Реализация ФГОС ДО в деятельности музыкального руководителя
статья

Кузнецова Юлиана Витальевна

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и поиск новых подходов к музыкальному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_v_deyatelnosti_muz.ruk-lya.docx24.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кузнецова Ю.В., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №25 Красносельского района

                                                            Санкт-Петербурга    

Реализация ФГОС ДО в деятельности музыкального руководителя

(из опыта работы)

 В. А Сухомлинский говорил: «Музыка –  воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные и физические силы». С помощью музыки можно раскрыть способности  ребёнка, обогатить его эмоционально, развить творчески, повысить социальный статус, создать предпосылки гармоничного формирования личности. Один из принципов, заложенных в ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства. Ребёнок учится в игре, осваивает навыки, получает знания, необходимые ему на данном этапе. Игровое обучение – это скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. На музыкальном занятии детям  очень интересно – столько разных видов деятельности: пение, движение, игра на инструментах, сюжетные игры, инсценировки, столько эмоций и открытий, столько ярких и привлекательных атрибутов и инструментов! Поэтому  дети с радостью бегут туда, где у них всё получается, где они могут проявить себя и получить удовольствие. В этом ключе я как музыкальный педагог подбираю интересный и разнообразный материал для пения, движения, музицирования, всегда учитываю возможности детей, их настроение. Всегда стараюсь соблюдать баланс фиксированного и свободного, например, импровизацию и танец с определёнными движениями. Разучивание тоже всегда можно сделать игровым: придумать интересную  историю или сочинить вместе с ребятами речевое сопровождение к движениям.

Много лет назад я познакомилась с орф-педагогикой, с её принципами и понятиями. Это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь, движение. Выдающийся композитор Карл Орф считал, что раннее музыкальное воспитание (слушание музыки, игра на элементарных ритмических инструментах) помогает интеллектуальному  и психическому развитию ребёнка. Современные исследования подтвердили, что движение под музыку, пение, элементарное музицирование соответствует естественным биологическим потребностям малыша, способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Это позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое  здоровье детей, создавать эмоциональное благополучие, что является одной из задач дошкольного воспитания в рамках ФГОС. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании.

Всё очень просто, доступно. Мы можем играть почти целое занятие с одной песенкой: петь её, сопровождать ритмический рисунок звучащими жестами, придумывать движения по тексту, инсценировать, украсить звучанием металлофонов, ксилофонов и шумовых инструментов. Я показываю детям средства музыкальной выразительности, когда мы пропеваем одну и ту же песенку-распевку в разных жанрах, например, в ритмах вальса, марша, польки; или поём с ускорением темпа, в разном темпе, в разной динамике. Дети разучивают материал легко и интересно. Чтобы научить их петь интонационно чисто, я использую приёмы: «песенное эхо» (повтори за педагогом), пение соло цепочкой (поём песню по фразам по очереди). Когда ребёнок поёт один, а не в ансамбле, он позиционирует себя как личность, и в силе его голоса слышится уверенность или стеснительность, умение или неуверенность. Этот метод позволяет также диагностировать у детей уровень развития умения чисто  интонировать, владеть голосом. У дошкольников очень неустойчивый контроль своего исполнения. Особенно, когда они поют хором, то  себя плохо слышат. В пении соло всегда можно скорректировать исполнение, понять, с кем нужно поработать индивидуально. За много лет практики я сделала потрясающий вывод – нет детей, которым «медведь на ухо наступил», есть просто те, кого не научили петь.

Любая деятельность предполагает использование инструмента, «орудия» деятельности. Детские музыкальные инструменты выступают как средство обучения музыки, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. На музыкальных занятиях я постоянно использую инструменты, дошкольники очень любят играть на них. С младшего возраста мы осваиваем приёмы игры на шумовых инструментах, изучаем, как они звучат, запоминаем названия. развиваем слуховые и телесные ощущения равномерной ритмической пульсацией (в музыке умеренного темпа), в дальнейшем включаем  в работу металлофоны, ксилофоны. Каждый ребёнок, независимо от своих способностей, может участвовать в игре. Кому-то сегодня уже под силу сыграть партию на металлофоне, кто-то ещё звенит бубенчиками, но с огромным удовольствием. В этом реализуется индивидуальный подход к обучению, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, о чём сказано в ФГОС дошкольного образования.

Я очень рада, что есть программа «Элементарное музицирование с дошкольниками», разработанная Т.Э. Тютюнниковой. Я активно использую её в своей работе. Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие человека в музыке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать проблемы и задачи творчески, умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира. Музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная и созерцательная. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Эта программа соответствует требованиям ФГОС, формирует восприятие музыки у детей, реализацию самостоятельной творческой деятельности.

На своих занятиях я развиваю у детей восприятие музыки разных стилей, разных народов, в том числе, и классической. Мировые хиты классики не оставляют равнодушными детей, они часто просят включить понравившееся им произведение. И, конечно, слушание происходит как двигательная спонтанная импровизация, проявление детского творчества. В импровизации ребёнок как бы заявляет: «Смотрите, это я сам, это я придумал!». Он раскрепощается, учится владеть своим телом, использует навыки, полученные ранее. Во время импровизируемого движения ребёнок не интерпретирует музыку, не переводит её на язык пластики, не пытается объяснить, - он просто в ней живёт несколько минут её  реального звучания, движение становится живым восприятием музыки. Такое движение приносит чувство освобождения, помогает создать внутренний психологический комфорт. Очень интересно наблюдать за детьми, когда они импровизируют в танце: кто-то немного скован и зажат, а кто-то ярко позиционирует себя и полностью погружается в музыку, реагируя на неё движениями тела. Инициатива, радость, удовольствие – всё это позволяет развить предпосылки восприятия и понимания искусства.

