Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Ступеньки Доброты»
рабочая программа (старшая группа)

Затовканюк Елена Валентиновна

Актуальность программы

В условиях современного развития общества, особую роль приобретают вопросы воспитания детей на основе восприятия общечеловеческих ценностей. Будущее нашего общества, его социальный и нравственный климат определяются тем, что происходит в душах наших детей. Нравственно – этические ценности можно и нужно формировать, начиная с дошкольного возраста. Понимание необходимости осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что хорошо конкретизируется через понятие «духовность», основанное на вечных критериях истины, добра, красоты привело к созданию данной программы.

Программа «Ступеньки Доброты»  актуальна,  так как способствует  формированию  личностной, социальной и семейной культуры,  и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество. Программа доступна для мотивированных детей,  для детей из сельской местности, а также детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Содержание программы адаптировано к потребностям детей с ограниченными возможностями, раскрывая их творческий  потенциал через различные виды игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zatovkanyuk_e.v.docx142.13 КБ

Предварительный просмотр:

                Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

                              «Остерский детский сад «Солнышко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

                               «Ступеньки Доброты»

             

                                                 Возраст обучающихся: 5-8 лет

                                       Срок реализации: 2 года

                                                                                   Автор – составитель:

                            Затовканюк Елена Валентиновна,

                                               воспитатель

                                                                                 

                                             

                                                   с. Остер, 2020  

                                         

                                          Пояснительная записка

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки Доброты» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г.  № 196);
  • СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Остерский детский сад «Солнышко»

Направленность: социально-педагогическая.

Актуальность программы 

В условиях современного развития общества, особую роль приобретают вопросы воспитания детей на основе восприятия общечеловеческих ценностей. Будущее нашего общества, его социальный и нравственный климат определяются тем, что происходит в душах наших детей. Нравственно – этические ценности можно и нужно формировать, начиная с дошкольного возраста. Понимание необходимости осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что хорошо конкретизируется через понятие «духовность», основанное на вечных критериях истины, добра, красоты привело к созданию данной программы.

Программа «Ступеньки Доброты»  актуальна,  так как способствует  формированию  личностной, социальной и семейной культуры,  и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество. Программа доступна для мотивированных детей,  для детей из сельской местности, а также детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Содержание программы адаптировано к потребностям детей с ограниченными возможностями, раскрывая их творческий  потенциал через различные виды игровой деятельности.

Новизна программы: состоит во включении в воспитательный процесс  лично – ориентированного подхода к воспитанию духовно-нравственных качеств, музейно-педагогических и информационных технологий, в создании системы приобщения ребенка к культуре, традициям русского народа,  в создании новых условий для творческого развития воспитанников, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды для детей в группе.

Педагогическая целесообразность: данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников.

Учреждение (адрес): Муниципальное бюджетное дошкольное          общеобразовательное учреждение «Остерский детский сад «Солнышко»

216 537 Смоленская область, Рославльский район, село Остер, ул. Школьная, д. 4

По продолжительности реализации программа рассчитана на: 2 года

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом, рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Занятия проводятся: с воспитанниками в соответствии с требованиями СанПиН:

  • 1-ый год обучения – 25 минут в неделю;
  • 2-ой год обучения – 30 минут в неделю Первый год обучения рассчитан на 35 часов, второй год обучения рассчитан на 36 часов.

Форма организации образовательного процесса: очная

По содержанию деятельности: интегрированная

Уровень сложности: 1 год обучения – стартовый; 2 год обучения - базовый.

По уровню образования: общеразвивающая

Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: 

  • занятие - презентация;
  • занятие - творческая мастерская;
  • занятие -  аппликация;
  • занятие - путешествие;
  • занятие - игра;
  • занятие - чтение художественной литературы;
  • занятие - просмотр обучающих фильмов, презентаций;
  • занятие - слушание аудиозаписей и мн. др.

На занятиях у воспитанников формируются образные представления, развиваются мышление и воображение. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, побуждает к созидательной активности и творчеству.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступеньки Доброты» является игра.

Цель программы 

  • содействие целостному духовно – нравственному и социальному      развитию личности ребёнка – дошкольника

Задачи программы

Образовательные:

  • заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной  позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
  • формировать представление о своей малой Родине, селе Остер;
  • расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, существующих в ней взаимосвязях;
  • обобщить все полученные знания и использовать их в практической деятельности (игры, детские праздники, аппликация и др.).
  • формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей

Развивающие:

  • ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
  • развить познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе,   бережное отношение к ней;
  • совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
  • развивать творческие способности детей;
  • развить воображение, фантазию;
  • укреплять здоровье детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
  • формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в    современном обществе;
  • формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
  • создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
  • воспитать гуманную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, своих близких и окружающую природу, бережно относиться к ней, приумножать богатство окружающего мира;
  • воспитать самостоятельность и желания трудиться, доводить начатое дело до конца, уважение к людям труда;
  • воспитать любовь к родной природе, своей малой Родине;

Ожидаемые результаты

Предметные результаты 

На момент завершения реализации программы «Ступеньки Доброты» воспитанники  должны иметь представление:

  • о дружбе, о милосердии, о доброте;
  • о дружбе людей разных национальностей;
  • о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;
  • о правилах поведения в общественных местах;
  • о правилах речевого этикета;
  • о взаимоотношениях членов семьи;
  • об  основных православных праздниках.

должны уметь:

  • оформлять результаты наблюдений, впечатления от экскурсий в виде творческих работ: рисунок, аппликация, лепка и т.д.;
  • распознавать на рисунках и в природе изученное на занятии;
  • уметь организовать свое рабочее место; выбирать и использовать инструмент, необходимый для конкретного вида работы.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  •  научатся решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватно возрасту);
  • будут уметь определять понятия по изучаемым темам;  
  • строить логическое рассуждение, умозаключения при ответах на вопросы.

