РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья

Федорова Мария Васильевна

Музыка, как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._realizatsiya_fgos.docx17.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федорова М.В., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №77 Приморского района

Санкт-Петербурга

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ

ФГОС ДО

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основными задачами которой выступают:

•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

•становление эстетического отношения к окружающему миру;

•формирование элементарных представлений о видах искусства;

•развитие восприятия музыки;

•реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса

Это значит, что в соответствии с новыми требованиями музыкальное воспитание направлено на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка и, следовательно, круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.

Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.

Еще в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, и тогда музыкальное образование в ДОУ не может ограничиваться только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников теперь относятся:

•Организационная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);

•Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения под музыку, музыкальные игры, утренняя гимнастика);

•Праздники и развлечения (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),

•Музыкальное образование детей в семье (консультирование родителей по вопросам музыкального развития детей и помощь в создании развивающей музыкальной среды в домашних условиях)

Несмотря на разнообразие форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой достигается наиболее эффективное и целенаправленное музыкальное воспитание детей, остается музыкальное занятие. Главная задача музыкального руководителя вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Исходя из предложенных Стандартом видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста, которые в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка. Стандартом также допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Не секрет, что музыкальные руководители редко работают только по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например, «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, если сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива. Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художественно-эстетическое направление - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Одно из важных требований ФГОС ДО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели музыкальному руководителю необходимо создавать разнообразную музыкальную предметно- развивающую среду в группах детского сада.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.

Таким образом, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, словами В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Это основной ориентир для музыкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОДОВОГО ПЛАНА»

1. ВВЕДЕНИЕУправление детским образовательным учреждением в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого...

Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА"

Данная статья описывает опыт работы музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ в рамках музыкального развития дошкольников....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА

Данный материал раскрывает формы создания единого пространства музыкального развития ребенка в семье и детском саду, формы работы с родителями, как участниками полноценного музыкально-образовательного...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....