«Песочные фантазии» познавательно-исследовательский проект
проект (младшая группа)

Халяфиева Сирина Фагимовна

Познавательно- исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnye_fantazii.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6   г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский проект
«Песочные фантазии» 


                                                             

                                                                                                                                        

                                                                        Выполнил: Халяфиева С.Ф.

                                                                                    Квалификационная категория: первая

                                                                                    Стаж работы в данной должности: 10 лет

                                                                                                                                 

2019 г.

Направленность: Обогащение знаний детей  о песке.

Предпосылки: Знакомство детей с  песком и о свойствах песка.                                                                                                      

Проблема:  Исходя из того, что детям в раннем возрасте нравиться песок, я детям предложила поиграть с песком.

Евгения спросила: «Как можно играть с сухим  песком?», вследствие чего, возникла проблема, и я решила разработать проект «Песочные фантазии».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: с 8 апреля по 19 апреля  

Актуальность:

Выбирая тему для  проекта, я опиралась на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка, они позитивно влияют на эмоциональное состояние, на развитие воображения и творческих способностей детей и способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Воспитатель выступает здесь не учителем – наставником, а равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную активность. Основной целью проекта является включение детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Педагогический проект «Песочные  фантазии» позволит не только знакомить детей со свойствами различных предметов материалов, но и закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику рук, речь детей. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из формочки на стол, в него можно засыпать различные предметы и откапывать их, строить дорожки, горки, потом разрушать и опять строить. В результате наблюдения за детьми во время совместных игр с песком, можно сказать, что формование является началом конструирования. 

Участники:  дети второй группы раннего возраста, воспитатель группы, родители детей.

По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.    

Цель: познакомить  детей со свойствами песка через игру и экспериментальную деятельность. 

Задачи:                                                                                                                

Образовательные:    

1.  Познакомить детей со свойствами песка (сухой, мокрый, сыпучий) по средствам экспериментирования;

2.Обогащать словарный запас новыми словами: мокрый, сухой, сыпучий

2.Продолжать учить пользоваться формочками, совочками.                                                                                                        

3.Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

4.Формировать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Развивающие:                                                                                                                                                      1.Развивать познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с песком.                                                                                                   2. Развивать наблюдательность с помощью игр с песком.  

3.Способствовать формированию связной речи.

4.Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные:                                                                                                                                                1.Воспитывать аккуратность, трудолюбие.                                                                                  

2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Формы совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, экспериментов, опытов, рекомендации  для родителей.

                                                                           

Ожидаемый результат:  формирование элементарных представлений о свойствах песка, культурно-гигиенических навыков, познавательный интерес к экспериментам, развитие у детей наблюдательности.

Материальная база: слайды,  учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат

Организация проекта.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Песочные фантазии»

Мероприятия

ответственный

I этап подготовительный                    (Приложение № 1)

Воспитатель

1

Разработка плана реализации проекта «Песочные фантазии»

Воспитатель

2

Разработка перспективного плана, конспекты  экспериментальной  деятельности, консультаций.

Воспитатель

3

Подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

Воспитатель

II этап основной     (Приложение № 2)

1

Знакомство со свойствами песка   «Сухой - мокрый» 

Воспитатель

2

Чтение  стихотворения «Песочек –дружочек»

Воспитатель

3

Опытно – экспериментальная деятельность: « Отпечатки ладошек на песке»

Воспитатель

4

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Воспитатель

5

Игра  «Узоры на песке»

Воспитатель

6

Игра «Песочный дождик»

Воспитатель

7

Беседа о безопасности во время игры с песком        

Воспитатель

8

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный песок»

Воспитатель

9

Игра  «Найди игрушку»  

Воспитатель

10

Пальчиковая гимнастика в песке

Воспитатель

11

Игра «Необыкновенные следы»

Воспитатель

12

 Игра «Веселые фигурки» 

Воспитатель

13

Лепка «Угощение для кукол»

Воспитатель

14

Подвижная игра «Песчинки»

Воспитатель

15

Опытно – экспериментальная деятельность: «Удивительный песок»

