ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути решения.
материал

Кукушкина Галина Михайловна

          Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dklad.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДЛЯ  ДЕТЕЙ С ОВЗ: ПОИСКИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ.

01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

       Стандарт    регулирует   отношения   в   сфере   образования   следующих   групп обучающихся с ограниченными   возможностями   здоровья:   глухих,   слабослышащих,   позднооглохших,   слепых, слабовидящих,  с  тяжелыми   нарушениями   речи,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

     Стандарт   разработан   на   основе   Конституции   и   законодательства   РФ с учетом Конвенции ООН о  правах  ребенка  и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

  ФГОС  ОВЗ   и   УО   представляет   собой   совокупность   обязательных    требований  при  реализации адаптированных   основных   общеобразовательных   программ   начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

          Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

    В целях обеспечения реализации права  на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Категории детей с ОВЗ:

-дети с нарушениями зрения

-дети с нарушениями слуха

-дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

-дети с задержкой психического развития (ЗПР)

-дети с нарушением интеллекта (У/О)

-дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Установленный   статус   может   быть   изменен,  если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Следовательно, крайне важно обеспечить участие в образовании детей с ОВЗ дошкольного возраста учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь.  Создать условия для позитивной социализации и самореализации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в дошкольных образовательных организациях, в том числе:

 – индивидуализации образования в дошкольной образовательной организации и обеспечение вариативности образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;

– внедрение инклюзивного образования для различных категорий детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;

– оценка и контроль качества в сфере дошкольного образования с учетом внедрения ФГОС дошкольного образования;

– введение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» и развитие компетенций педагога в работе с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью, в том числе социальной и коммуникативной компетенции;

– модернизация профессионального образования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью;

– развитие доступной образовательной среды;

– социальная и психологическая поддержка родителей и семей с особыми детьми;

– формирование толерантности к детям с ОВЗ и детям с инвалидностью через образование, культуру и средства массовой коммуникации.

 Цель работы коллектива детского сада:

создать благоприятные условия для полноценного проживания детьми ОВЗ детства и всестороннего его развития.

Задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

• индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.

Общие принципы и правила коррекционной работы с детьми ОВЗ:

• Индивидуальный подход к каждому ребенку

• Системность и последовательность.

• Активность и сознательность - участие всего коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов по оздоровлению детей.

• Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

• «не навреди» обучение детей с использованием тех способов, методов, средств, которые: просты, доступны, безопасны и эффективны, и активизирующих познавательную деятельность детей с ОВЗ.

Наиболее эффективна и распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками ОВЗ - арттерапия: музыкотерапия, изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, песочная терапия. У ребенка с нарушением зрения использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с ДЦП показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия. Музыкотерапия, кинезитерапия, особенно коррекционная ритмика, танцетерапия, песочная терапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений (речи, слуха, зрения, задержке психического развития, умственной отсталости, ДЦП). Наиболее сензитивным для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в развитии является возраст 5-7 лет; в отдельных случаях работа может проводиться с 4 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арттерапевтических методик. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка) которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Только благодаря взрослому ребенок может почувствовать, что его любят, что он дорог тем людям, с кем он находится рядом и это поможет им сделать следующий шаг в мир людей.

Пожалуйста, помните, что больше всего детям необходимо ваше общество, ваша радость и любовь, искренняя и разумная забота и помощь, принятие и участие!

 Литература:

1. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

2. http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-28022014-no-08-249

 3. Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях.

 4. Жулина Е. В. Основы социальной реабилитации. ТЦ Сфера. М., 2005 -187

 5. Калимов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 - 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Проблема звукопроизношения у детей дошкольного возраста и пути решения по ФГОС, как возможность расширения границ взаимодействия педагогов и родителей.

Сегодня стало необходимым взаимодействие с родителями и выстраивание четкой системы совместной работы. Поэтому в целях организации наиболее продуктивной работы в направлении «Развитие речи и коррекция...

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ФГОС ДО): ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка....

Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»

Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»Пояснительная записка«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а по...