Регулятивные:

  • овладеют  умением работать по правилу и образцу, слушать своего педагога и выполнять его инструкции.

Коммуникативные:

  • овладеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • будут  способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • научатся работать индивидуально и в группе,находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Личностные результаты

          Будут уметь:

  • проявлять заботу;
  • оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;
  • оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;
  • проявлять доброжелательность к окружающим людям;
  • взаимодействовать в коллективе сверстников;
  • сопереживать успехам и неудачам друзей;
  • уважительно относиться к окружающим;
  • распознавать аморальные качества (трусость, жестокость, леность, лживость), давать им оценку;
  • учитывать и принимать позицию другого;
  • правильно вести себя в природе, не причиняя ей вред.

                                      Учебный план (2 года)

                         

№ п/п

Название образовательных  блоков

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Беседа,

творческая работа

1.

«Природа глазами души»

14

4

10

 Беседа,

творческая работа

2.

«Родное село»

12

4.5

7.5

Наблюдение,    

творческая работа

3.

«Счастье семьи»

14

5.5

8.5

Наблюдение,    

творческая работа

4.

«Азбука мудрости»

29

9.5

19.5

Наблюдение,

творческая работа, картинки

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Беседа,

презентация

Всего:

71

24.5

46.5

                                   

                              Содержание учебного плана

Вводное занятие (1 час)

Теория: на первом занятии педагог знакомит  детей с содержанием  

программы      «Ступеньки доброты», где сообщает воспитанникам

 с чем они познакомятся, чему научатся, о правилах поведения.

Решают организационные вопросы.

Практика: Игра-тренинг «Мы-вместе»

I Блок «Природа               глазами  души» (14часов)

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей нас среде.

Включает игровую, занимательную форму проведения занятий, которая отвечает психологическим особенностям, особенностям развития  познавательных интересов. Деятельность детей строится        с учетом        их интересов, на свободном   выборе. Самостоятельная деятельность способствует накапливанию и             совершенствованию знаний,        а также обогащению        досуга детей, наполняя        его       социально-ценностным содержанием. Реализация        данного блока        позволяет        в          свободной, ненавязчивой форме воспитывать        у  дошкольников интерес к    знаниям, к окружающему нас миру

Темы занятий блока:

1. « Мы на земле не одни»

Теория: Формировать у детей представление о том, что на земле кроме нашей страны России есть ещё очень много стран и в них живут люди разных национальностей. Расширять представления об окружающем мире

Практика: изготовление аппликации «Мы на земле на одни»

2. «Чему нас учит солнце?»

Теория: раскрыть значение и роль солнца для живой и неживой природы.

Практика: выставка предыдущих работ с изображением солнышка

3.«Новогодняя сказка»

Теория: закрепить знания о признаках зимних явлений природы; названий зимних месяцев; о зимующих птицах; красоте родной природы зимой

Практика: рисование природы зимой

4.«Тайны моря»

Теория: закрепить представление детей о море, разных его обитателях, вспомнить неблагоприятные для природы последствия деятельности человека, познакомить детей с условиями очищения воды при участии человека и со значением ее в жизни людей.

Практика: аппликация «Аквариум»

5.« Кому нужен дождик?»

Теория:  развивать познавательный интерес к познанию природы, через приобщение к творчеству русских художников и экспериментальную  деятельность.

Практика: нетрадиционная техника рисования дождя

6.«Земля — матушка»

Теория: объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания, сообщить детям обычные приёмы земледелия, научить их, что надо делать, чтобы поддерживать плодородие почвы и чтобы урожай, выращенный на ней, был хорошего качества.

Практика: чтение стихотворений о земле русской

7.« О чём поёт ветер»

Теория: расширить кругозор детей, представление детей о таких природных явлениях как ветер и его разновидностях: ураган, буря, смерч, а также с некоторыми правилами безопасности, воспитывать познавательный интерес и любовь к природе, умение видеть её красоту.

Практика: рисование

8.«Дары земли»

Теория:  познакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование дошкольниками основных свойств полезных ископаемых, показать их важную роль в экономике страны, формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки, воспитывать бережное отношение к природным богатствам, воспитание толерантности.

Практика: практическое исследование «Дары матушки-земли»

9.«Природа Смоленской области»

Теория: дать детям представление о городе как о поселении, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину, чем занимались его, жители, познакомить с историей строительства крепостной стены, рассказать о событиях, связанных с ними, развивать речь детей, воображение, познавательные интересы, воспитывать уважительное отношение к памятным местам города, желание делать его красивее.

Практика: создание коллективной работы

10.«Удивительное чудо природы». Времена года

Теория: формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком, формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки, увеличение познавательной активности.

Практика: рисунок «Любимое время года»

11.«Помоги пернатым друзьям!»

Теория: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Практика: Аппликация «Птицы на кормушке»

12.«Удивительный мир лесов в разные времена года»

Теория: формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе,

 создать условия для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся, умения высказывать свое мнение, аргументировать его, научить видеть и ценить красоту природы.

Практика: составление гербария.

13.«Цветы в доме»

Теория: воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними, развивать мыслительные операции - анализ, синтез, классификацию, учить делать умозаключения и обобщения.

Практика: посадка растений в группе

14.«Мир прекрасен!»

Теория: повторить и обобщить знания детей об экологии, обитателях Земли,

систематизировать знания детей об окружающем мире и правилах поведения в природе, развивать внимание, мышление и речь учащихся,прививать любовь к природе.

Практика: изготовление макета Земли

II блок «Родное село»(12 часов)

Цель: расширять знания детей об истории села Остер, воспитывать любовь к  родному краю, его жителям.