Воспитатель

16

Рекомендации для родителей «Игры с песком в домашних условиях с малышами»

Воспитатель

17

Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» 

Воспитатель

18

 Консультация для родителей «Играем с песком вместе с ребенком»

Воспитатель

III этап заключительный                    (Приложение № 3)

Воспитатель

1

Создание презентации для проекта «Песочные фантазии »

Воспитатель

 

 Итог проекта: работа по реализации проекта   проходила интересно и организованно. У детей удалось вызвать положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 




 

 

         






 






 

Приложение

 

Знакомство со свойствами песка   «Сухой - мокрый»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками, желания оказывать помощь друг другу. Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности.

Развивающие:

Создание условий для развития умения анализировать и делать выводы.

Развитие связной речи, обогащение словаря, умения задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.

Образовательные:

Формирование представлений детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый). 

Воспитатель: сейчас я вам покажу что-то интересное.

(Воспитатель подводит детей к столу, дети работают стоя у столов).

Посмотрите, что это такое? (песок)

Скажите, какого цвета песок? (коричневый)

Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?

Самира,  какой песок?

Рамазан, и ты скажи, какой песок?

Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Евгения, какой песок? (Сыпучий).

Да, дети, он сыпучий, он сыплется.

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Евгения , получился у тебя куличик?

Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?

Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.

Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

Экспериментальная деятельность с мокрым песком.

Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.

Чингиз, какой же это песок? Динара  мокрый песок какой? Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки.  

 

Стихотворения  «Песочек –дружочек»

Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

Опытно – экспериментальная деятельность: « Отпечатки ладошек на песке»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Содержание.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

 

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Программное содержание

1 Формировать представления о свойствах песка.

2 Обогащать тактильный опыт детей.

3 Активизировать словарь новыми словами «сухой», «мягкий», «мокрый», «сыпется»

4 Развивать игровое взаимодействие.

5 Закрепить основные правила аккуратного обращения с песком.

Оборудование: стол-песочница, лопатки, песочные формочки, игрушка медведь, доска для пирожков, лейка с водой, фартуки, влажные салфетки.

Методические приемы: беседа, объяснение, художественное слово, игра.

Методика проведения .

Воспитатель:

Слышите дети  кто-то стучится?

- дети к нам в гости пришёл Мишка. Он принёс волшебный песочек. Давайте поздороваемся с Мишкой.

Дети: Здравствуй, Мишка.

Воспитатель:

Нас сегодня ждёт песочек

Чистый, свежий, золотой

Залезай сюда, дружочек

Хочешь рой, а хочешь строй.

Ребята, мы сегодня с вами поиграем с песочком и вспомним правила игры с песком.

1 Нельзя сыпать на себя песок и выбрасывать песок из песочницы.

2 Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей.

3 Нельзя тереть глаза грязными руками.

-  Дети, давайте поздороваемся с песочком, опустите свои ладошки в песочек. Песочек мягкий, сухой, он сыпется. Ребятки, песочек какой?

Дети: Мягкий, сухой.

Воспитатель: А теперь нажмите с силой на песочек ладошками посмотрите что получилось- наши ладошки оставили следы «это идут медвежата по песку, а теперь нажмите на песочек пальчиками- это зайчики запрыгали.

- Молодцы, ребята, какие волшебные следы получились у вас.

Вот волшебный наш песочек, речки ласковый дружочек.

С ним играть нам интересно, увлекательно, чудесно.

-Ребята, когда на небе появляется тучка идут дожди, появляются даже настоящие реки. Хотите посмотреть как это происходит?

Для этого скажем ручкам волшебные слова:

Вдруг закапал дождик -кап-кап-кап(стучат пальцами об ладонь)

И по лужам ты идешь- так-так-так(притопывают)

Ветер шелестит листвой -ш-ш-ш( потирают ладонь о ладонь)

Дождик сильнее застучал- тук- тук-тук( стучат указательным пальцем о ладонь)

Скоро ливнем дождик стал (хлопают в ладоши).