Классическая музыка остаётся в памяти детей надолго по той простой причине, что они её не просто слушают, а танцуют под её звучание, играют, изображают. Очень интересны для детей произведения сказочные, например, «Марш Черномора» Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Я рассказываю им сюжет сказки, показываю иллюстрации, под фрагмент из увертюры ребята скачут, как Руслан на коне, а  под марш Черномора изображают карлика-волшебника и его слуг. Затем я предлагаю им украсить музыку звучанием шумовых инструментов, далее мы формируем оркестр, делясь на подгруппы (в этом произведении несколько контрастных частей) и пробуем точнее отобразить ритмический рисунок.  Музыка настолько яркая, что хочется сделать небольшую сценку: я изготавливаю куклу-бибабо, похожую на  Черномора, и появляется сценка: шествие злобного карлика и его слуг - арапов. А фоном звучит оркестр. Все дети заняты, никто не остался в стороне. Вся эта работа превращается в итоге в концертный номер, который дети с удовольствием показывают родителям. Это продукт их труда, творчества, изучения музыки. Иногда, в других произведениях,  к этому ещё может подключаться пение, театральная сценка заменяется на танец-импровизацию. Дети младшего возраста прекрасно импровизируют под музыку «Детского альбома» Чайковского, например, в пьесе «Полька» разыгрывают сценку: танец мышки и кота, разделившись на две группы – одни мышки, другие коты, а затем меняются ролями. Эта игра-импровизация даёт детям понятие трёхчастной формы, легко и непринуждённо. Даже очень маленькие воспитанники детского сада на занятиях с удовольствием звенят на колокольчиках или бубенчиках под «Вальс-шутку» Шостаковича, танцуют с ленточками под вальсы  Штрауса. Музыкальный материал для музыкальных занятий должен быть очень разнообразным: фольклор, классика, детские песни, современная музыка.

В детском саду  очень часто деятельность музыкального руководителя  трактуется как подготовка к праздникам. Праздники стали в большинстве садов отчётными мероприятиями, демонстрацией результатов для администрации и родителей. Конечно, такие концерты необходимы, например, 8 марта как подарок мамам и бабушкам. А вообще, праздники – это для детей. Воспитанники не должны знать ход сценария и бесконечно репетировать выходы, сцены, поклоны…. Праздники должны быть интерактивными музыкальными утренниками или вечерами, в которых дети спонтанно играют, получают новые впечатления, танцуют, поют, играют на инструментах не только разученные ранее композиции, но и спонтанно импровизируют. Также нужно активно включать в процесс родителей, давать им возможность танцевать, импровизировать, петь, играть на инструментах. Родители на детском празднике должны быть не  фотографами и слушателями, а активными участниками, помощниками. Я заметила, что дети просто счастливы, когда их мамы что-то делают вместе с ними, да и мамы стали больше улыбаться и радоваться на таких мероприятиях. Родители с удовольствием выбирают себе инструменты и подыгрывают на них в то время, когда дети, например, поют песню.  Очень часто я использую для взрослых элементы игры «Угадай мелодию», они с удовольствием поют угаданные песни, к тому же, очень неплохо. Такое взаимодействие с родителями создаёт благоприятный климат в детском саду, обеспечивает комфорт всем участникам образовательно-воспитательного процесса и стимулирует развитие детей. На родительских собраниях я рассказываю мамам и папам о тех замечательных местах нашей культурной столицы, куда можно сходить в выходные всей семьёй, чтобы насладиться классической музыкой, узнать много нового и интересного. На  информационных стендах в группах предлагаю список тех произведений, с которыми я познакомила детей, и тех, которые можно слушать самостоятельно.

ФГОС дошкольного образования даёт возможность педагогам отталкиваться от потребностей ребёнка, от его особенностей. В нашей работе главное – это дети, мы должны стремиться к результатам, но, ни на миг не забывать проживать всё до мелочей вместе с детьми, радоваться и огорчаться вместе с ними, давать им самое лучшее, что есть в нас, помогать  открывать им мир и вместе с ними каждую минуту учиться.

Список использованной литературы:

  1. Т.Э. Тютюнникова. Методика «Открыть музыку в ребёнке». Москва, 2003
  2. Т.Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Программа. Москва,2003
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель реализации образовательной деятельности музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО на 2016-2017гг.

Модель реализации образовательной деятельности музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО на 2016-2017гг....

"Реализация ФГОС ДО в деятельности музыкального руководителя"

В связи и необходимостью организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и поиск новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников воз...

Реализация ФГОС ДО в работе музыкального руководителя

Что дает ФГОС дошкольного образования...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Музыка, как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального ...

Реализация ФГОС ДО в деятельности музыкального руководителя

Работа музыкального руководителя в условиях ФГОС ДО...