Главные вкладки

    Проект "Маленькие волонтеры" старший дошкольный возраст
    проект (старшая, подготовительная группа)

    Проект разработан для реализации с детьми старшего дошкольного возраста. К проекту прилагается перспективное планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_malenkie_volontery_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx41.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    «Маленькие волонтеры»

    ( старший дошкольный возраст)

    Человек начинается с детства.

    Именно в детстве делается посев добра.

    Взойдёт он лишь через   годы,  

    и тогда будет видно, взошёл ли посев добра

    или же сорняки зла заглушили его.

    Будет видно, какой человек вошел в жизнь

    и стал членом общества.

    С.Михалков

     

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

    Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

    Психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

    Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи тяжело, а иногда и совершенно невозможно быть полноценным участником коммуникации.

    Социализацию можно рассматривать как процесс адаптации ребенка к социальной среде, а ее итог в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми. Социализация предполагает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, его саморазвитие и самореализацию, усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.

    Нарушения речи у детей влияют на коммуникативную деятельность, степень социальной достаточности ребёнка, своевременность интеграции его в общество и достижение индивидуального максимального уровня общего развития.

    Социализация детей с нарушениями речи имеет свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой, адекватного реагирования на происходящие изменения, в достижении своих целей, что может привести к дисбалансу в поведении.

    О важности детской социализации говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 4.6.) Он определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

    Актуальность: Одним из условий успешной социализации детей является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».  Для этого, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей. Поэтому,  детей с ТНР необходимо интегрировать    в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Их социализация напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Одной из таких форм работы можно назвать использование педагогической технология «Дети – волонтеры», автором которой является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.

    С целью реализации данной технологии нами был разработан  проект «Маленькие волонтеры». Девиз проекта: «Дари добро».

                 Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

                 Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

    Проблема: Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

    Проблемой является отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Цель: Создание условий для успешной социализации детей с ТНР посредством реализации проекта «Маленькие волонтёры».

    Задачи:- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

    - способствовать развитию самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

    - создать условия для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

    - способствовать пропаганде здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

    Участники проекта: дети, родители  подготовительной логопедической группы (2018-2019 у.г.); старшей-подготовительной группы (2019-2021 гг.), педагоги ДОУ, библиотека для семьи.

    Сроки реализации: сентябрь 2018 - апрель 2021 г.

    Предполагаемый результат: 

    -будут развиты духовно-нравственные качества личности, навыки общения в разновозрастном коллективе;

    -будет сформирован опыт ответственного взаимодействия, социальной активности;

    -будут развиты такие качества как лидерство, исполнительская дисциплина, инициативность.

    -у дошкольников будут сформированы основы ЗОЖ.

    Этапы работы над проектом

    1 этап – организационно - диагностический (сентябрь 2018). 

    Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства; создание методической базы.

    2 этап - формирующий (октябрь 2018-март 2021)

    Цель: Организация  волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

    3 этап - обобщающий (апрель 2021)

    Цель: Итоговая диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста. Анализ и подведение итогов работы, обобщение опыта на уровне ДОУ, города и РХ.

    Литература.

    1.    Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

       2. Бахчеева Е. Н., Никитина С. А., Будилова В. Ю. Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 18–21.

    3. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

    5.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

    6.Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

    7.Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана – Граф.

    8.Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.

        Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.

    Перспективное планирование по волонтерскому движению в старшей группе.

    Месяц

    Название мероприятия

    Ответственные

    Октябрь

    1

    Беседа на тему: «Что такое добро?» Цель: Формировать адекватное отношение к своим поступкам; расширять представление о доброте» О.Р.Меремьянова «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет», стр.36

    воспитатели

    2

    Анкетирование детей и родителей.

    Цель: Выявление уровня компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

    воспитатели

    3

    Слушание и разучивание песен о доброте 

    «Что такое доброта?»-«Барбарики»

    Воспитатели, муз.рук.

    4

    Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта?», выставка рисунков родителей «Добро и милосердие глазами взрослых»

    воспитатели

    5

    Мероприятие в библиотеке «Что такое доброта и где она живет?»

    Воспитатели, Библиотека для семьи

    6

    Игра «Подумаем о доброте»

    Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне. Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.

    воспитатели

    Ноябрь

    1

    Просмотр мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»

    воспитатели

    2

     Чтение худ.лит-ры: А.Барто «Вовка-добрая душа», «Как Вовка стал старшим братом».

    воспитатели

    3

    Знакомство с волонтерским движением. Просмотр видеороликов.

    воспитатели

    4

    Сделать видеозапись высказываний детей о доброте, милосердии и т.п. (показать на родительском собрании)

    воспитатели

    5

    Встреча с волонтерами. Продолжаем знакомиться с волонтерским движением

    воспитатели

    6

    Помогаем малышам одеваться на прогулку, учим убирать игрушки на место, организуем совместные игры на участке.

    Воспитатели,

    7

    Родительское собрание, посвященное вопросам духовно-нравственного воспитания детей, волонтерской деятельности. Анализ анкет. Привлечение родителей к сотрудничеству в работе над проектом.

    Воспитатели, уч-логопед

    8

    Развлечение «Посвящение в юные волонтеры»

    Воспитатели, муз.рук.

    Декабрь

    1

     Беседа на тему: «Что значит добрый человек?»

