Конспект НОД в старшей группе на тему "Принцессы Капельки"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Самые любимые виды детской деятельности - это игровая и экспериментирование. По своей натуре все дети исследователи, так они с самого рождения познают окружающий мир. И если эту деятельность в детях не погашать, а наоборот поддерживать и всевозможными методами и приемами подкреплять, тем всесторонне будут развиваться дети. Данный конспект НОД проходит по нескольким образовательным областям, включая в себя проблемную ситуацию и экспериментальную деятельность, все то, что так любят дети. И что самое главное, сами дети проводят опыты с различными свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_printsessy_kapelki.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему
«Принцессы Капельки»
Автор – составитель: Бутримова Яна Валентиновна.
Цели и задачи:
Образовательная область: «Познание».
- Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
- Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
Образовательная область: «Коммуникация».
- Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, вещество.
- Способствовать развитию мышления, любознательности.
- Воспитывать стремление помогать.
- Вызвать чувство радости и удовольствия от игровой деятельности.
- Воспитывать умение договариваться и работать в команде.
Инструменты и материалы: подготовленное письмо, эмблемы для двух команд, стаканчики с водой, миски, блюдечки, ложки, сахар, соль, речной песок, кусочки люда, комочки снега, термос с кипятком, зеркало, 2 листа бумаги формата А4, карандаши, конверт, угощения или призы с изображением капельки, снежинки или облачка.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения за водой на прогулках.
На занятии использовались – игровые и экспериментальные виды детской деятельности.
Ход занятия:
- Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята сегодня я получила очень необычное письмо от принцессы Капельки. Сейчас я вам его прочитаю.
«Здравствуйте ребята, пишет вам принцесса Капелька. Мне очень нужна ваша помощь. Но сначала я расскажу вам одну историю.
Жили-были с давних пор три принцессы Капельки. Жили они очень дружно. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из принцесс Капелек превратилась в пар, улетела в небо и стала облачком. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая принцесса Капелька в это время расчесывала свои прекрасные волосы, да так и застыла, превратившись в очень красивую снежинку. А третья принцесса успела спрятаться и осталась Капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в Капельке и Облачке своих родных сестер. А Облачко так расстроилось, что оно больше не вернется к родным сестрам, что перестало разговаривать и тоже больше не признает своих сестер.
Вот такая история произошла со мной и моими сестрами. Я пыталась хоть как-то вернуть сестер, общалась с ними, уговаривала, но все оказалось безуспешно. Разве важно, как мы выглядим, главное, что мы по-прежнему сестры. Поэтому я решила обратиться к вам, в надежде, что вы мне поможете. Докажите, что мы Снежинка, Капелька и Облачко – родные сёстры, может благодаря вам они вспомнят кем они были и мы станем, как раньше тремя дружными сестрами».
Воспитатель: Вот такое необычное письмо. Ну что ребята поможем принцессе Капельке?
Дети: Да.
- Организационный момент.
Воспитатель: Я вас разделю на 2 команды: «Снежинки» и «Облачка», каждому достается эмблема команды (снежинка или облачко). Команда «Снежинок» будет узнавать про все, что связано со снегом и льдом, после чего нарисует письмо для принцессы Снежинки, которое возможно поможет ей вспомнить, кем она была. А команда «Облачка» будет узнавать про все, что связано с облаками и паром, после чего нарисует письмо для принцессы Облачко, которое и ей, возможно, поможет вспомнить кем она была. Ну что приступим?
Дети: Да.
- Стих про воду.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без воды нельзя прожить!
- Загадки.
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадки для команды «Снежинки».
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
Он как алмаз:
И тверд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи
Он тут же быстро тает. (Лед).
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Воспитатель: А теперь загадки для команды «Облачка».
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода).
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко… (Туман).
Мы согрели самовар
И над чашкой вьется … (Пар).
Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет. (Туча).
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако).
- Физкультминутка.
Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.
В воде – человечки стоят рядом друг с другом.
В кусочке льда – крепко держаться за руки.
В паре – постоянно двигаются.