- дети, посмотрите какой ручеек течет. Потрогайте ладошками песок, он теперь стал мокрый. А из мокрого песка можно лепить пирожки. Для этого Мишка приготовил нам лопатки и формочки.

-Вот я пеку пирожки, беру формочку, накладываю в нее песочек, постучу лопаткой, а потом переверну, вот и получился пирожок. Давайте и вы, ребята, попробуйте и у вас получатся пирожки. Они обязательно понравятся Мишке.

Мишка:- Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пирожки. А я ещё очень люблю музыку, пойдемте со мной играть.

Воспитатель: дети, Мишке очень понравилось с вами играть. Мишка для вас принес угощение – конфеты. Дети, перед едой нужно мыть руки.

Пойдем Мишка с нами, ты посмотришь как наши ребята умеют мыть руки.  

Игра   «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, затем они меняются ролями.

Беседа о безопасности во время игры с песком.

Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы- Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для

игры с песком.

Ход: Приходят 2 куклы- Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются в друг друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимая руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться, запачкали одежду друг друга- вся одежда в песке, грязная.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают

ПРАВИЛА:

-не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно

-ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный песок»

 Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Программное содержание

- продолжать формировать представления о свойствах песка;

- обучать малышей навыкам экспериментирования с песком;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание;

- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Методы и приёмы:

- художественное слово,

- показ воспитателя,

- практическая деятельность детей.

Материал:

- стол для игры с песком,

- ведёрко с песком.

- стаканчики, ложки, палочки по количеству детей,

- атрибуты для подвижной игры.

Интеграция ОО:

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

- познакомить детей с правилами игр с песком,

- игры с песком,

- разучивание подвижной игры.

Методика проведения

Дети рассаживаются на стульчики.                                                                                 Воспитатель обращает внимание детей на стоящее у дверей ведёрко.                        Воспитатель: дети , посмотрите, кто-то принёс нам в группу ведёрко. Оно не пустое в нём что-то лежит. Вы хотите узнать что там?                                                 Дети: Да.                                                                                                               Воспитатель подносит ведёрко к детям, и они заглядывают в него.                             Дети: Это песок.                                                                                                       Воспитатель: Правильно, а что можно делать с песком?                                           Дети: Играть.                                                                                                                    Воспитатель: А вы любите играть с песком?                                                                 Дети: Да.                                                                                                               Воспитатель: давайте я высыплю песок на наш стол и мы с вами немножко с ним поиграем. Потрогайте песок и скажите, какой он?                                                

Дети трогают песок и отмечают, что он сухой. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка. Как можно поиграть с сухим песком?                                                             Дети: Насыпать, пересыпать.                                                                                           Воспитатель раздаёт детям ложки и стаканчики  и предлагает насыпать песок в стаканчики из общей кучи. Также воспитатель напоминает правила игр с песком.   Дети выполняют задание.                                                                                                Воспитатель убирает стаканчики и ложки.                                                                   Воспитатель: Ребята, с песком можно не только играть на нём можно еще и рисовать, хотите попробовать?                                                                         Воспитатель выравнивает поверхность песка. И рисует указательным пальчиком правой руки круг, комментируя свои действия:                                                         - Нарисую большой круг. А вы нарисуйте много лучиков вокруг.                               Дети рисуют лучики.  И получится у нас с вами солнышко лучистое.                     Воспитатель: Молодцы! Еще порисуем?                                                               Воспитатель заравнивает песок и рисует полочкой тучку.                   

Воспитатель:  Тучка по небу плыла.                                                                                                          Тучка дождик принесла.                                                                                                     Дождик песенку поёт:                                                                                                       Кап-кап, кап-кап.                                                                                   Воспитатель раздаёт палочки детям, и они рисуют капельки дождя. Воспитатель хвалит детей, собирает палочки и предлагает поиграть в игру.                               Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Подведение итогов:                                                                                                           Дети рассаживаются на стульчики.                                                                                 Воспитатель: дети, вот как весело мы провели с вами время, а что  вам понравилось больше всего?  (играть с песком, рисовать на песке) 

 Игра «Найди игрушку»

Цель: Развитие тактильных ощущений

- Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.

- Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.