    воспитатели

    2

    Чтение худ.лит-ры: А.Барто «Шла вчера я по Садовой…», О.Дриз «Доброта»,

    воспитатели

    3

    Помогаем малышам одеваться на прогулку, учим убирать игрушки на место, организуем совместные игры на участке.

    Воспитатели, муз.рук.ль

    4

    Дидактические игры «Чем я могу помочь?», «Что было бы, если бы….», «Хорошо-плохо», «Опасные ситуации»

    воспитатели

    5

    Семинар для педагогов «Волонтерская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

    воспитатели

    6

    Выставка книг о добрых поступках и делах

    воспитатели

    7

    Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника доктора Айболита»

    воспитатели

    Январь

    1

    Беседа на тему: «Легко ли быть добрым?»

    воспитатели

    2

    Чтение худ.лит-ры: Л.Николаенко «Доброта»

    воспитатели

    3

    Слушание и разучивание песен о доброте «Доброта» из м/ф «Приключения поросенка Фунтика»

    воспитатели, муз.рук.

    4

    Учим малышей играть в игры на развитие воздушной струи

    Воспитатели,дети

    5

     Игра «Доброе сердце». Один человек играет роль «доброго сердца». Он выходит за дверь и думает, что доброго он может сделать для кого-либо из своих друзей. Педагог открывает дверь и громко говорит: «Дверь свою мы распахнем, сердце доброе зовем».

    «Доброе сердце» заходит, берет одного из детей за руку, выводит его на середину круга и говорит, что «оно» сегодня сделает для этого человека.

    воспитатели

    февраль

    1

    Беседа на тему «Чья доброта нас окружает?»

    воспитатели

    2

    Творческое задание «Доброе дело»

    Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.

    воспитатели

    3

    Акция «Безопасная дорога детства»-раздача листовок водителям возле входа на территории д/с

    Воспитатели, муз.рук

    4

    Учим малышей играть в настольные игры

    воспитатели

    5

    Праздник для пап к Дню защитника Отечества

    Воспитатели, муз.рук

    Март

    1

    Неделя добрых дел: Помогаем малышам одеваться на прогулку, учим убирать игрушки на место, организуем совместные игры на участке.

    воспитатели

    2

     Творческое задание «Поможем другу»

    Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай».

    Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу.

    Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какой-либо подарок (рисунок, песенку). В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.

    воспитатели

    3

    Акция к Дню Земли «Чистый участок» - субботник на участке совместно с родителями.

    Воспитатели,муз.рук.

    4

    Создание книги сказок и стихов про доброту и добрые поступки (родители, дети)

    воспитатели

    Апрель

    1

    Игра «Добрый дождик» Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

    Например: я увидела цветок, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.

    После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

    воспитатели

    2

    Акция «Посади дерево» - посадка деревьев на территории детского сада (осинка, клен)

    воспитатели

    3

    Неделя добрых дел: организуем совместные игры с малышами на участке.

    Воспитатели, муз.рук.

    Май

    1

    Благоустройство и обустройство участка «Подари детям красоту»-(родители и посильная помощь детей)

    воспитатели

    2

    Неделя добрых дел: организуем совместные игры с малышами на участке.

    воспитатели

    3

    Акция к Дню Победы Велокросс и флешмоб «Только вместе мы большая сила»

    воспитатели

    Диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста

    Цель: Изучить уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Методы:

     - наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в естественных условиях;

     - индивидуальное диагностическое обследование.

    В концепции социального воспитания ребенка под руководством М.И.Рожковой и И.И. Фришман определены критерии и показатели социализации старших дошкольников:

    3 уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Высокий уровень - ребенок знает нормы социального поведения: «что такое хорошо и что такое плохо»; эффективно взаимодействует со средой, способен поступать так, как принято в культурном обществе; свободно входить в систему игровой деятельности, общения и социального поведения; проявляет эмоции (переживания, восторга или разочарования и недовольства) от результатов этой деятельности; имеет интерес к семейным и народным традициям социума; ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде; проявляет социальные качества (чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи);  бережно относится к результатам своей и совместной детской и взрослой деятельности

    Средний уровень - ребенок знает нормы социального поведения: «что такое хорошо и что такое плохо», но не эффективно взаимодействует со средой, способен поступать так, как принято в культурном обществе; свободно входить в систему игровой деятельности, общения и социального поведения; не проявляет эмоции (переживания, восторга или разочарования и недовольства) от результатов этой деятельности; имеет интерес к семейным и народным традициям социума, но не ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде; проявляет социальные качества (чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, эмпатии);  проявляет себя как члена общества, но не умеет бережно относится к результатам своей и совместной детской и взрослой деятельности.

    Низкий уровень - ребенок не знает нормы социального поведения: «что такое хорошо и что такое плохо», не взаимодействует со средой, не способен поступать так, как принято в культурном обществе; не умеет свободно входить в систему игровой деятельности, общения и социального поведения; не проявляет эмоции (переживания, восторга или разочарования и недовольства) от результатов этой деятельности; не имеет интерес к семейным и народным традициям социума, не ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде; не проявляет социальные качества (чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, эмпатии); не проявляет себя как члена общества, не умеет бережно относиться к результатам своей и совместной детской и взрослой деятельности.

    Результаты  диагностики на сентябрь 2019 г.

    Всего детей

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    сент

    май

    сент

    май

    сент

    май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

    Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

    Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

    «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

    Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

    Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

    Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

    Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...