Мероприятия данного  блока знакомят детей с    родным селом (история, памятники архитектуры,    природно - географические особенности, историческое        значение                   села в        жизни Смоленского края,  памятные места родного края)

Темы занятий блока:

1.«История возникновения села Остёр»

Теория: уточнить представления детей о последовательности событий в жизни родного села, способствовать проявлению потребности в получении информации об истории села, воспитывать чувство признательности и любви к родному селу.

Практика: составление фотоколлажа

2.«Целевая прогулка по улицам села»

Теория: воспитывать чувство признательности и любви к родному селу, формировать способы практического применения полученной информации в самостоятельной деятельности.

Практика: рисование понравившегося места

3.«Моё любимое село глазами детей»

Теория: уточнить представления детей о родном селе, формировать у детей понятие «малая родина», развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, оспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Практика: аппликация

4.Экскурсия в музей истории села в Д/К.

Теория: сформировать представление о музее, расширить и углубить знания воспитанников об истории родного села;  развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ; воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей села.

Практика: экскурсия

5.Воины-интернационалисты села Остер (МБОУ «Остерская средняя школа носит имя воина – афганца Владимира Газенкова)

Теория: знакомство с жизнью нашего земляка, героя-афганца Владимира Газенкова, вызывать чувство гордости за наших земляков

6.Создание альбома «Моя малая Родина – село Остер»(2ч)

Теория:  создать условия для  формирования коммуникативных способностей воспитанников, умения работать в группе, умения сотрудничать с другими детьми, уважения к товарищам;  способствовать развитию регулятивных универсальных действий, умения планировать свою деятельность, работать по плану; сопоставлять результаты с заданием, оценивать каждый этап своей работы; воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать.

Практика: Коллаж

7.« Чем славится наше село — экскурсия на торфопредприятие»

Теория: знакомство с предприятием, его историей, с трудом взрослых, вызывать гордость за наших земляков

Практика: посадка цветов в торфяные горшочки

8.«Дом, в котором я живу»

Теория:  обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства

Практика: аппликация «Мой дом»

9.Изготовление фотоальбома  «Особенные места нашего села»

Практика: коллаж

10.«Какой  я вижу свою малую Родину?»

Практика:  творческая работа

11.«Деревянные ложки» (выставка народного умельца села Остер)

Теория: расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа, вызывать гордость за наших земляков.

Практика: раскрашивание ложек

III Блок «Счастье семьи»(14 часов)

Цель: воспитание любви, уважения и  милосердного отношения к ближним

Мероприятия         данного  блока способствуют знакомству с        духовно- нравственными традициями        и укладом  жизни        в семье.

Темы занятий блока:

1.«Имя — великое сокровище»

Теория: знакомство детей с историей возникновения имен, формирование у дошкольников основы национального самосознания и исторической памяти, воспитание чувства уважения, благодарности и любви к нашим соотечественникам.

2.«Поклонение женщине-матери»(2ч)

Теория: воспитывать у детей чувства любви, уважения, благодарности, восхищения к Матери, женщине, воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись), в которых главным является образ женщины матери, вводить ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей.

Практика : рисование «Портрет моей мамы»

3.«Уважение старших»

Теория: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Практика: изготовление подарка для родных

4.«Дедушкины золотые руки»

Теория: узнать, почему все говорят, что у моего дедушки «золотые руки», познакомить с умениями и мастерством дедушек, развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности

Практика: исследовательская деятельность

5.«Мама-радость наша!»

Теория: показать роль женщины в обществе, воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее. Практика: аппликация «Подарок для мамы!»

6.« Наши родители»

Теория: расширять представления детей о семье, родственных отношениях, побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства, воспитывать у детей чувство уважения к семье, предкам, чувство привязанности, любви, заботы к членам семьи.

Практика: рисование «Моя семья»

7.«Дерево семьи - моя родословная»

Теория: развитие мировоззренческих представлений детей, связанных со словами “родительская любовь”, «семья - ячейка общества, родословная семьи

Практика: составление родословной

8.«Рассказы детей о своих бабушках и дедушках»

Теория: развить социально- коммуникативные навыки у детей, диалогическую речь, внимание, мышление, уважение к пожилым людям.

Практика: рисование «Портрет моей бабушки»

9.«Счастливая семья»

Теория: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе; активизация словаря детей на основе углубления знаний о своей семьеразвитие эмоциональной отзывчивости, творческой самостоятельности, эстетического вкуса; воспитание любви и уважения к своей семье, к родным и близким людям.

Практика: аппликация «Моя семья»

10.«Наши мамы, бабушки, сестрёнки»

Теория: расширять представления детей об истории праздника 8 марта.

Практика: «Подарок для…» поделка

11.«Чтение стихотворений о семье»

Теория: формирование навыков содержательного и выразительного рассказывания стихотворения «Помогаем маме » наизусть по схемам-рисункам.

12.«Семейные традиции»

Теория: формирование представлений о семейных традициях, объединяющих семью.

Практика: выставка рисунков «Моя семья»

13.«Семейные и народные  праздники»

  Теория: развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Практика: праздник «У нас в семье» (совместно с родителями)

IV Блок «Азбука мудрости»(29 часов)

Цель: воспитание общей        культуры, верности        духовным                                    традициям России, чувства сопричастности к                                       историко-культурным наследиям, формирование представления об основных православных праздниках.

Включает участие детей в общественно - полезных делах: экскурсии,         целевые прогулки, народные праздники, беседы о позитивных событиях в истории        страны, культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян, победах        русского народа. Мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего Отечества.

Темы занятий блока:

1.«С чего начинается Родина?»

Теория: воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: совершенствование знаний детей о государственной символике и формирование эстетического отношения к народным символам. Презентация «Символы России»

Практика: пластилинографика «Символы России»

2.«В старину в Отечестве нашем…»

Теория: сформировать у детей представления о жизни наших предков славян, вызвать интерес к истории русского народа, его быте, обычаях. Видеофильм о славянах

3.«От защитников богатырей до защитников наших дней»

Теория: способствовать проявлению чувств любви и уважения к защитникам Отечества, гордости за историческое прошлое своей страны, свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, в будущем стать защитниками Отечества.

Практика: обрывная аппликация «Герои»

4.Смоленщина в сказке И.С. Соколова        Микитова «Соль Земли»

Теория: знакомство с автором сказки и со сказкой, развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Презентация «Соль Земли»

Практика: инсценировка

5.« Люди других национальностей»

Теория: ознакомить детей с национальностями нашей страны, многонациональной культурой России, учить детей уважительно относиться к людям других национальностей, воспитывать уважение к культуре и традициям других народов.

 Практика: Поделка «Хоровод вокруг Земли»

6.«Рождество Христово»

Теория: познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова, расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов, привлечь внимание детей к христианским традициям, воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа. Презентация «Рождество Христово»

Практика: нетрадиционная техника рисования «Ангел мой»

7.«Устное народное творчество Смоленского края»(2ч)

Теория: приобщение детей к устному народному творчеству Смоленского края.

Практика: чтение смоленских сказок, рисование

9.«Наш земляк-Юрий Гагарин»

Теория: познакомит с жизнью А.А. Гагарина, первого космонавта; познакомить детей с удивительным космосом и планетами солнечной системы; познакомить детей с тем, как возникла солнечная система (в сказочной форме), развивать творческую индивидуальность детей, мышление, внимание, память, воображение детей, поддерживая проявления их фантазии. Практика:  граттаж «Космос»

10.«Когда мы едины - мы непобедимы»

Теория: создать условия для развития чувства патриотизма у дошкольников, уважения к историческому прошлому страны.

Практика: оформление коллективной работы

11.«Терпение и труд всё перетрут»

Теория: на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд, сформировать понятия «прилежный», «старательный» как синонимы, дать положительную оценку данным качествам, создать атмосферу доверия и безопасности для каждого ребенка, воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость. Презентация.

12.«Мечты и цели»

Теория: учить ставить цели и достигать их, понимать отличие мечты и цели

Практика: выполнение заданий

13.«Простые истории человеческой жизни»

Теория: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности воспитанников.

Практика: изготовление подарка другу

14.«Профессия-воспитатель»

Теория: познакомить детей с профессией «воспитатель»,формировать представления о выполнение трудового процесса с названием профессии.

Практика: рисование «Воспитатель»

15.«День освобождения Смоленщины»

Теория: обогатить знания детей знания детей о Дне освобождения
Смоленщины, уточнить, расширить знания о памятниках, вечном огне, обелисках, находившихся на территории Смоленщины, воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Практика: аппликация «Подарок ветерану»

16.«Народные промыслы – Смоленская свистулька»

Теория: расширить представление детей о русских народных промыслах, в частности о смоленской гончаровской  глиняной свистульке

Практика: роспись свистульки

17.«Мы - едины!»

Теория: продолжать формировать у воспитанников чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства.

Практика: аппликация «Символы России»

18.« Люди других национальностей»

Теория: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантностисформировать правильное представление о толерантном поведении.

Практика: изготовление кукол разных национальностей, проживающих в России(по шаблонам)

19.Наш мини-музей «Бабушкин чуланчик»

Теория: рассмотреть экспонаты музея, их внешний вид, предназначение, знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков.

Практика: рисование «Предметы старины»

20.«Русские народные зимние забавы»

Теория: знакомство с русскими народными зимними забавами. Презентация «Русские народные зимние забавы»

Практика: игровая деятельность(на улице)

21.«Скоро, скоро         Новый        год!»

Теория: закрепление знаний об особенностях праздника «Новый год»

Практика: просмотр мультфильма «Снеговик-Почтовик»

22.«Великий праздник Рождества»

Теория: познакомить детей с историей возникновения традиции наряжать елку в Рождество и Новый год, обогащать словарный запас детей новыми словами, прививать интерес детей к изучению истории православной культуры, воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Практика: нетрадиционная техника рисования «Рождество»

23.«Святочные гуляния»

Теория: формировать духовно-нравственные ценности детей посредством приобщения к православным традициям ,развивать познавательную активность, любознательность детей, эмоциональную отзывчивость, прививать уважение и любовь к православным традициям своего  народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.   

Практика: игры

24.Викторина «Что мы знаем о нашей армии»

Теория: продолжать формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Практика: «Подарок для папы» (изготовление поздравительного плаката)

25.«А что значит быть добрым?»

Теория: расширять  знания воспитанников  о вежливых и добрых словах, поступках, их применение в жизненных событиях, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Практика: рисование «Цветик –семицветик»

26.«Звёздный путь» Ю.А. Гагарин

Теория: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, вызвать познавательный интерес о первом космонавте Ю. Гагарине, расширять знания детей о космосе,воспитывать чувство гордости за историю своей страны.

Практика: Конструирование « Космический корабль»

27.«Православный  праздник -Пасха»

Теория: создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных  христиан. Презентация «Рождество»

Практика: роспись яиц

28.«Великий        праздник        Победы»

Теория: продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с     подвигами   советских  солдат, расширять знания детей о государственном  празднике  «День  Победы», закреплять знания по теме «Защитники Отечества», воспитывать у детей чувство патриотизма: любовь к своей Родине, гордость за свою страну, уважение к людям старшего поколения (ветеранам). Презентация «День Победы»

Практика: рисунок ветерану «Мы не забудем никогда»

Итоговое занятие(1 час):

Теория: на последнем занятии воспитатель, совместно с детьми проводит викторину-повторение пройденного материала, представленную в виде презентации. Также акцентирует внимание детей подготовительной группы на том, что следующий этап в жизни ребят – школа. Знания, полученные на занятиях по программе «Ступеньки Доброты» пригодятся им в будущем.

Практика: Тренинг

 Все блоки взаимосвязаны между собой для решения поставленных задач.