- Взрослый и ребенок меняются ролями

Пальчиковая гимнастика в песке

 «  Песок»

В ведро насыпали песок

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили. (Сжимать и разжимать пальцы рук в песке)

 «Шофер»

Целый день шофер трудился, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Он устал, он запылился, (Загибают пальцы рук поочередно.)

Он возил песок на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (Крутят воображаемый руль.)

Свой огромный самосвал.

Взяли в руки мы совок,

Сыпем, сыпем мы песок. (пальчиками сыпем песок)

Сделаем мы колобок, (лепим колобок)

Чтобы убежать не смог. (пальчики бегут по поверхности)

Игра «Веселые фигурки»

ЦельФормировать знания о свойствах сухого и влажного песка. Учить способам обследования материала ( сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Содержание: Предварительная беседа и рассматривание иллюстраций «Дети играют в песок» Раздаются различные формочки, дети заполняют их песком, и получаются забавные веселые фигурки.

Игра  « Необыкновенные следы »

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание.

• « Идут медвежата » — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

• « Прыгают зайцы »  — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

• « Ползут змейки » — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

• « Бегут жучки-паучки»  — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

 

Лепка «Угощение для кукол»

Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений  о свойствах песка и воды,  подводя детей к пониманию о различиях сухого и влажного песка.

Программные задачи:

- формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (песком); стимулировать интерес к играм с использованием природного материала (песка), знакомя детей со свойствами  (сухой - рассыпается, сырой – лепится);

- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком;

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- организовывать дидактические игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки;

- формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;

- воспитывать желание слушать народные песенки, стихотворения.

Планируемые результаты:

- Соблюдает элементарные правила игры с песком, разворачивает игру вокруг собственной постройки;

- различает и называет игрушки;

- общается (по возможности) в диалоге с воспитателем, сопровождает речью игровые действия;

- слушает доступные по содержанию стихи;

- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

- играет рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника.

Предварительная работа:

 В условиях зимнего времени года оживить воспоминания об играх с песком летом, наполнить жизнь детей особенно  увлекательными занятиями для зимы, когда на улице снег, лед.

Чтение художественной литературы (потешек : «Сорока – белобока», «Баранки – калачи, с пылу, с жару, из печи»);

- Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку»;

- Рисование на песке (пальчиками, палочками): «Дорожки», «Солнышко»;

- Дидактические игры: «Какой формы?», «Найди такой же», «Прятки с игрушками»;

- Практическое игровое упражнение: «Праздничная одежда»;

- Игровые ситуации: «Готовим праздничное чаепитие», «Кормление кукол».

Активизация словаря: песок, сухой, сыпется, вода, лейка и пр.

Приёмы работы: показ и объяснение способов выполнения работы; указания; помощь; вопросы; обыгрывание; поощрение; художественное слово; совместное выполнение действий; самостоятельное выполнение действий детьми; игровая ситуация.

Материалы: Модуль с песком и водой; формы для игр с песком, совочки,  как предметы -  орудия: 1 совочек и 4-5 формочек (на 1го ребенка); леечки с водой; куклы и мягкие игрушки для обыгрывания; кукольная посуда.

Содержание игрового экспериментирования.

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу празднично одетую куклу, привлекает внимание детей к игрушке, читая стихотворение:

«Куколка Даша –

Гостья наша,

К малышам она пришла,

Поиграть с песком звала»

Воспитатель: дети, давайте  поздороваемся с куклой Дашей.

Затем, воспитатель  объединяет вокруг модуля с песком 2-3 ребенка, приглашая поиграть в игры с песком.

Воспитатель:

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идём играть, дружок!

И. Финк.

Знакомит малышей с игровой мотивацией:

У нашей Даши день рожденья  

Будем стряпать угощенье

Сладкое, румяное, песочное печенье.

Воспитатель:  дети  из чего мы с вами будем готовить угощение для гостей? Отгадайте загадку:

«Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой»

(песок)

Воспитатель от имени куклы «обращается» к детям:

Вот вам формочки, возьмите,

В них песочек наберите,

И посмотрим мы сейчас,

Что получится у нас?

