конспект интегрированной совместной деятельности в старшей группе "Приключение с Капелькой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Федорова Татьяна Алексеевна

Формирование представлений детей о круговороте воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektno1.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной совместной деятельности в старшей группе «Приключение с капелькой»

Цель:

Формирование представления детей о круговороте воды в природе.

Образовательные задачи:

  1. Закрепление у детей знаний о значении воды в жизни человека;
  2. Упражнение детей в отгадывании загадок;
  3. Ознакомление детей с моделью круговорота воды в природе;
  4. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме занятия;

Развивающие задачи:

  1. Развитие навыков речевого общения, связной речи;
  2. Развитие общей и мелкой моторики;
  3. Развитие координации движений;
  4. Развитие интереса, любознательности;
  5. Развитие речевого выдоха;

Воспитательные задачи:

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
  2. Воспитание бережного отношения в воде.

Оборудование:

  1. Фланелеграф
  2. Карта с изображением круговорота воды в природе
  3. Предметные картинки
  4. Маски по количеству детей
  5. Конверт
  6. Игрушка Капелька, туча
  7. Колокольчик
  8. Восковые мелки
  9. Аудиозапись «Шум воды на фоне музыки»

Предварительная работа:

наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;

отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой»;

рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира;

включение в двигательную активность детей в течении дня игровых упражнений

вырезание по контуру и тонирование капельки воды.

Ход занятия

Организационный момент

(Дети проходят в группу, здороваются с гостями и приветствуют

друг друга)

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, то увидела около нашей группы конверт. Я очень удивилась… Я решила подождать вас и с вами распечатать конверт. Откроем его?

Дети:да

Воспитатель открывает конверт и достает записку «загадки для ребят старшей группы». Давайте присядем на коврик. Зачитывает загадки.

С неба падают зимою
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые ...

Дети: снежинки

Воспитатель: правильно, какие слова помогли отгадать загадку? (достает из конверта изображение снежинок и просит детей закрепить изображение на фланелеграфе)

Дети: падают зимой, легкие пушинки

Воспитатель:

Без лейки ловко поливаю.
Всему расти я помогаю.
Коль жарко, все меня зовут,

Приду я  – прятаться бегут.

Дети: дождь

Воспитатель: правильно, какие слова вам помогли? (достает картинку с изображением дождя)

Дети: ждут и убегают, прячутся, поливаю без лейки

Воспитатель:

С неба облако спустилось

И у речки поселилось.

Как причудливо, красиво

Бело-сказочное диво.

Этот утренний обман

Называется…

Дети: туман

Воспитатель: какие молодцы (достает изображение тумана, просит закрепить изображение на фланелеграфе). Что вам помогло разгадать эту загадку?

Дети: облако спустилось, плохо видно, утренний обман

Воспитатель:

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …

Дети: роса

Воспитатель: (достает из конверта картинку с изображением росы на траве) Какие слова вам помогли отгадать загадку?

Дети: капли влаги на листочках, блестит по утрам

Воспитатель:

Мы согрели самовар

И над чашкой вьется…

Дети: пар

Воспитатель: молодцы! (достает из конверта изображение самовара с паром). Какие слова помогли разгадать эту загадку?

Дети: согрели самовар, вьется над чашкой

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?

Дети: это вода.

Воспитатель: это вода, она может быть и в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

(Звучит музыка. Появляется  Капелька)

Капелька: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! Кто ты?

Капелька: Я Капелька воды. Пролетала мимо и услышала, что вы говорите обо мне, отгадываете мои загадки.

Воспитатель: ребята поздоровайтесь с нашей гостьей.

Дети: здравствуй, Капелька!

Беседа «Круговорот воды в природе»

Капелька: ребята, а вы знаете, что я очень люблю путешествовать. Все капельки большие путешественницы.

Воспитатель: знаем-знаем. Ребята, а ведь у нас есть карта, на которой нарисовано, как капельки путешествуют (открывает закрытую тканью карту  «Круговорот воды в природе»)

Капелька: ребята, давайте начнём отсюда (показывает на тучку, воспитатель закрепляет капельку на тучке)

Воспитатель: по небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то они собираются в большую тучу  и …идёт дождь. Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям.  На этом ее движение не прекращается. Что же дальше происходит? Как вы думаете?

Дети: вода испаряется, лужи высыхают

Воспитатель: солнце припекает, и капельки испаряются – становятся невидимыми. Наверху пар опять превращается в капельки воды. Образуются маленькие облачка. А потом эти облачка собираются в тучи и проливаются дождём на землю.

Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда! Такое движение называется круговорот воды в природе. Ребята хотите так же попутешествовать как Капелька?

Дети: хотим

(Воспитатель снимает Капельку с карты)

Физкультминутка

Капелька: у меня есть волшебный колокольчик. Как только он зазвенит, вы все превратитесь в капельки. Раз, два, три колокольчик прозвони в капельки нас преврати.

(Воспитатель одевает маски с изображением капли на головы детей)

Игра «Мы – капельки»

Мы летим, летим, летим,

стоим на облачке -  плавные, волнообразные                          движения расставленными в стороны руками

И увидеть всё хотим.

руку прикладываем ко лбу, смотрим в правую, левую стороны

Капельки летим на Землю;

сходим с тучи

Дождиком прольемся,

приседания на месте

Побежали ручейки по земле,

бег змейкой

Собрались мы в озеро,

собираемся в круг, беремся за руки

Жарко стало капелькам

кисть руки имитируют движение веера

Возвращайтесь вы домой.

дети подбегают к воспитателю. Снимают с масок капельки и закрепляют их на облачко

 Закрепление правильного произношения звука «С»

Капелька: что-то жарко мне у вас стало.

Воспитатель: не улетай от нас, не испаряйся капелька. Ребята, давайте подуем на капельку холодным ветерком и споем ей песенку, чтобы ей было попрохладнее.

Дети: (каждый ребенок дует на капельку со звуком «С», поют песенку) «Са-со-су-сы» (садятся на коврик)

Беседа «Польза воды»

Воспитатель: Капелька, теперь мы узнали, как путешествует вода в природе.

Капелька: А вы знаете, кому нужна вода?

Дети: человеку, растениям, животным

Капелька: Для чего нам нужна вода?

Дети: чтобы пить, умываться, готовить пищу

Капелька: что произойдёт на нашей планете, если не останется ни одной капли воды?

Дети: она погибнет

Воспитатель: почему?

Дети: без воды не может жить человек, погибнут растения, животные

Капелька: а как вы думаете, что люди должны делать, чтобы на Земле было достаточно питьевой воды?

Дети: не загрязнять ее; закрывать краны с водой, когда мы ей не пользуемся

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Капелька: какие молодцы! Давайте еще поиграем!

Дождик, дождик, веселей!

руки подняты вверх, делаем «стряхивающие»            движения кистью, руки плавно опускаем

Капай, капай, не жалей!

ритмично сжимаем-разжимаем кулачки

Только нас не замочи!

делаем домик; ладони вертикально поставлены друг к другу, кончики пальцев соприкасаются

Нам в окошко не стучи.

ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь

Брызни в поле пуще:  

ритмично сжимаем-расжимаем кулачки

Станет травка гуще!

пальчики широко расставлены, покачать «травкой»

Воспитатель: как много есть дождей; для растений и людей.

Капелька: с вами так интересно, но мне пора. Меня ждут мои сестрички-капельки.

Воспитатель: не грусти, Капелька, мы ещё увидимся… Ребята давайте сделаем нашей Капельке веселых подружек, чтобы ей было не так одиноко добираться до дома.

Дети: да

(Детям раздаются вырезанные по контуру, затонированные капельки. Звучит спокойная музыка, дети садятся рисовать).

Анализ рисунков. (Дети проговаривают, где будет находиться их капелька и закрепляют на макете). Вывод по занятию.


Солнце спит и небо спит, (ладошки под щёчку)

Даже ветер не шумит. (качать руками над головой)

Рано утром солнце встало, (встать на мысочки и поднять руки над головой)

Все свои лучи послало. (потрясти пальчиками над головой)

Вдруг повеял ветерок, (качать руками внизу)

Небо тучей заволок, (закрыть лицо ладошками)

Все деревья раскачал, (покачаться в стороны)

Дождь по крышам застучал, (попрыгать)

Барабанит дождь по крышам, (хлопки ладошами)

Солнце клонится всё ниже, (наклониться вперёд)

Вот и спряталось за тучи, (присесть)

Ни один не видно лучик! (показать и спрятать кисти рук за спину)

(Дети выполняют движения по тексту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной деятельности педагогов и детей 6-7 лет «Волшебная книга весны»

   Целью интегрированной совместной деятельности является формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о весне средствами синтеза художественного слова...

Конспект интегрированной совместной деятельности "В гости к медведю".

Конспект увлекательной совместной деятельности по формированию предметных представлений, в которой используется множество игровых приёмов и дидактических пособий (в том числе палочки Кюизинера)....

Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»

Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёл...

Конспект интегрированной совместной деятельности по познавательному развитию и аппликации в старшей группе на тему: «Признаки весны. Письмо ласточки»

Главной задачей занятия: закрепление, обобщение знания и умения детей о признаках весны, перелетных птицах в виде аппликации. Учить выполнять коллективную работу....

Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Сороки" Традиция празднования встречи весны"

Цель данного мероприятия - создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через "проживание" русской традиции празднования встречи весны - "Сороки"....

Конспект интегрированной совместной деятельности «В городе Волшебников» Старшая группа (возраст 5-6 лет).

Конспект  интегрированной совместной деятельности «В городе Волшебников»Старшая группа (возраст 5-6 лет)....