Из каждого блока для календарного учебного графика выбирается соответствующая тема занятия (на усмотрение педагога)

                                       

                                 

                                    Календарный учебный график

                                                     (1 год обучения)

№ п/п

 Месяц

  Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Форма

контроля

1.

Сентябрь

Вводное занятие

1

Занятие-игра

беседа

2.

Сентябрь

«С чего начинается Родина?»

1

Занятие-презентация

беседа

3.

Сентябрь

«В старину в Отечестве нашем…»

1

Занятие-игра

беседа

4.

Сентябрь

«От защитников богаты-

рей        до        защитников наших дней» (рисунок)

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

Итого:

4

5.

Октябрь

«История возникновения села Остёр»

1

Занятие-презентация

беседа

6.

Октябрь

«Имя — великое сокровище»

1

Занятие-игра

творческое

задание

7.

Октябрь

Смоленщина в сказке И.С. Соколова        Микитова

«Соль Земли»

1

Чтение художественной

литературы

беседа

8.

Октябрь

« Мы на земле не одни»

1

Занятие-презентация

игровое

задание

Итого:

4

9.

Ноябрь

«Целевая прогулка по улицам села»

1

Занятие-экскурсия

беседа

10.

Ноябрь

«Поклонение женщине-матери»

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

11.

Ноябрь

«Поклонение женщине-матери»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

Итого:

3

12.

Декабрь

«Чему нас учит солнце?»

1

Занятие-игра

игровое

задание

13.

Декабрь

«Моё любимое село глазами детей»

1

Занятие-презентация

беседа

14.

Декабрь

«Уважение старших»

1

Занятие-презентация

беседа

15.

Декабрь

« Люди других национальностей»

1

Занятие-презентация

беседа

16.

Декабрь

«Новогодняя сказка»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

Итого:

5

17.

Январь

«Рождество Христово»

1

Занятие-путешествие

беседа

18.

Январь

«Устное народное творчество Смоленского края»

1

Занятие-разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен Смоленской области

наблюдение

19.

Январь

«Устное народное творчество Смоленского края»

1

Занятие-разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен Смоленской области

наблюдение

Итого:

3

20.

Февраль

«Тайны моря»

1

Занятие-виртуальное путешествие

беседа,

наблюдение

21.

Февраль

Экскурсия в музей истории села в Д/К.

1

Занятие-экскурсия

беседа

22.

Февраль

«Дедушкины золотые руки»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка работ

23.

Февраль

Воины-интернационалисты села Остер (МБОУ

«Остерская средняя школа носит имя воина – афганца Владимира Газенкова)

1

Занятие-презентация

беседа

Итого:

4

24.

Март

« Кому нужен дождик?»

1

Занятие-игра

творческое

задание

25.

Март

«Мама-радость наша!»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

26.

Март

Создание альбома «Моя малая Родина – село Остер»

1

Занятие-творческая мастерская

Наблюдение

27.

Март

Создание альбома «Моя малая Родина – село Остер»

1

Занятие-творческая мастерская

Презентация

альбома

Итого:

4

28.

Апрель

«Наш земляк-Юрий Гагарин»

1

Занятие-виртуальное путешествие

беседа,

наблюдение

29.

Апрель

« Чем славится наше село — экскурсия на торфопредприятие»

1

Занятие-экскурсия

беседа

30.

Апрель

« Наши родители»

1

Занятие-творческая мастерская

наблюдение

31.

Апрель

«Когда мы едины - мы непобедимы»

1

Занятие-игра

наблюдение

Итого:

4

32.

Май

«День Победы – 9 мая!»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

33.

Май

 «Терпение и труд всё перетрут»

1

Занятие-творческая мастерская

беседа

34.

Май

«Мечты и цели»

1

Занятие-игра

беседа

35.

Май

Итоговое занятие «Простые истории человеческой жизни»

1

Занятие- беседа(дискуссия)

наблюдение

беседа

Итого:

4

Всего за год:

35

                                     Календарный учебный график

                                                (2-й год обучения)

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Форма

контроля

1.

Сентябрь

Вводное занятие

 «Земля — матушка»

1

Занятие-игра

беседа

2.

Сентябрь

«Дерево семьи - моя родословная»

1

Занятие-презентация

беседа

3.

Сентябрь

«Профессия-воспитатель»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

4.

Сентябрь

«День освобождения Смоленщины»

1

Занятие-экскурсия

наблюдение

Итого:

4

5.

Октябрь

Рассказы детей о своих бабушках и дедушках

1

Занятие-творческая мастерская

беседа, выставка

6.

Октябрь

« О чём поёт ветер»

1

Занятие-игра

творческое

задание

7.

Октябрь

«Народные промыслы – Смоленская свистулька»

1

Занятие-игра

беседа

8.

Октябрь

Дары земли

1

Занятие- виртуальное

путешествие

игровое

задание

Итого:

4

9.

Ноябрь

«Мы-едины»

1

Занятие-игра

беседа

10.

Ноябрь

«Природа Смоленской области»

1

Занятие-презентация

беседа

11.

Ноябрь

« Люди других национальностей»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

12.

Ноябрь

Наш мини-музей «Бабушкин чуланчик»

1

Занятие-игра

выставка

Итого:

4

13.

Декабрь

«Удивительное чудо природы». Времена года

1

Занятие-игра

игровое

задание

14.

Декабрь

«Дом, в котором я живу»

1

Занятие-презентация

беседа

15.

Декабрь

«Русские народные зимние забавы»

1

Занятие-игра

игровое

задание

16.

Декабрь

«Скоро,скоро         Новый        год!»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

17.

Декабрь

«Помоги пернатым друзьям!»

1

Занятие- экскурсия

наблюдение

Итого:

5

18.

Январь

«Великий праздник Рождества»

1

Занятие-путешествие

беседа

19.

