«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».
материал (старшая группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_muz.ruk_._15.02.2018_g.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений Коломенского муниципального округа

по теме:

«Активизация профессиональной деятельности музыкального руководителя по формированию у детей дошкольного возраста творческого потенциала и эстетического отношения к окружающему миру»

Сообщение

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна

(воспитатель МДОУ детского сада

общеразвивающего вида №28 «Ласточка»)

15.02.2018

Богат славными именами, духовными и культурными традициями благодатный Коломенский край.  На Акатьевской земле сохранилась память об  известном музыканте, контрабасисте С.А. Кусевицком.    Это послужило основанием для создания проекта «Музыка вокруг нас».

Цель проекта: повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, семьи воспитанников.

   Свою работу  по проекту мы начали с изучения знаний детей о композиторах, классической музыке, пополнили музыкальный «центр» в группе фонотекой с записями  классической музыки, портретами композиторов, музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, иллюстративным материалом, художественной литературой для чтения, совместно с музыкальным руководителем Каменевой С.В. разработали план работы, конспекты ОД.

В процессе реализации проекта дети узнали  о жизни и творчестве композитора музыканта С.А. Кусевицкого, усадьба которого находится в нашем селе Акатьево, познакомились с понятиями: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор.

  Классическая музыка – очень сильный способ воздействия на ребёнка, и если преподносить ее увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.

   На слушание надо настроиться. Мы сами слушали внимательно, с интересом, дети, видя наш настрой, тоже включались в процесс, меньше отвлекались. Создавалась особая атмосфера общения детей с музыкой. Здесь слова не нужны.

   Для лучшего восприятия классической музыки мы использовали стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Ступеньки»

(для развития звуковысотного слуха),  «Прогулка», «Определи по ритму»

(для развития чувства ритма), «Определи инструмент», «На чем играю», «Музыкальные загадки», «Громко - тихо запоем», «Наши песни»

(для развития тембрового слуха), «Слушаем музыку» (для развития памяти и слуха).

   Использовали классическую музыку в режимных моментах: встреча с детьми, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, сон, деятельность в игровых центрах.

      В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

   Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведение А. Вивальди «Времена года». Произведения этого композитора доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

 После внимательного слушания детьми классической музыки А. Вивальди «Весна» (1ч.) из цикла «Времена года», дети учились передавать характер музыки с помощью кистей рук (пластические импровизации). Такой способ передачи музыки очень понравился детям. Каждый ребёнок старался сымпровизировать что-то своё.

   Используя музыку на занятиях, мы стремились сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.

   Мы учили детей высказываться о характере музыки.

      В своей работе по развитию у детей музыкального восприятия мы использовали художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

   Используя классическую музыку для развития детского музыкального творчества, предлагали детям прослушать музыку, поделиться своими впечатлениями, пофантазировать. Затем нарисовать рисунок (то, что он представил). Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.

   Проводили работу с родителями:

1.        повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации);

2.        пропаганда музыкального искусства (возможность пользования фонотекой, организация презентаций);

3.        вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);

4.        совместная культурно-досуговая деятельность (литературная гостиная «Наследие веков живое», участие в подготовке праздников).

   Некоторые родители со своими детьми посещали театр оперы  и балета.

   Для педагогов ДОУ были проведены консультации: «Использование музыки в режимных моментах», «Влияние музыки на психическое развитие ребенка дошкольного возраста в рамках выполнения основной образовательной программы», презентация проекта «Музыка вокруг нас».

   Материалом для анализа работы по проекту  послужили следующие показатели музыкального восприятия:

1. Воспринимает классическую музыку;

2. Проявляет эмоциональный отклик на музыку;

3. Различает жанры классической музыки; 

4. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;

5. Различает и называет громкость звучания музыки и её настроение;

6. Проявляет музыкальное творчество.

Анализ полученных в ходе наблюдений данных на формирующем этапе проекта позволил выделить следующие показатели музыкального восприятия детей. Выявлено, что большее количество детей воспринимают классическую музыку, проявляют эмоциональный отклик. Однако не все дети способны внимательно до конца прослушать музыку. Наибольшие трудности возникали у детей при определении жанра классической музыки. Многие дети не могли точно охарактеризовать марш, вальс. Также трудности присутствовали при определении настроения музыки. В основном они использовали такие простые слова как: весёлая, грустная, радостная, печальная. Такие слова как: улыбающаяся, плачущая, мечтательная, беспокойная звучали очень редко.

   Творческое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя дало положительные результаты ,проанализировав которые было выявлено, что большее количество детей воспринимают классическую музыку, проявляют эмоциональный отклик. Уже все дети способны внимательно и до конца прослушать музыку. Меньше трудностей стало возникать у детей при определении жанра классической музыки. Теперь многие дети точно могут определить и охарактеризовать марш, вальс. Практически все дети стали правильно определять настроение музыки. Они стали использовать более сложные слова как: улыбающаяся, плачущая, мечтательная, беспокойная. Дети с высокими показателями могут под музыку представлять развитие сюжета, а затем активно рассказывать его другим. Дети стали понимать суть музыкального произведения. Некоторые проявляют музыкальное творчество и музыкальный вкус.

   Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

   Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка)

Рабочая программамузыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) составлена, основываясь на общеобразовательную прогр...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с ТНР

Рабочая программа музыкального руководителя (далее Программа) для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности для детей с ТНР разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной образов...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с РАС

Рабочая программа обеспечивает  развитие детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей по направлению развития: музыкально-эстетическому.  Настоящая рабочая учебная программа составлен...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Музыка" для детей с ТНР

Актуальность методической разработки состоит в том, что составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее с ТНР). Предназначена для дет...