малая Родина». Главная цель программы-нравственно - патриотическое воспитание дошкольников, их духовное развитие, через знакомство с музейной комнатой, фольклором, православными праздниками, традициями, обычаями. «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Работа над программой привела нас к мысли о том, чтобы от слов о нравственности, милосердии перейти к делу. Именно это подвигло нас к организации проекта «Маленькие волонтеры». В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
       Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни, а в России – изначально, исторически связано с деятельностью православной церкви.

Актуальность проблемы: 

     Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.                                  

А ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Главное в человеке-доброта. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».                                                                                

      Именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Доброта - это качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.

   Возникают вопросы: Каким же должен быть волонтёр? В чем выражается милосердие? Как и когда складывается у детей отзывчивость? Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

      А ведь проявлять участие можно всегда и во всем: донести сумку, принести воды, помочь младшим товарищам…

     Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

      Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым и больным людям.

     Мы убеждены в том, что ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, поэтому создание в ДОУ сообщества «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ - ПЕДАГОГИ», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

      В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность, активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Наш девиз: «Не унывать! Всем помочь! Не опоздать!»

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Кемеровской области и Российской Федерации:

 1.Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.

  2.Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (Председатель Правительства РФ Д В. Путин) от 17 ноября 2008 г.  1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

  3. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

  4. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. Председатель Правительства РФ Д. Медведев. Разработанная во исполнение Национальной стратегии, действующей в интересах детей на 2012-2017г. утвержденной Указом Президента РФ) и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

  5.Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования будущих школьников.  

Новизна проекта: 

Состоит в том, что организация благотворительной и добровольческой деятельности предполагается в условиях детского сада, целью которой является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.  

Цель проекта: 

Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Ключевые задачи:

1.Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;  

2.Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;

3.Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

4.Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

5.Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.

6.Размещение в сети Интернет опыта работы в данном направлении.

Ожидаемые результаты проекта:

1.Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

2.Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения религиозных понятий, традиций народа;

3.Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

4.Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

5.Организовать преемственность с задачами начальной школы на этапе развития дошкольного и школьного детства;

6.Разместить в сети Интернет опыт работы ДОУ в данном направлении.

 Ожидаемые эффекты проекта:

1.Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые, пожилые люди и инвалиды.

2. Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

4. Разработка диагностического инструментария, методических рекомендаций по использованию волонтерской деятельности в ДОУ для педагогов и родителей и размещение в сети Интернет.

Критерии и показатели оценки результативности.

№ п/п

Критерии

Показатели оценки результативности

1.                   

Актуальность и значимость

Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО

2.                   

Рентабельность

Проект не требует больших затрат

3.                   

Эффективность

Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании.

4.                   

Воспроизводимость

Можно использовать в других дошкольных учреждениях.

5.                   

Оригинальность

Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.

6.                   

Достижения детьми планируемых результатов

Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%.  

 

7.                   

Результативность работы педагогов

Увеличение доли педагогов, оптимально использующих проектную деятельность на 50 %

8.                   

Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня

Участие, проведение

9.                   

Обобщение опыта

 

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ

10.               

Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом по нравственному воспитанию детей

 

Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно - образовательном процессе в рамках проекта на 15 %, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы   образования Кемеровской области:

1.  Данный проект не противоречит существующему законодательству Российской Федерации в области образования:

2.Позволит опробовать локальные акты по распределению опыта работы;

3.Обеспечит взаимосвязь между поколениями детей с пожилыми людьми и инвалидами;

4.Организует работу ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с ФГОС ДО;

5.Сформирует предпосылки гражданской позиции у детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

6.Обеспечит преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

7.Позволит разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей, апробировать их в ДОУ и разместить в сети Интернет;

8.При необходимости привлекать консультантов, осуществлять мониторинг реализуемого проекта, организовывать его своевременное и достоверно информационное сопровождение;

9.Реализует утвержденный проект в установленные сроки;

10.Обеспечит соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;

11.Планирует ежегодно представлять письменные отчеты о реализации проекта;

12.Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%; 

13.Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность на 50 %;