Январь

«Святочные гуляния»

1

Занятие-игра

наблюдение

20.

Январь

«Удивительный мир лесов в разные времена года»

1

Занятие-презентация

беседа

Итого:

3

21.

Февраль

«Счастливая семья»

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

22.

Февраль

Изготовление фотоаль-

бома  «Особенные места

нашего села»

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

23.

Февраль

Викторина «Что мы знаем о нашей армии»

1

Занятие- игра

беседа

Итого:

3

24.

Март

«Цветы в доме»

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

25.

Март

«Наши мамы, бабушки, сестрёнки»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

26.

Март

«А что значит быть добрым?»

1

Занятие-беседа дискуссия

наблюдение

27.

Март

«Какой  я вижу свою малую родину?»

1

Занятие-творческая мастерская

беседа

28.

Март

«Чтение стихотворений о семье»

1

Чтение художественной

литературы

беседа

Итого:

5

29.

Апрель

«Звёздный путь» Ю.А. Гагарин»

1

Занятие- виртуальное

путешествие

творческое

задание

30.

Апрель

«Семейные традиции»

1

Занятие-беседа

беседа

31.

Апрель

«Деревянные         ложки»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

32.

Апрель

«Православный  праздник -Пасха»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

Итого:

4

33.

Май

«Великий        праздник        Победы»

1

Занятие-творческая мастерская

выставка

34.

Май

«Семейные и народные  праздники»

1

Занятие-игра

наблюдение

35.

Май

«Мир прекрасен!»

1

Занятие- виртуальное

путешествие

творческое

задание

36.

Май

Итоговое занятие «Мы скоро идём в школу»

1

Занятие-презентация

наблюдение

Итого:

4

Всего за год:

36

                     

                     Методическое обеспечение программы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.);
  2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  3. практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  2. репродуктивный - воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  4. исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности занятия:

  1. фронтальный - одновременная работа со всеми воспитанниками
  2. коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
  3. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  4. групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
  5. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
  6. в парах - организация работы по парам
  7. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

Приём  - конкретное проявление определенного метода на практике (игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг  и др. Возможно использование формы как приема).

Должное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. На занятиях предусмотрены тематические физкультминутки, пальчиковая гимнастика, развивающая гибкость, ловкость и подвижность кистей и пальцев рук, упражнение для глаз, способствующие коррекции зрения у детей. На занятиях уделяется большое внимание созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на занятиях.

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним):

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и детей общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
  • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи

окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

  • Принцип доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
  • Принцип последовательности – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде
  • Принцип культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям.
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  • Принцип наглядности – наличие демонстрационных и дидактических материалов;
  • Принцип природосообразности (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).

Занятия по программе «Ступеньки Доброты» проводятся в групповом помещении,  отвечающим санитарно-гигиеническим нормам. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть оборудована  с учётом удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом (наличие развивающих центров, в том числе по краеведению) Например, мини - музей «Бабушкин чуланчик», способствующий погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.  Учебное оборудование включает комплект мебели, необходимый для организации занятий, хранения и показа дидактического материала.

п/п

Наименование

1.

Средства ТСО

  • Проектор;
  • экран;
  • ноутбук;
  • телевизор.

Материально- техническое обеспечение.

  • музыкальная колонка;

  • магнитная доска;

  • стенд выставочных работ.

2.

Материалы  и инструменты для продуктивной деятельности (раздаточные материалы)

  • картон;
  • бумага разных видов;
  • клей;
  • ножницы;
  • пластилин;
  • краски;
  • кисточки;
  • природный материал и мн.др.

3.

Картотеки

  • Дидактических игр;
  • Подвижных игр;
  • сюжетно-ролевых игр;
  • пальчиковых игр;
  • физкультминуток;
  • сюрпризных моментов;
  •  дыхательной  гимнастики;
  • гимнастики для глаз и др.

4.

Наглядные материалы

  • Демонстрационный материал «Природа Смоленской области»
  • Демонстрационный материал «Времена года»
  • Демонстрационный материал «Деревья наших лесов»
  • Демонстрационный материал «Природные и погодные явления.
  • Демонстрационный материал «Православные праздники»

5.

Презентации

  • по темам блоков «Счастье семьи», «Родное село», «Природа глазами души», «Азбука мудрости»

6.

Художественная литература

  • по темам блоков «Счастье семьи», «Родное село», «Природа глазами души», «Азбука мудрости»

Блок «Счастье семьи»

  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «День Рождения», «Магазин»
  • Уголкиуголок ряжения, кукольный уголок (куклы, одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом;
  • Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья»;
  • наглядные пособияальбом «Семья», «Профессии», алгоритм «Портрет семьи», открытки, иллюстрации по теме, мультимедийные  презентации «Семья и семейные традиции»;
  • художественная литература, пословицы и поговорки о семье (стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Моя родня»  Я. Аким, «Мой брат Миша» Я. Аким, «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Сестра моя Ксения» (отрывок из рассказа) В. Драгунский, «Бабушка» Е. Григорьева, «Стирка» Г. Люшнин, рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»)

Блок «Природа глазами души»

  • Предметные картинки с изображением растений, животных, морей;
  •  фигурки с домашними и дикими животными;
  • муляжи и натуральные овощи и фрукты;
  • групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
  • гербарий растений;
  • огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
  • кормушки для птиц;
  • оборудование        для        проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т.д.)
  • презентации «Беречь природы дар бесценный», «Все приходящее, а природа вечна…», «Будущее в наших руках», «Будь другом всему живому», «Будь человеком, человек!»,  «Земля – планета людей» и др.

Блок «Азбука мудрости»

  • Презентации: «Что такое Дружба?», «Цветик – Семицветик», «Рождество Христово», « святой праздник Пасхи», «Евангельские темы для малышей», «Русские богатыри», «Смоленская свистулька», «Великий праздник Победы», а также методическое обеспечение представленное выше.

