Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Благоприятная и негативная родительская любовь»
консультация (младшая группа)

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.

Что такое родительская любовь? Какие у нее составляющие? Можно ли ее измерить? Это врожденное качество или его можно развить? Есть ли «норма», идеал отношений матери и ребенка к которому надо стремиться? Я обращалась к этой теме в постах «Нелегкий труд — быть родителем», «Как улучшить детско-родительские отношения?», «Безусловная любовь. Информация для родителей». Но эта тема актуальна и вызывает много вопросов, уточнений, споров.

Существуют различные точки зрения о родительской любви. Например, психолог Д. Винникотт в своем труде «Маленькие дети и их матери» утверждает, что нет имеет смысла детально описывать суть родительской любви, т. к. универсальных критериев не существует, но зато есть способность мамы чувствовать и доверять своим чувствам.

Но психолог Р. Шпиц, в своем труде «Первый год жизни», считает, что изначально в материнской любви заложена борьба противоречий - то, что приносит положительные эмоции матери, может кардинально отличатся от того, что доставляет удовольствие ребенку. Этот тезис подчеркивает важность осознания «разделения» матери и ребенка, понимание уникальности каждого, и, к сожалению, естественное расхождение их интересов, вкусов, привычек в силу индивидуальных особенностей, темперамента и т. п.

Р. В. Овчарова в своей книге «Родительство как психологический феномен» рассматривает родительскую любовь как многоаспектное явление (физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты). Например, родительская любовь всегда связана с эмоциональными проявлениями, как положительными: удовольствие, радость, интерес и др., так и отрицательными: печаль, злость, огорчение, разочарование и др. То есть любовь дана родителю в качестве переживания, которое всегда связано с противоречивыми эмоциями. Р. В. Овчарова сравнивает любовь с внутренней работой родителя, в результате которой ему открываются новые жизненные возможности: он начинает думать по-новому о себе как о родителе, и своем ребенке. То есть, любовь к ребенку помогает осознать родителю свои личностные особенности, а также особенности ребенка и самосовершенствоваться.

Это очень важная мысль, т. к. многие, как отечественные, так и зарубежные психологи акцентируют внимание на том, что часто первопричиной патологий у детей является нарушение взаимодействия в семье, искаженные детско-родительские отношения, дивиантные проявления отношений родителя к ребенку. Психолог Ф. Дольто в книге «На стороне ребенка» пишет о том, что «все зависит от … общения с тем взрослым, который о нем заботится». Например, мать своим поведением «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя и ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения.

То есть, родительские чувства всегда эмоционально окрашивают родительское отношение к ребенку. При дивиантном родительстве возможено проявление «скрытого инфантицида» - эмоционального отказа матери от ребенка. Это такое эмоциональное состояние матери, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала. При этом она воспринимает реального ребенка только как источник принуждения и страдания и поэтому стремиться «переделать» своего ребенка под «идеального». То есть мать не может преодолеть искаженные, иллюзорные представления своих фантазий и наладить диалог (отношения) с реальным ребенком. К таким искажениям особенно предрасположены матери с повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с чувством вины.

Таким образом, забота родителей может и не отвечать потребностям ребенка. Например, если родительская позиция обусловлена целью самоутверждения отца и/или матери через родительство (конкуренция родителей между собой, идея сверхценности ребенка и желание посвятить ему жизнь). Или, например, когда безрадостная атмосфера «исполнения долга перед ребенком» оказывается для последнего неуютной и тягостной. Л. Крейслер, исследуя случаи девиации родительского поведения и его влияния на ребенка, использует понятие патологической «области психической взаимности» между родителями и ребенком, которая не только негативно влияет на развитие ребенка, но и может приводить к остановкам психоаффективного развития ребенка.

Причин девиантной родительская любви много. Одной из них является неблагоприятный детский коммуникативный опыт родителя (например, он сам в детстве отвергался своей матерью), когда неудовлетворенная потребность в материнской/отцовской любви и признании не позволяет самому стать любящим и заботливым родителем.

Таким образом, любовь родителя проявляется через различные формы и способы поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Благоприятная и негативная родительская любовь»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.