Педагог с куклой пытаются из сухого песка сделать куличик, показывают, как действовать совочком, насыпать песок в форму, и умело переворачивать на твердую поверхность стола. Свои действия взрослый поясняет:

Сколько Даша не старалась,

Ничего не получалось!

Из сухого - то  песка –

Все печенье рассыпалось!

Воспитатель объясняет детям, что песок сухой, рассыпчатый, поэтому  печенье не получается.  Кукла обращается к детям:

Что же делать?….

Как нам быть? ....

Чтоб печенье нам слепить

Надо бы песок полить!

Педагог предлагает детям маленькие леечки с водой, привлекая внимание детей на изменения, происходящие с песком, политым водой.

 Воспитатель от имени куклы предлагает детям:

Снова формочки возьмите

И печенье испеките,

Будем кукол в гости звать

И печеньем угощать!

Воспитатель показывает, как набирать совочком влажный песок, утрамбовывать его в формочке, переворачивать на твердую поверхность.

Воспитатель поясняет, что влажный песок не рассыпается и легко принимает желаемую форму, предлагает детям сказать на что же похоже «печенье»

Педагог поощряет детей:

Песочное печенье

Всем на удивленье!

Далее игра разворачивается по ситуации.

Воспитатель мотивирует детей на игровую деятельность, предлагая взять свои любимые игрушки и пригласить их на «чаепитие»:

Кукол в гости пригласим,

Чаем сладким напоим

И печеньем угостим!

Воспитатель берет на себя ведущую роль, объединяет игровую деятельность детей вокруг определенного сюжета, способствуют развитию ролевого поведения у детей в игре, помогает подобрать дополнительные атрибуты (чашечки, тарелочки и т.д.) 

Рефлексия совместной игровой деятельности: Дети, что мы сегодня узнали? Песок бывает какой? (сухой, сыпучий, из него лепить нельзя. А бывает темный, мокрый – из него можно лепить.

Дети, откликаясь на предложение взрослого, здороваются с куклой.

Дети с помощью воспитателя отгадывают загадку.

Дети рассматривают разноцветные совочки, формочки.

Дети внимательно следят за показом и объяснением воспитателя.

 

Подвижная игра «Песчинки»

Цель: учить действовать по сигналу

Воспитатель: Приглашаю вас на игру.

Вокруг себя повернись

и в песчинку превратись.

Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху. И закружились, полетели.

Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.

Дети садятся на корточки.

Опытно – экспериментальная деятельность: «Удивительный песок»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению неживой природы, развитие познавательного интереса.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о характерных свойствах песка сыпучий, сухой, сырой; лепится, когда влажный и меняет цвет от воды.

Развивающие:

1. Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой.

2. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать взрослого, понимать и выполнять поставленную задачу.

2. Воспитывать интерес к совместным занятиям, аккуратность в работе с песком

Содержание организованной деятельности детей

Создание игровой мотивации (дети входят в группу)

Воспитатель:

-Ой, а вы слышите…кто-то плачет…мне кажется, что это плачет   зайчик. (подходит к игрушке-зацчику)

-Что случилось Зайченок?

Заяц: Я играл с песком и потерял в нем все свои игрушки…

Воспитатель: Не плачь Зайка, мы тебе сейчас поможем, правда дети?

Дети: да

Воспитатель: Посмотрите, какой сухой песок, вот он и засыпал все Зайчика  игрушки.

Воспитатель: дети, давайте сначала поздороваемся с песочком, опустите свои ладошки на песочек, нам хорошо и приятно мы чувствуем прохладу песка. Нажмите с силой на песочек ладошками посмотрите, что получилось(наши ладошки оставили следы)

Воспитатель: а теперь давайте найдем игрушки в песке.(дети ищут игрушки и отдают зайчику)

Заяц: Ой, спасибо!

Заяц: а я люблю делать формочками пирожки из песка.

Заяц: А у меня они сегодня почему-то не получаются. Вот посмотрите (попробуйте сделать формочку из сухого песка)

Воспитатель: дети, а вы знаете, почему у Зайчика не получаются пирожки?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно пирожки нужно делать из влажного песка, а этот сухой. А я вот сейчас полью его водой… (поливают песок водой из лейки)

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Если ты его намочишь,

То построишь всё что хочешь.

Воспитатель: посмотрите, от воды песок потемнел и стал мокрым или можно сказать влажным, сырым. Потрогайте песок, каким он стал? (ответы детей)

Воспитатель: а теперь давайте попробуем сделать из него пирожки.

(воспитатель делает пирожок)

Воспитатель: получилась пирожок? (ответы детей)

Заяц: спасибо, вам ребята теперь я знаю, что пирожки делают не из сухого песка, а из мокрого, сырого. А я ещё очень люблю музыку, пойдёмте со мной играть…

Игра «Зайка серенький сидит»

(звучит музыка, дети выполняют движения под музыку)

Воспитатель: дети вам понравилось играть с Зайчиком?

(ответы детей)

Воспитатель: Зайка, а мы с ребятами решили приготовить для тебя подарок. Из песка можно делать не только формочки, но и картины. Давайте сделаем Зайчику его портрет. 

(детям предлагают баночки с сухим песком)

Воспитатель: дети, посмотрите какой у нас песок? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно сухой, мокрый песок не может сыпаться. Я сейчас намажу клеем изображение Зайчика, а вы по очереди берите песок щепоткой и сыпьте на ушки, лапки, животик (дети «рисуют» сухим песком)

Воспитатель: а теперь отряхнём листок от лишнего песка, посмотри Зайчик, какой красивый портрет получился.

Заяц:  спасибо большое! Мне очень нравится. А я знаю, что после игры с песком нужно мыть руки. А вы знаете об этом?

(ответы детей)

Воспитатель: пойдём Зайка с нами, ты посмотришь как наши дети  умеют мыть ручки.  

Рекомендации для родителей

«Игры с песком в домашних условиях с малышами»

Игры с песком позволят справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего дошкольного возраста. Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен "заземлять" негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. Вовлекает детей в интереснейшей процесс познания окружающей среды.

Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т. д.

Игровые упражнения.

• Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т. д.).

• Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток.).

• Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).

• Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).

• Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель.) То же самое ребром ладошки.

• Кто здесь пробегал? (Оставлять следы одновременно разным количеством пальцев; придумать, кто оставил эти следы).

С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; формируем у них такие черты характера, как: инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации; развиваем воображение и речь, расширяем и обогащаем словарь детей; знакомим ребёнка с окружающим миром (с основными свойствами воды, песка); способствуем овладению детьми такими понятиями как: далеко - близко, высоко - низко, мало - много, полный - пустой  способствуем физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию); игры с песком снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Желаем удачи Вам и вашим детям в развитии познавательных способностей!

Консультация для родителей

«Какая польза для детей от игры с песком»

Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.

Сегодня игру с песком используют в своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.

• Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.

• Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

Очень полезно для развития речи:

- насыпать песок в ведерко лопаткой;

- рисовать пальчиками на песке;

- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;

- искать в песке зарытые игрушки;

- рыть ямки, погружать руки в песок;

- лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.

• Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.

• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться.  

• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.

Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.

Консультация для родителей

«Играем с песком вместе с ребенком»

Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше – излюбленное  место малышей.  Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки, он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир.

Прежде чем разрешить малышу поиграть в ней, проверьте ее края и содержимое. Часто можно заметить торчащие из рамы гвозди, булыжники вместо песка, да и вообще много чего интересного.

   Следите, чтобы дети не сыпали друг другу песок в глаза, не ели «сваренную в ведерках еду», не били друг друга лопатками.

В городе найти песочницу с чистым песком проблематично. Самой безопасной песочницей можно назвать ту, которая находится у вас на даче, за состоянием которой вы можете проследить. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве  замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном. 

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы - мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша - это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло...

Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич "выпекается", а из сухого - рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки - куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты.

На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки - можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.

Игры дли детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Познавательно - исследовательский. Игровой Проект «Песочная фантазия» вторая младшая группа

Актуальность На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только...