Блок «Родное село»

  • Фотоматериалы;
  • Презентации: «Возвращение к истокам», «Здесь мой дом», «Край, в котором я живу», «Всему начало здесь, в краю моем родном», «Краткий экскурс в историю села Остер», а также методическое обеспечение представленное выше.

На занятиях уделяется большое внимание созданию безопасных условий при организации образовательного процесса.  Разработаны правила по безопасным условиям труда при ручных работах (ножницы, клей, пластилин и т.д.), правила личной гигиены.

                                                                                Диагностика

Для отслеживания формирования основ духовно – нравственного, социального  развития воспитанников

по  дополнительной программе «Ступеньки Доброты» предлагается диагностический материал, основанный на следующих методиках:

  • Диагностические задания (Суркова С.А.).
  • Диагностика и исследование нравственной сферы дошкольника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А.,

Каплунович И.Я.).

  • Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина).
  • Методика - «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).
  • Методика - «Наблюдение»
  • Методика «Беседа

Для диагностики используются:  наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, беседа, игровые задания, картинки, серии игровых заданий, тестовые задания, творческие проекты.. Ребенок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень развития. Оценки знаний, умений, способностей ребёнку давать не следует. Тестовые диагностические задания должны вызывать у детей положительные  эмоции, связанные с игрой, желанием общаться со взрослыми.

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других. Осознают необходимость бережного отношения к природе и окружающим людям; проявления чувства сопричастности к                                       истории своей малой Родины и традициям своего народа.

Показатели оценки

формирования основ духовно – нравственного, социального  развития воспитанников

их выраженность в баллах в процессе  освоения  программы  «Ступеньки Доброты»

Показатели развития

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Сформированность знаний  об окружающем  мире, наличие бережного отношения к природе

Блок «Природа глазами души»

 1. Выявление  знаний об окружающем мире:

 «Кто где живет?» — необходимо дать характеристику среды (лес, почва, море) и определить, какие организмы могут в ней обитать.

2. Выявление эмоционального отношения к природе:

«Немая загадка» — представление этюдов-загадок («Дары Земли» и т. д.)  с последующими ответами детей.

3.Выявление нравственного отношения к природе:

«Смелые пожарные», «Отдых у реки», «Друг из леса» — анализ рассказа и представление своего варианта решений проблемных ситуаций, бережное отношение к природе.

3 балла –  проявляет  высокий уровень знаний  об окружающем мире, самостоятельно или с некоторой помощью взрослого рассказывает о живой и неживой природе, сформировано  осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам

2 балла –проявляет интерес к окружающему миру, с некоторой помощью взрослого рассказывает  о живой и неживой природе

1 балл – по инициативе взрослого проявляет некоторый  интерес к теме; иногда отвечает, но чаще затрудняется в ответах; рассказывает в недостаточном объёме

0 баллов – не знает, не  осведомлён, не называет,  не рассказывает, тема не вызывают интереса.

Знание истории

родного села, проявление гордости и любви за свою малую Родину

Блок «Родное село»

1. Беседа «Моя  малая Родина».

Цель: выявление особенностей представлений детей о малой родине и отношения к ней.

Вопросы:

1.Как называется село, в котором, ты живешь?

2. Как называется район, в котором находится твое село?

3. Как называется твоя малая Родина?

4.Как называется страна, в которой, ты живешь.

5.О каких городах и селах, ты слышал?

6.Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать своем селе?                                    

7.Расскажи, что ты знаешь об истории своего села? Откуда ты это узнал?

8.Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем селе стало лучше?

9.Как ты думаешь, ты любишь  свое село? Почему ты так думаешь?

10.Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «Большие желания» для все  своего села- какие бы три желания ты загадал?

2.Вопросы  освоения детьми знаний о людях, прославивших наше село

1.        Были ли в нашем селе знаменитые люди?

2.        Чьё имя присвоено МБОУ «Остерская средняя школа»?        

3. Назовите фамилию народного умельца по изготовлению деревянных ложек

3 балла -  ребенок имеет разнообразные представления о родном селе, родном крае. Его представления носят разносторонний характер, проявляет активный познавательный интерес к знакомству с родным селом, задает вопросы о разных сторонах жизни села Дошкольник проявляет положительное эмоционально – окрашенное отношение к своей малой родине

2 балла - ребенок имеет недостаточные представления о родном селе, родном крае. Его представления носят узкий характер, ребенок не проявляет активный познавательный интерес к знакомству с селом, не задает вопросы о разных сторонах жизни родного села. Дошкольник проявляет положительное эмоционально – окрашенное отношение к  своей малой родине 

1  балл - ребенок имеет ограниченные представления о родном селе, родном крае. Его представления носят узкий характер, ограниченный ближайшим окружением, не проявляет познавательный интерес к знакомству с селом не задает вопросы о разных сторонах жизни родного края. Проявляет        эмоционально – нейтральное отношение к родному краю, своей стране.

0 баллов – не имеет представлений о родном селе, на интересуется жизнью родного  села, тема не вызывает интереса.

Знание

своей семьи,

традиций  и уклада

Блок «Счастье семьи»

Метод наблюдение

Цель: выявление эмпатийных проявлений в реальном взаимодействии к членам семьи.

Процедура организации и проведения:

Наблюдение за проявлениями эмпатии детей в реальном взаимодействии проводится в естественных ситуациях, взаимодействия ребенка со взрослыми ближайшего окружения.

Фиксируется   частота   и       устойчивость        проявлений эмоционального отклика.

 Беседы 

«Сердце семьи» выявить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

«Семья глазами ребенка»

 определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Вопросы:

1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?

2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?

4. Во что ты больше всего любишь играть дома?

5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?

6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой?

8. Ссорятся ли твои родители?

9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?

10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?

11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?

12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?

13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?

14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?

18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

19. Любишь ли ты с ним играть, как?