15.Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта на 15 %;

16.Использование бюджетных средств МБДОУ детский сад № 56 города Белово для материального обеспечения нравственно - патриотического воспитания детей (приобретение оборудования для создания экологической тропы);  

17.Предоставление помещений для организации семинаров – практикумов, собраний, конференций; 

18.Приобретение печатной, методической продукции, для реализации проекта, за счет средств МБДОУ детский сад № 56 города Белово; 

19.Данный проект предусматривает внешнюю и внутреннюю оценки;

20.Внешняя оценка – даётся учредителем, родительской общественностью;

21.Предметом оценки являются эффекты и новообразования, полученные в результате реализации проекта;

22.Внутренняя оценка – проводится администрацией, представителями общественно – государственного управления учреждением;

23.Предметом оценки и контроля являются: сроки выполнения мероприятий, качество их выполнения.

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

I этап-подготовительный (январь-май 2018 г)

Сроки

Мероприятия

Ответственные

январь

1.Обсуждение и утверждение проекта «Маленькие волонтеры».

Ст. воспитатель

январь

2. Формирование новой и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ.

Заведующий

февраль

3. Проведение анкетирования педагогов, родителей воспитанников.

Воспитатели

февраль- май

4.Совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Заведующий

март

5.Подготовка диагностических карт (мониторинга).

Ст. воспитатель

март

6.План реализации проекта «Маленькие волонтеры».

Ст. воспитатель

апрель

7.Семинар для воспитателей ДОУ «Методы духовно -нравственного воспитания дошкольников, через волонтерскую деятельность»

Ст. воспитатель

май

8.Проведение общего родительского собрания, посвященного вопросам духовно -нравственного воспитания детей, волонтерской деятельности

Заведующий

II этап-основной (июнь2018-май 2020гг)

июнь

Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?» «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро?»

Воспитатели

июль

День пословиц и поговорок «О добре и дружбе».

Воспитатели

август

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ситуативные игры: «Что тут хорошо и что тут плохо».

Воспитатели

сентябрь

Организационное мероприятие "Аукцион идей". Просмотр видеороликов о волонтёрах, волонтёрском движении.

Ст. воспитатель

сентябрь

Фотовыставка «Наши добрые дела»

Ст. воспитатель, воспитатели

октябрь

Акциях «Неделя добра».  Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека». Праздничный концерт детей старшего дошкольного возраста с участием родителей для бабушек и дедушек «Дорогие мои старики»

Муз. руководитель, логопед, воспитатели

ноябрь

Изготовление настольный игр: «Ласковое слово», «Копилка добрых дел».

Воспитатели

ноябрь

Праздничное мероприятие «Пускай все мамы улыбаются, в любви детей своих купаются».

Муз. руководитель, воспитатели

ноябрь

Игра-квест по безопасности с участием команды волонтеров.

Ст. воспитатель, инструктор ФК

декабрь

Инсценировка сказки В. Катаева «Цветик –семицветик». Акция «Подарок просто так», изготовление тряпичных кукол «Берегинь» с участием членов общества инвалидов.

Воспитатели

январь

Чтение С. Михалкова «Песенка друзей». Разучивание песни.

Муз. руководитель

январь

Разучивание подвижных игр: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”.

Инструктор ФК

февраль

Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участие родителей, атамана казачества г.Белово, и детского образцового ансамбля казачьей песни «Златница» к «Дню Защитника Отечества».

Муз. руководитель, инструктор ФК

март

Акция «Доброе сердце женщине». Тематический праздник к 8 марта.

Муз. руководитель

апрель

Акция «Мы здоровье бережем». Пропаганда здорового образа жизни через общение с ветеранами спорта. Флешмоб «Мы маленькие дети».

Инструктор ФК

май

Патриотический праздник к «Дню Победы» с участниками боевых действий.

Муз. руководитель, инструктор ФК

июнь

«Чти родителей своих», беседа с отцом Михаилом. Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

Ст. воспитатель

июль

«Общество добрых книг», чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья» и др.

Воспитатели

август

Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. и др.

Муз. руководитель

сентябрь

Жизнь в «Стране знаний». Поздравление дошкольных работников и педагогов-пенсионеров.

Муз. руководитель

октябрь

Проект «Город мастеров». Взаимосвязь поколений - дети, взрослые, пожилые люди и инвалиды.

Ст. воспитатель, воспитатели

декабрь

«Копилка добрых сказок»: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский «Скупой», В. Катаев «Цветик- семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая «Мой сын» и др.

Воспитатели

январь

«Книга добрых дел» -рассказы детей по рисункам о добрых поступках, которые совершили.

Воспитатели

февраль

«23 февраля-праздник сильных мужчин», спортивное развлечение с папами, дедушками и детским образцовым ансамблем казачьей песни «Златница».

Инструктор ФК

март

Посиделки с мамами и бабушками «Международный женский день». Приглашение женщин- инвалидов.

Ст. воспитатель

апрель

Акция «Неделя добрых дел», учиться помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.

Воспитатели

май

Конкурс чтецов «День Победы». Приглашение ветеранов.

Логопед, воспитатели

май

Акция «Будь природе другом». Пропаганда охраны природы через изготовление листовок. 

Воспитатели

май

Акция «Подари красоту детям». Благоустройство и озеленение территории детского сада совместно с детьми и обществом инвалидов.

Воспитатели, родительский комитет

III этап-заключительный (июнь 2020г)

июнь

Мониторинг детей по реализации проекта «Маленькие волонтеры»

Ст.воспитатель, воспитатели

июнь

Анализ деятельности воспитателей по реализации проекта «Маленькие волонтеры»

Ст. воспитатель

июнь

Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Маленькие волонтеры»

Ст. воспитатель

Нормативно-организационное обеспечение проекта:

-Всеобщая декларация прав человека (1948г.)

-Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

-Всеобщая Декларация Добровольцев (Амстердам, 2001г.)

-Конституция Российской Федерации (1993г.)

-Гражданский кодекс Российской Федерации (1994-2006г.)

-Конвенция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (2009г.)

-Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995г.)

-Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.)

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.)

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015г.)

- «Санитарно - эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» 2.4.1.3049-13

-ФГОС ДО (2013г.)

-Устав ДОУ(2016г.)

-Лицензия (2016г.)

-Основная образовательная программа ДОУ(2016г.)

Список литературы:

 1.Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).

2.Берстенева Е.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. «Печатная слобода», издание 2013. – 111 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД)

3.Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2009- 152с.

4.Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.

5.Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.  208с.

6.Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013г.

7.Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду»: Методическое пособие. -М.: Мозаика –Синтез, 2014. -72 с.

8.Степанов В. Мы живем в России. Из-во «Оникс», М., 2007г.

9.Шпикалова Л.Я., Поровская Г.А. «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. 272с

10.Шевченко Л.Л. «Добрый мир». из-во «Подмосковье» 2012г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят"

Педагогический проект для реализации в системе образования на разновозрастное общение с детьми, помощь старших дошкоьников младшим в обучении малышей лепить, рисовать, играть и т.д....

Социальный проект "Маленькие волонтеры"

Наш проект «Маленькие волонтеры» направлен на осуществления помощи спортсменам с ограниченными возможностями. В таком ключе наши дети не только получили бесценный опыт милосердия, но и при...

Проект "Маленькие волонтеры" старший дошкольный возраст

Проект разработан для реализации с детьми старшего дошкольного возраста. К проекту прилагается перспективное планирование....

Проект "Маленькие волонтеры"

Основная педагогическая идея  проекта «Маленькие волонтеры» заключается в организации волонтерского движения в детском саду как активной формы общения в детской среде, ...

Социальный проект «Мы — маленькие волонтеры»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...

Проект: «Маленькие волонтеры или Доброе сердце»

Развитие социальных навыков детей старшего дошкольного возраста ,через организацию волонтерского движения в детском саду....

Проект «Я – маленький волонтер»

Проект «Я – маленький волонтер»...