Что такое родительская любовь? Какие у нее составляющие? Можно ли ее измерить? Это врожденное качество или его можно развить? Есть ли «норма», идеал отношений матери и ребенка к которому надо стремиться? Я обращалась к этой теме в постах «Нелегкий труд — быть родителем», «Как улучшить детско-родительские отношения?», «Безусловная любовь. Информация для родителей». Но эта тема актуальна и вызывает много вопросов, уточнений, споров.

Существуют различные точки зрения о родительской любви. Например, психолог Д. Винникотт в своем труде «Маленькие дети и их матери» утверждает, что нет имеет смысла детально описывать суть родительской любви, т. к. универсальных критериев не существует, но зато есть способность мамы чувствовать и доверять своим чувствам.

Но психолог Р. Шпиц, в своем труде «Первый год жизни», считает, что изначально в материнской любви заложена борьба противоречий - то, что приносит положительные эмоции матери, может кардинально отличатся от того, что доставляет удовольствие ребенку. Этот тезис подчеркивает важность осознания «разделения» матери и ребенка, понимание уникальности каждого, и, к сожалению, естественное расхождение их интересов, вкусов, привычек в силу индивидуальных особенностей, темперамента и т. п.

Р. В. Овчарова в своей книге «Родительство как психологический феномен» рассматривает родительскую любовь как многоаспектное явление (физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты). Например, родительская любовь всегда связана с эмоциональными проявлениями, как положительными: удовольствие, радость, интерес и др., так и отрицательными: печаль, злость, огорчение, разочарование и др. То есть любовь дана родителю в качестве переживания, которое всегда связано с противоречивыми эмоциями. Р. В. Овчарова сравнивает любовь с внутренней работой родителя, в результате которой ему открываются новые жизненные возможности: он начинает думать по-новому о себе как о родителе, и своем ребенке. То есть, любовь к ребенку помогает осознать родителю свои личностные особенности, а также особенности ребенка и самосовершенствоваться.

Это очень важная мысль, т. к. многие, как отечественные, так и зарубежные психологи акцентируют внимание на том, что часто первопричиной патологий у детей является нарушение взаимодействия в семье, искаженные детско-родительские отношения, дивиантные проявления отношений родителя к ребенку. Психолог Ф. Дольто в книге «На стороне ребенка» пишет о том, что «все зависит от … общения с тем взрослым, который о нем заботится». Например, мать своим поведением «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя и ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения.

То есть, родительские чувства всегда эмоционально окрашивают родительское отношение к ребенку. При дивиантном родительстве возможено проявление «скрытого инфантицида» - эмоционального отказа матери от ребенка. Это такое эмоциональное состояние матери, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала. При этом она воспринимает реального ребенка только как источник принуждения и страдания и поэтому стремиться «переделать» своего ребенка под «идеального». То есть мать не может преодолеть искаженные, иллюзорные представления своих фантазий и наладить диалог (отношения) с реальным ребенком. К таким искажениям особенно предрасположены матери с повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с чувством вины.

Таким образом, забота родителей может и не отвечать потребностям ребенка. Например, если родительская позиция обусловлена целью самоутверждения отца и/или матери через родительство (конкуренция родителей между собой, идея сверхценности ребенка и желание посвятить ему жизнь). Или, например, когда безрадостная атмосфера «исполнения долга перед ребенком» оказывается для последнего неуютной и тягостной. Л. Крейслер, исследуя случаи девиации родительского поведения и его влияния на ребенка, использует понятие патологической «области психической взаимности» между родителями и ребенком, которая не только негативно влияет на развитие ребенка, но и может приводить к остановкам психоаффективного развития ребенка.

Причин девиантной родительская любви много. Одной из них является неблагоприятный детский коммуникативный опыт родителя (например, он сам в детстве отвергался своей матерью), когда неудовлетворенная потребность в материнской/отцовской любви и признании не позволяет самому стать любящим и заботливым родителем.

Таким образом, любовь родителя проявляется через различные формы и способы поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста

Упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики и упражнения для развития фонематического слуха и лексики....

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»

Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?»         Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»

В данной консультации родителям напоминается о том, что готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста по направлению художественно-эстетическое рразвитие

Всем нам хорошо известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, в нем раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет со...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста "Как же научить малыша играть?"

Данная консультация расширит знания родителей о значении игры в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...