Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Сороки" Традиция празднования встречи весны"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Максименко Татьяна Олеговна

Цель данного мероприятия - создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через "проживание" русской традиции празднования встречи весны - "Сороки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimenko_t.o._duh-nravstv_konspekt_soroki.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной совместной деятельности воспитателя

с детьми старшего дошкольного возраста

воспитатель 1 квалификационной категории: Максименко Татьяна Олеговна

Тема: «Сороки». Традиция празднования встречи весны.

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания детей  через «проживание» русской традиции - «Сороки».

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о традиции празднования встречи весны 22 марта - «Сороки».
  2. Познакомить детей с технологией лепки «жаворонков», раскрыть символику.
  3. Вызвать  чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный и  музыкальный фольклор (заклички-веснянки, пословицы и приметы, обрядовые песни и народные  подвижные игры).

Развивающие:

  1. Способствовать развитию творческой инициативы; развивать такие нравственные качества личности как  доброта, гостеприимство,  усердие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  чувство любви к Родине, природе, земле.
  2. Воспитывать  устойчивый  интерес  к совместному взаимодействию друг с другом и с педагогом как носителем  национальной культуры.

Предварительная работа:

  1. Разучивание закличек с движениями: «Весна», «Жавороночек».
  2. Запоминание народных примет.
  3. Разучивание русской подвижной игры «Жаворонок».
  4. Подготовка соленого теста.

Развивающая предметно-пространственная среда:

  1. «Горница».
  2. Русский национальный костюм.
  3. Противень с настоящим печеньем - «жаворонками».
  4. Материалы для продуктивной деятельности: соленое тесто, доски для лепки, стеки, горошины, противень; гуашь, кисти, непроливашки, влажные салфетки.
  5. Магнитофон, диск с русскими народными песнями и закличками.

Ход:

Музыкальный фон: песня «Горница-узорница»

Детей встречает воспитатель в роли бабушки в русском костюме.

Бабушка:

Здравствуйте, гости званые, гости желанные!                                          

Милости просим в мою «горницу»!

По старинной русской традиции

Дорогих гостей хлебом-солью встречают,

Да добрым словом привечают.

- А я сегодня напекла «жаворонков»!!!

- Кто хочет узнать, почему я вышла дорогих гостей встречать не круглым, пышным караваем, а «жаворонками»,  рассаживайтесь на лавки, да меня послушайте.

      В давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается». И все были уверены, что в этот день на Русь с юга прилетают сорок разных птиц, неся на крыльях весну:

Закличка с движениями « Весна»

Летит кулик из заморья,

Несёт кулик девять замков.

Кулик, кулик,  замыкай зиму.

Отпирай весну, красно летечко!

Весна, весна красная!

Приди весна, с радостью!

(жестом зовут к себе)

С великой милостью:

(приложить правую руку к левому плечу и сделать поклон)

Со льном высоким,

(поднять руки вверх)

С корнем глубоким.

(присесть)

С дождями, ливнями,

(встать, руки вверх, опустить через стороны)

С хлебами обильными.

(развести руки перед собой в стороны).

- Чтобы весне силу удвоить, а зиму побороть, открывали для Весны золотые ворота.

Народная игра «Золотые ворота»

Двое из детей, взявшись за руки и подняв их, образуют ворота. Остальные проходят сквозь них, произнося:

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

— В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Конечно, на Сорок сороков прилетали не все сорок птиц. За грачами прилетят скворцы и у скворечников их весёлый посвист послышится. И первая из этих птиц – жаворонок. 

Пословицы и приметы 

( бабушка начинает, а дети договаривают вторую часть)

В народе говорят:

- Как птицы прилетят, ( так и теплота пойдет!)

- Увидал скворца – (знай, весна у крыльца.)

- Грач на горе – (весна на дворе.)

- Зима кончается – (весна начинается.)

- Сколько проталинок – (столько и жаворонков.)

- Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

- Жаворонки все по дорожкам идут, перелётывают по проталинкам.

    Традиция

   В этот день в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали.  Часть свежеиспеченных птиц  дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Со временем птичек стали печь как сувениры, украшение. Вот такая на Руси хорошая и добрая традиция.

- Кто хочет «испечь» (слепить) своих жаворонков, надевайте фартуки и присаживайтесь  за тот стол, где лежит тесто.

- Кто хочет украшать жаворонков, надевайте фартуки и присаживайтесь за тот стол, где лежат белые птицы.

Технология лепки «жаворонков» ( показана на индивидуальных карточках-алгоритмах)

    Приёмы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошины и вдавливаем в «голову» – вот и глаза. Делаем хохолок.

Роспись  жаворонков  (без образца)

Дети раскрашивают птиц гуашью.

Музыкальный фон во время творческого  трудового процесса – слушание  закличек  а-капелло «Жавороночки»

     По окончании работы дети вылепленных жаворонков укладывают на противень. Бабушка ставит в «печь».

Далее спрашивает, кто хочет посадить своих расписанных жаворонков на подоконник имитированного открытого окна.  

- Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Закличка «Жавороночек»

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

-Пока печенье готовится, поиграем в русскую народную  игру «Жаворонок».

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Обряд кликанья птиц, весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:

 Обрядовая песня-хоровод «Весна-весняночка»

- Делу время - потехе час.

Жаворонки – то наши испеклись уже!

Бабушка достает из «печи» настоящее печенье - «жаворонков», ставит на стол.

- Гости дорогие, прошу за стол. Угощайтесь! (дети моют руки, садятся за столы с чаем и «жаворонками», ведется негромкая беседа о том, что запомнилось, какие впечатления и т.д.)

Музыкальный фон: песня «Горница-узорница», «Весна-весняночка»

Бабушка:

Всем, кто нас видел, всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

До свиданья, гости дорогие!

Дети выходят.

На прогулке  высоко подняв жаворонков над головой, предложить детям побегать, звать настоящих жаворонков, а с ними  весну и тепло. После – раскрошить печенье для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»

Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёл...

Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми «Дети не в тягость, а в радость»

Данная интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми «Дети не в тягость, а в радость» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи. Сов...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Празднование Нового Года в разных странах».

Мероприятие построено в виде беседы с детьми совместно с музыкальными видами деятельноси. В ходе деятельности используются  наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение р...

План-конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Лучики здоровья»

План- конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Лучики здоровья"....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам в стране Математике»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми  старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам в стране Математике»....