Конспект НОД в старшей группе на тему "Принцессы Капельки"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Бутримова Яна Валентиновна

Самые любимые виды детской деятельности - это игровая и экспериментирование. По своей натуре все дети исследователи, так они с самого рождения познают окружающий мир. И если эту деятельность в детях не погашать, а наоборот поддерживать и всевозможными методами и приемами подкреплять, тем всесторонне будут развиваться дети. Данный конспект НОД проходит по нескольким образовательным областям, включая в себя проблемную ситуацию и экспериментальную деятельность, все то, что так любят дети. И что самое главное, сами дети проводят опыты с различными свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_printsessy_kapelki.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе на тему

«Принцессы Капельки»

Автор – составитель: Бутримова Яна Валентиновна.

Цели и задачи:

Образовательная область: «Познание».

- Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

- Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.

- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.

Образовательная область: «Коммуникация».

- Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная,  вещество.

- Способствовать развитию мышления, любознательности.

- Воспитывать стремление помогать.

- Вызвать чувство радости и удовольствия от игровой деятельности.

- Воспитывать умение договариваться и работать в команде. 

Инструменты и материалы: подготовленное письмо, эмблемы для двух команд, стаканчики с водой, миски, блюдечки, ложки, сахар, соль, речной песок, кусочки люда, комочки снега, термос с кипятком, зеркало, 2 листа бумаги формата А4, карандаши, конверт, угощения или призы с изображением капельки, снежинки или облачка.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения за водой на прогулках.

На занятии использовались – игровые и экспериментальные виды детской деятельности.

Ход занятия:

  1. Проблемная ситуация.

        Воспитатель: Ребята сегодня я получила очень необычное письмо от принцессы Капельки. Сейчас я вам его прочитаю.

        «Здравствуйте ребята, пишет вам принцесса Капелька. Мне очень нужна ваша помощь. Но сначала я расскажу вам одну историю.

        Жили-были с давних пор три принцессы Капельки. Жили они очень дружно.  Однажды солнышко грело так сильно, что одна из принцесс Капелек превратилась в пар, улетела в небо и стала облачком. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая принцесса Капелька в это время расчесывала свои прекрасные волосы, да так и застыла, превратившись в очень красивую снежинку. А третья принцесса успела спрятаться и осталась Капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в Капельке и Облачке своих родных сестер. А Облачко так расстроилось, что оно больше не вернется к родным сестрам, что перестало разговаривать и тоже больше не признает своих сестер.

        Вот такая история произошла со мной и моими сестрами. Я пыталась хоть как-то вернуть сестер, общалась с ними, уговаривала, но все оказалось безуспешно. Разве важно, как мы выглядим, главное, что мы по-прежнему сестры. Поэтому я решила обратиться к вам, в надежде, что вы мне поможете. Докажите, что мы Снежинка, Капелька и Облачко – родные сёстры, может благодаря вам они вспомнят кем они были и мы станем, как раньше тремя дружными сестрами».

Воспитатель: Вот такое необычное письмо. Ну что ребята поможем принцессе Капельке?

Дети: Да.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Я вас разделю на 2 команды: «Снежинки» и «Облачка», каждому достается эмблема команды (снежинка или облачко). Команда «Снежинок» будет узнавать про все, что связано со снегом и льдом, после чего нарисует письмо для принцессы Снежинки, которое возможно поможет ей вспомнить, кем она была. А команда «Облачка» будет узнавать про все, что связано с облаками и паром, после чего нарисует письмо для принцессы Облачко, которое и ей, возможно, поможет вспомнить кем она была. Ну что приступим?

Дети: Да.

  1. Стих про воду.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без воды нельзя прожить!

  1. Загадки.

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадки для команды «Снежинки».

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная.

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода).

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег).

Он как алмаз:

И тверд, и чист,

На солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи

Он тут же быстро тает. (Лед).

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град).

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка).

Воспитатель: А теперь загадки для команды «Облачка».

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода).

Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко… (Туман).

Мы согрели самовар

И над чашкой вьется … (Пар).

Сильнее солнца, слабее ветра,

Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет. (Туча).

Пушистая вата

Плывет куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако).

  1. Физкультминутка.

Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.

В воде – человечки стоят рядом друг с другом.

В кусочке льда – крепко держаться за руки.

В паре – постоянно двигаются.

Давайте поиграем в этих человечков.

Игра-разминка (под музыкальное сопровождение: шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.

  1. Вопросы детям.

Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?

Дети: В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, облачко, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Дети: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если не будет воды?

Дети: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.