Давайте поиграем в этих человечков.
Игра-разминка (под музыкальное сопровождение: шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.
- Вопросы детям.
Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Дети: В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, облачко, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Дети: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если не будет воды?
Дети: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.
- Игра-импровизация «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Ход игры: Воспитатель предлагает каждой команде изобразить в пантомиме действия, связанные с водой, другая команда должна отгадать.
(Мытье рук, плаванье, полив растений, мытье в душе, стирка, мытье пола).
- Игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет? (Нет).
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет? (Нет).
А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет? (Нет).
- Экспериментальная деятельность (исследования свойств воды на основе опытов).
Опыт №1: « Вода не имеет формы».
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: …
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (Переливают).
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: «Вода не имеет формы».
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь».
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?
Вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (Дети выливают воду на блюдечко).
Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку?
Дети: Вода жидкая.
Вывод: «Вода жидкая».
Опыт №3: «Вода растворяет некоторые вещества».
Воспитатель: Добавьте в один стакан с водой соль, в другой сахар, а в третий речной песок. Размешайте. Что происходит с солью и сахаром?
Дети: Соль и сахар растворяются.
Воспитатель: Что происходит с песком?
Дети: Он не растворился, а осел на дно.
Вывод: «Вода растворяет некоторые вещества».
Опыт №4: «Вода прозрачная».
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежит ложка, поставьте ее в стакан с водой, видно ложку? (Дети ставят ложку в стакан и смотрят на стакан со стороны).
Дети: Да.
Вывод: «Вода прозрачная».
Опыт №5: «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара и лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют).
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: «Вода не имеет вкус».
Опыт №6: «У воды нет запаха».
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверьми квартиры. Тонкий аромат издают духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? (Дети нюхают воду).
Дети: У воды нет запаха.
Вывод: «Вода не имеет запаха».
Опыт №7: «Лед – твердая вода».
(Проводит опыт команда «Снежинки»).
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут лед). Подержим лед в руке. Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду. (Дети выполняют). Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: «Лед и снег – твердая вода».
Опыт №8: «Пар - это тоже вода».
(Помогают проводить опыт команда «Облачка»).
Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос).
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: «Пар - это тоже вода».
- Вывод.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что принцессы Капелька, Снежинка и Облачко родные сёстры?
Дети: Снежинка, Капелька и Облачко – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Солнце лучиком играло,
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода,
улетает в никуда.
Выше неба не достать,
капли встретились опять,
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
- Конечный продукт.
Воспитатель: Ребята, давайте каждая команда нарисует по письму для принцесс. Команда «Снежинки» нарисуют письмо для принцессы Снежинки, в котором расскажут ей в рисунках свойства воды и нарисуют превращение капельки в снежинку.
Команда «Облачка» нарисуют письмо для принцессы Облачко, в котором расскажут ей тоже в рисунках о свойствах воды и изобразят превращение капельки в облачко.
Вечером я отнесу ваши рисунки в письме на почту и отправлю их принцессам.
- Сюрпризный момент.
Ответное письмо через 2 дня от сестер принцесс, в котором они благодарят детей за то, что они с их помощью помирились и теперь живут дружно и счастливо. А детям в знак благодарности прислали угощения (или подарки – резинки, ручки, брелки или др.) в виде капелек, снежинок и облачков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированной совместной деятельности в старшей группе "Приключение с Капелькой"
Формирование представлений детей о круговороте воды в природе...
Конспект НОД по экологии в старшей группе «История одной капельки»
Цель: Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.Задачи: - Закрепить знания детей о различных явлениях...
Конспект прогулки в старшей группе компенсирующей направленности №6 " Капелька " Тема: Здравствуй, осень золотая».
Тема: Здравствуй, осень золотая».Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Ф...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Путешествие с капелькой"
создать целостное представление о воде как о природном явлениипознакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная)...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Приключения капельки»...
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие капельки"
Конспект занятия с использованием познавательной экологической сказки....
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие с Капелькой"
Конспект НОД в старшей группе«Путешествие с Капелькой»Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и разви...