Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
проект (старшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pervotsvety.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП  ПРОЕКТА: познавательно – исследовательский, творческий.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы «Капитошка», воспитатель, родители.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

По количеству участников – коллективный

По контингенту – детский

По характеру деятельности – творческий

По продолжительности: краткосрочный - (март)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. А цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

У нас на Кубани наступила весна. И с первыми солнечными лучами везде появляются первые весенние цветы, от которых нельзя оторвать взгляд. Во время проведения наблюдений во время прогулок, мы выяснили, что дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, как они называются и какие первоцветы произрастают в нашей местности.

Поэтому мы и решили провести данный вид проекта с нашими детьми, расширить их представления о первоцветах Кубани, их красоте и многообразии.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей. 

Задачи:

  • Расширять представления детей о первоцветах  и их разнообразии;
  • Закрепить и систематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих у нас в станице, их особенностями, целебными свойствами.
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • Формировать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей;
  • Воспитывать  коммуникативные умения, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ко всему живому.

Предполагаемый результат:

  • Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы».
  • У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
  • Обогащение активного и пассивного словаря детей.
  • Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.
  • Развитие познавательной активности детей к исследовательской деятельности.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

   Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  2. Содержательный
  3. Итоговый.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1.Изучение уровня знаний детей по теме.

  Задачи: определить актуальность знаний детей о первоцветах.

2. Подбор методической литературы.

  1. Подбор художественной литературы - информационное обеспечение проекта.
  2. Изготовление дидактических и наглядных пособий по теме – обеспечение проекта наглядным материалом.

2 ЭТАП: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

1. Беседы на тему:  « К нам весна шагает быстрыми шагами», «Что изменилось в жизни растений с приходом весны?», «Первоцветы с нами рядом», «Мы идем к вам в гости», «Какие первоцветы растут у нас на Кубани», «Почему надо беречь первоцветы».

2. НОД :

  • К первоцветам в гости».

Задачи: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

  • Рисование «Первые цветы весны»»

       Задачи: Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования – создавать образы цветов приемом «примакивания» (пальчиками, палочкой, кисточкой). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых объектах природы в изобразительной  деятельности.

  • НОД по формированию экологических представлений «Первоцветы»

        Задачи: закрепить представление о первоцветах; вспомнить названия подснежников, особенности их произрастания; рассмотреть выставку работ взрослых и детей «Первоцветы» развивать интонационную выразительность речи, творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к первоцветам.

  • Аппликация «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

          Задачи: Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представления детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

  • Интегрированная НОД  «Весенние первоцветы»

          Задачи: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

  • НОД  «Пришла весна, цветы принесла»

   Задачи: Совершенствовать умения детей работать с нетрадиционными техниками рисования. Активизировать словарный запас детей. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явление природы в передачи своего отношения через художественное творчество. Развивать воображение, внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику рук, умение формировать композицию рисунка, передавать настроение весны через первоцветы. Воспитывать умение детей работать в сотрудничестве друг с другом и воспитателем, умение слышать ответы товарищей. Побуждать у детей чувства любви и бережное отношение к родной природе.

  • НОД познавательного характера «К нам весна шагает быстрыми шагами…»

Задачи:  Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении. Активизация словарного запаса по лексической теме " Весна и приметы весны ". Развивать элементарные навыки звуко-слогового анализа. Воспитывать умение видеть красоту весенней природы, беречь её.

3. Дидактические игры: «Угадай цветок по загадке, (по иллюстрации)», Живая клумба», «Какого растения не стало», «Угадай по описанию», Собери цветок ихз геометрических фигур», «Отбери первоцветы Кубани», «Собери букет первоцветов», «Садовник», «Найди такой же цветок», «Четвертый лишний», «Продайте то, что назову», «Выложи цветок» (корень, стебель, цветок).

4. Подвижные игры: «Кто быстрее соберет букет?», «Я спрячу, а вы найдете», «Садовник и цветы», «Раз, два, три к названному цветку беги», «Найди сове место», «Цветы и ветерок», «Солнышко и дождик», «Мы цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка».

5.Пальчиковая гимнастика: «Цветы», Наши алые цветы», «На полянке», «Подснежники» расширять представления детей о цветах, развивать моторику рук и речь.

6. Сюжетно – ролевые игры: «Цветочный магазин», «Мы- садовники», «Заботимся о первоцветах».

7. Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Дивчина весна», «Весна пришла», «Цветочный вальс», «Галя по садочку гуляла».

8.Проведение эксперимента: сравнение луковиц подснежника, крокуса, нахождение сходства, отличий, развивать умение делать выводы и умозаключения.

9. Слушание музыки: Вивальди  1 концерт »Весна», Чайковский «Времена года» «Весна».

       Развивать слуховое сосредоточение, умение определять характер прослушанного произведения.

10.Чтение рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш», стихотворений (См. Приложение №2 «Стихи, загадки «Первые весенние цветы»), сказки «На цветочной полянке», «Сказка об одуванчике», «Две фиалки» М. Скребцова  и др. (см. Приложение №3 «Сказки о цветах»).

               Задачи: Познакомить детей с новыми рассказами, сказками, стихотворениями о первоцветах, продолжать учить отвечать на вопросы. Упражнять в использовании сравнений, определений, синонимов в речи детей. Развивать внимание, память, выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к первоцветам и умение любоваться их красотой

11. Наблюдение «Солнышко на травке» , «Голубые глазки», «Пролески»

                  Задачи: познакомить детей с первыми весенними цветами (одуванчиком, фиалкой, пролесками), их строением и особенностями. Активизировать речь: золотой, разбежались, молодой, голубые глазки, радуют, нежные).

12. Составление рассказов «Весна в лесу», «Цветники у нас дома», «Забота о первоцветах»

Задачи: Активизировать глагольный словарь детей, расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах.

13.Проведение утренней гимнастики «Мы – цветы».

14. Выставка иллюстраций, книг, фото различных весенних первоцветов, рассматривание их, альбома «Почему так называются цветы» (см. приложение №5)

 Задачи: продолжать учить узнавать первоцветы на картинке, называть их, активизировать речь, развивать  наблюдательность.

15.Совместная с родителями  высадка цветов на участке группы.

 Цель: привлекать родителей к озеленению участка.

16. Просмотр презентаций «Первоцветы», «Не губите первоцветы, весны первые приметы», «Весенние вестники нашей станицы», «Войди в природу другом!»

17. Просмотр мультфильмов «»Первоцветы» Шишкина школа, «Как растут растения», сказки «Морозко».

18. Трудовая деятельность: посадка и уход за анютиными глазками.

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

1.Выставка совместных работ к теме «Цветные улыбки весны»

 Цель: предоставить результаты совместного творчества детей и родителей.

                   

2. Создание панно «Пусть в лесах и садах первоцветы цветут,

                             И своей красотой пусть затмят всё вокруг!»

 Цель: обобщить  и систематизировать знания детей о первоцветах, формировать устойчивый интерес к явлениям живой природы, развивать творческие способности у детей, умение видеть свои результаты.

3. Предоставить детско – родительский проект семьи Вики  Борисенковой «Как – будто из утренней солнечной сказки, у меня выросли анютины глазки», Алеси Куц «Мой травянчик по имени Гоша»

4. Развлечение «Весны подарки»

Результаты проектной деятельности.

У детей в ходе проекта сформировались представления о разнообразии мира первоцветов нашего края,  о зависимости роста и цветения растений от солнца, света и воды. В результате творческой работы семей в группе появились мини проекты «Как – будто из утренней солнечной сказки, у меня выросли анютины глазки», «Мой травянчик по имени Гоша». В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, досуг, экскурсии – мы получили положительный результат. Родители стали больше уделять времени познавательному развитию детей.

В результате проведенной деятельности  дети узнали о многообразии мира цветов, могут различать и правильно называть садовые и луговые. Научились правильно ухаживать за цветами, давать оценку своему труду и труду взрослых. Дети могут классифицировать цветы по месту произрастания, у них сформировалось стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. У дошкольников сформировалось правильное поведение в природе, бережное отношение к растениям. Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира первоцветах, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми первой младшей группы "Весна"

Конспект познавательно - исследовательской деятельности составлен в соответствии с ФГОС. В деятельности решаются задачи познавательного развития, речевого развития и социально - коммуникативного разви...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жа...

Краткосрочный исследовательский творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательский  творческий проектв первой младшей группе«Чудеса, фокусы, эксперименты»    Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Ч...

Познавательно–исследовательский, творческий проект «Весна - красна»

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени....