МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Сапронова Ольга Александровна

Ключевые слова: Изобразительная деятельность, методическое обеспечение, дошкольный возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obespechenie_razvitiya_rebenka_v_izo.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сообщение воспитателя Сапроновой О.А.

Учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (программ, методик, пособий и т.д.), необходимых для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса.

Воспитатели МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида» используют в своей работе адаптированную основную образовательную программу, в которой содержание образовательного процесса выстроено с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2014 г. и программы Н.В.Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет», 3-е изд., СПб., 2015 г.

В ней приведен перечень технологий и пособий разных авторов (Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г.,  Богатеевой З.А., Дороновой Т.Н., Петровой И.М., Соломенниковой О.А., Лыковой И.А., Малышевой А.Н., Ермолаевой Н.В., Халезовой Н.Б., Швайко Г.С., Куцаковой Л.В.). Данная литература позволяет организовать в ДОУ систему различных художественных занятий, суть которой - комплексный подход, предполагающий педагогический процесс во взаимосвязи.

В детском саду в течение определенного логопедическим тематическим планированием времени (неделя, периоды «Осень», «Я в мире» и т.д.) проводятся преимущественно одновидовые занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Педагоги способствуют формированию у детей эстетического восприятия, воображения, творчества, обучают способам действия. Между занятиями по изодеятельности и прочими (логопедическими, музыкальными, физкультурными)  существует логическое единство в пределах лексической темы, при составлении планирования по изодеятельности учитывается вся воспитательно-образовательная работа, поэтому воспитатели стараются максимально использовать не только проверенные временем пособия известных авторов, но и передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками.

Таким образом, перечень пособий в адаптированной образовательной программе был составлен на основе списка, рекомендованного программой «От рождения до школы», дополнен всеми воспитателями ДОУ, но методическая литература используется вариативно в каждой группе, каждым педагогом.

Из опыта своей работы могу отметить, что самыми востребованными являются технологии и пособия:

По рисованию, лепке, аппликации:

  1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  7. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  8. Петрова И.М. Объемная аппликация. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  9. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Владос, 2001-2003 /все возрастные группы/.

По конструированию:

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010 /разные возрастные группы/.
  3. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ Сфера, 1999.

Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. Особенностью методологического сопровождения организации изодеятельности в ДОУ является процесс адаптации типизированной методической литературы к применению в группе согласно возможностям и возрастным характеристикам детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ представленна в виде таблицы в которой отражена тема, предварительная работа и  предполагаемый ит...

"Развитие ребенка в изобразительной деятельности"

Конспект НОД по программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений "Кроха"...

Развитие ребенка в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

   Изодеятельность – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изобр...

Разностороннее развитие ребенка в Изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Презентация для использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – содействие развитию личности. Изобразительная деятельность служит средством расширения, закрепления и осмысления...

Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты образовательной деятельности по развитию речи

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша...