Статья "Семья и семейные ценности"
статья

Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря разнообразным формам сотрудничества,  родители могут стать активными участниками совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Автор: воспитатель ГБДОУ детского сада № 83 Красносельского района СПБ – Татаренко Татьяна Михайловна

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольной организации с семьёй. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первая ступень вне семейного социального института, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности.

Цели и задачи:

  • Выстраивание диалога между ДОУ  и семьей, основанного на сотрудничестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в итоге положительно отразились на воспитании детей
  • Повышение уровня сотрудничества с родителями, путем их вовлечения в совместную деятельность. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях
  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями
  • Вовлечение  семьи в единое образовательное  пространство
  • Развитие эмоциональной сферы
  • Развитие коммуникации
  • Стимулирование познавательной и творческой активности
  • Профилактика эмоционального негативизма взрослых
  • Формировать интерес к своим близким и друзьям
  • Побуждать детей рассказывать о своей семье
  • Создание «Семейного альбома» как мостика от детского сада к семьям воспитанников  и обратно

Формы работы с детьми, такие как:

  • Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
  • Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
  • Презентация группы
  • Тематические досуги, утренники
  • Оформление стенгазет, книжек – самоделок, фотомонтажей
  • Семинары – практикумы, мастер – классы
  • Театрализованные представления для детей с участием родителей
  • Участие родителей в подготовке к праздникам
  • Совместное создание развивающей предметно – пространственной среды
  • Тематические выставки, творческие задания
  • Интервью с родителями и детьми на определенные темы
  • Конкурс семейных талантов

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

       Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим.

      В последнее время люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Хорошо когда дети не только знают своих родственников, но и могут о них рассказать.

      Воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Это могут быть:

  • Совместные чаепития. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы.
  • Совместные экскурсии.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией.

       Как же славно иметь в семье традиции! Ведь они позволяют создать свой неповторимый и уникальный мир. Семейные традиции объединяют целые фамильные поколения. Сейчас у кого ни спроси, какие традиции в его семье есть и насколько они важны, почти каждый качает головой и пожимает плечами. Просто не знают что ответить. Семейные традиции можно создать самим и соблюдать, и передавать их.

        Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нужно следовать; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

      В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения. Ребенок большую часть времени проводит в детском саду, который является его первым внесемейным коллективом. В этом коллективе также могут существовать свои традиции, которые станут опорой для плодотворного сотрудничества дошкольной организации с семьей. Одной из забытых семейных традиций является создание семейного альбома

       Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были, когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Это могут быть истории весёлые, успешные и, наоборот, о каких-то неудачах, но с которыми вы справились, чему-то научились, обнадеживающие вашего ребенка в том, что и у него все получится. Очень хорошо помогает фотоальбом в приобщении к традициям. Странички семейного альбома лучше оформлять вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и обязательно запомнится ребенком.

Список  литературы:

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва : 2008.
  2. Зенина Т.М. Играем вместе, играем всей семьей. Москва : Центр педагогического образования, 2016. 62 с.
  3. Метенова Н.М. День открытий. Ярославль : Изд-во «Иниго», 2011.
  4. Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль : Изд-во «Иниго», 2014.
  5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействия ДОУ и семьи. Москва : 2007
  6. Севастьянова Е.О. Дружная семейка. Москва : Творческий центр «Сфера», 2006. 123 с.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4 кн. Москва : 1998.
  8. Шорыгина Т.А. Моя семья. Москва : Творческий центр «Сфера», 2016. 96 с.
  9. Шорыгина Т.А. Беседа о правах ребенка. Москва : Творческий центр «Сфера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."

"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

Презентация "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"

Выступление на методическом объединении "Мать и дитя" "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"...

"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."

Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...