  1. Игра-импровизация «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Ход игры: Воспитатель предлагает каждой команде изобразить в пантомиме действия, связанные с водой, другая команда должна отгадать.

(Мытье рук, плаванье, полив растений, мытье в душе, стирка, мытье пола).

  1. Игра «Это можно или нет?»

Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет? (Нет).

Я по тоненькому льду

На реку гулять пойду

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет? (Нет).

 

А когда наступит лето

Я один уйду купаться

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет? (Нет).

  1. Экспериментальная деятельность (исследования свойств воды на основе опытов).

Опыт №1: « Вода не имеет формы».

Воспитатель: А есть ли форма у воды?

Дети: …

Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?

Дети: перелить воду в посуду другой формы. (Переливают).

Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Вывод: «Вода не имеет формы».

Опыт №2: «Вода жидкая, может течь».

Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?

Вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (Дети выливают воду на блюдечко).

Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку?

Дети: Вода жидкая.

Вывод: «Вода жидкая».

Опыт №3: «Вода растворяет некоторые вещества».

Воспитатель: Добавьте в один стакан с водой соль, в другой сахар, а в третий речной песок. Размешайте. Что происходит с солью и сахаром?

Дети: Соль и сахар растворяются.

Воспитатель: Что происходит с песком? 

Дети: Он не растворился, а осел на дно.

Вывод: «Вода растворяет некоторые вещества».

Опыт №4: «Вода прозрачная».

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: У воды нет цвета.

Воспитатель: На столе у вас лежит ложка, поставьте ее в стакан с водой, видно ложку? (Дети ставят ложку в стакан и смотрят на стакан со стороны).  

Дети: Да.

Вывод: «Вода прозрачная».

Опыт №5: «У воды нет вкуса»

Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона?

Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара и лимона.

Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют).

Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Дети: Нет, вода безвкусная

Вывод: «Вода не имеет вкус».

Опыт №6: «У воды нет запаха».

Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверьми квартиры. Тонкий аромат издают духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? (Дети нюхают воду).

Дети: У воды нет запаха.

Вывод: «Вода не имеет запаха».

Опыт №7: «Лед – твердая вода».

(Проводит опыт команда «Снежинки»).

Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут лед). Подержим лед в руке. Что происходит?

Дети: Лёд тает и превращается в воду.

Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду. (Дети выполняют). Что произошло?

Дети: Снег тает и превращается в воду.

Вывод: «Лед и снег – твердая вода».

Опыт №8: «Пар - это тоже вода».

(Помогают проводить опыт команда «Облачка»).

Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос).

Воспитатель: Что это поднимается над термосом?

Дети: Это поднимается пар.

Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?

Дети: При нагревании вода превращается в пар.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Воспитатель: На стекле появилась вода.

Вывод: «Пар - это тоже вода».

  1. Вывод.

Воспитатель: Можем ли мы сказать, что принцессы Капелька, Снежинка и Облачко родные сёстры?

Дети: Снежинка, Капелька и Облачко – это вода, значит они родные сестры.

Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.

Солнце лучиком играло,
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода,
улетает в никуда.
Выше неба не достать,
капли встретились опять,
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.

  1.  Конечный продукт.

Воспитатель: Ребята, давайте каждая команда нарисует по письму для принцесс. Команда «Снежинки» нарисуют письмо для принцессы Снежинки, в котором расскажут ей в рисунках свойства воды и нарисуют превращение капельки в снежинку.

Команда «Облачка» нарисуют письмо для принцессы Облачко, в котором расскажут ей тоже в рисунках о свойствах воды и изобразят превращение капельки в облачко.

Вечером я отнесу ваши рисунки в письме на почту и отправлю их принцессам.

  1.  Сюрпризный момент.

Ответное письмо через 2 дня от сестер принцесс, в котором они благодарят детей за то, что они с их помощью помирились и теперь живут дружно и счастливо. А детям в знак благодарности прислали угощения (или подарки – резинки, ручки, брелки или др.) в виде капелек, снежинок и облачков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной совместной деятельности в старшей группе "Приключение с Капелькой"

Формирование представлений детей о круговороте воды в природе...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «История одной капельки»

Цель: Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.Задачи: - Закрепить знания детей о различных явлениях...

Конспект прогулки в старшей группе компенсирующей направленности №6 " Капелька " Тема: Здравствуй, осень золотая».

Тема: Здравствуй, осень золотая».Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Ф...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Путешествие с капелькой"

создать целостное представление о воде как о природном явлениипознакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная)...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Приключения капельки»...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие капельки"

Конспект занятия с использованием познавательной экологической сказки....

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие с Капелькой"

Конспект НОД в старшей группе«Путешествие с Капелькой»Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и разви...