20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?

21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?

22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?

23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей,  где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.

3 балла - уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогает им, выполняет свои домашние обязанности. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Старается проявлять волевые качества. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная – это история семьи, рассказ о своей семье.

2 балла - уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать, уважительное отношение к окружающим людям. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

1 балл - называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей Может проявлять эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.

0 баллов – называет свои имя и фамилию, имена родителей без отчества, зачастую безучастен к чувствам и эмоциям своих родных.

Знание

основных православных праздников, народных обычаев, игр

Блок «Азбука мудрости»

Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты русские обычаи?».

Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха (расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено и т.д.)

Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них. Примерные вопросы:

На какой праздник расписывают яйца? Для чего это делают? и т.д.

Диагностическое задание «Народная игра». Цель: выявить знания народных игр и умение в них играть. Вопросы: - Какие народные игры ты знаешь? Какая игра тебе больше всего нравится?

Дид. упражнение «Назови, какой православный  праздник изображен  на картинке и расскажи  о нем»

3 балла –  проявляет  высокий уровень знаний об основных православных праздниках; самостоятельно или с некоторой помощью взрослого рассказывает о традициях празднования и истории праздника, называет русские народные игры, рассказывает, как играть в них,  активно участвует в продуктивной деятельности  

2 балла – часто сам проявляет интерес к православным праздникам; с некоторой помощью взрослого рассказывает о праздничных традициях, выполняет игровые задание с помощью взрослого, имеет частичные знания по теме, участвует в продуктивной деятельности по инициативе взрослого.

 1 балл – по инициативе взрослого проявляет некоторый  интерес к теме; иногда отвечает, но чаще затрудняется в ответах; рассказывает в недостаточном объёме; редко проявляет к православной теме и народным играм

0 баллов – не знает, не  осведомлён, не называет,  не рассказывает, тема не вызывают интереса.

Относится к окружающим людям с любовью, сопереживанием.

Самостоятельно проявляют стремление творить добро

Посредством дидактических игр и бесед выявить сформированность у ребенка чувства ответственности за свои поступки, потребность проявлять заботу о людях, прощать.

Ситуативные беседы  «Пешеходный переход»,  «Плачущий ребенок», «Мама после работы»  и т.д.

3 балла   ребёнок  всегда проявляет внимание, отзывчивость, чувства привязанности, любви и бережности в отношениях с близкими и родными людьми, сверстниками;  придаёт эмоциональную чувствительность  своим поступкам, с желанием, самостоятельно, или, отвечая на вопросы взрослого, делает правильный нравственный выбор в ситуативных беседах; всегда проявляет послушание,  правдивость и ответственность; проявляет эмоциональное непринятие зла, агрессии и разрушения;

2 балла – ситуативно проявляет эмоциональную отзывчивость к   состоянию других людей, сверстников, конкретным поступкам; правильный нравственный выбор в ситуативных беседах осуществляет с некоторой помощью взрослого, но, вступив в разговор, занимает активную позицию; в жизни часто проявляет послушание,  правдивость и ответственность;

1 балл – по инициативе взрослого замечает состояние и эмоции других людей, но не реагирует на них; иногда, с помощью взрослого осуществляет нравственный выбор в предложенных ситуациях, но без желания; редко сам в жизни проявляет послушание,  правдивость и ответственность, эмоциональное отношение к другим людям;

0 баллов – не обращает внимания на эмоции других людей; не проявляет интереса, отказывается  рассуждать на заявленные темы; в жизни часто проявляет непослушание, лживость, безответственность.

                             

                              Мониторинг усвоения знаний  воспитанниками по программе «Ступеньки Доброты»

( 1-й год обучения)

п/п

Ф.И.

ребёнка

Сформированность знаний  об

окружающем  мире, наличие бережного отношения к природе

Знание истории

родного села

Знание

своей семьи,

традиций  и уклада

Знание

основных православных праздников

Относится к окружающим людям с любовью, сопереживанием.

Самостоятельно проявляют стремление творить добро.

Итоговый результат

(средний балл)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Результаты диагностики

 НАЧАЛО ГОДА:

    Высокий уровень ________________ детей ______________%

  Средний уровень ________________ детей ______________%

   Низкий уровень ________________ детей ______________%

 КОНЕЦ  ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

 

Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                             

                            Мониторинг усвоения знаний  воспитанниками по программе «Ступеньки Доброты»

( 2-й год обучения)

п/п

Ф.И.

ребёнка

Сформированность знаний  об

окружающем  мире, наличие бережного отношения к природе

Знание истории

родного села

Знание

своей семьи,

традиций  и уклада

Знание

основных православных праздников

Относится к окружающим людям с любовью, сопереживанием.

Самостоятельно проявляют стремление творить добро.

Итоговый результат

(средний балл)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Результаты диагностики

 НАЧАЛО ГОДА:

    Высокий уровень ________________ детей ______________%

  Средний уровень ________________ детей ______________%

   Низкий уровень ________________ детей ______________%

 КОНЕЦ  ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

 

Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                         Используемая литература

  1. Андреева Н.Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в                                                              ДОУ» //Управление ДОУ, 2005,- 27с.
  2. Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А.

«Родной край», М, 1985- 238с.

  1.  « Как научить детей любить Родину». Руководство для воспитателей и  учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова,     И.А.   Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003-166с.
  2. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина»: Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003-69с.
  3. Козлова С. «Нравственное воспитание детей в современном мире»

//Дошкольное воспитание, 2001- 16с., №9

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, 2015 -336с.
  2. Шевченко Л.Л. «Добрый мир» Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию./ Ред.-сост. Л.Л. Шевченко. – М. : ИИУ МГОУ, 2014 – 421 с.
  3. Парциальной программа О.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Издательство: Детство-Пресс, 2020 г.-304с.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» для детей 5 – 7 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Математические ступеньки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ступеньки Математики».

Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной  задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...