Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Музыка" для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии

Стефурак Елена Леонидовна

Актуальность методической разработки состоит в том, что составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее с ТНР). Предназначена для детей с особыми возможностями здоровья (далее с ОВЗ), проходящих коррекционное обучение в группах компенсирующей направленности. В ней представлены основные технологии по реализации музыкальной деятельности детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО; взаимодействие с профильными специалистами (логопедом, психологом, физкультурным работником), воспитателем и родителями; использование ИКТ в НОД и методическое обеспечение по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 с.Иглино.

Рабочая программа музыкального руководителя

по реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

раздел «Музыка» для детей с ТНР

Музыкальный руководитель:

Целищева Р.Р.

СОДЕРЖАНИЕ

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4.

Характеристики возрастных особенностей развития детей с

7

ТНР

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

10

1.6.

Развивающее оценивание качества образовательной

10

деятельности

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.1.

Описание образовательной деятельности по освоению детьми

11

образовательной области «Художественно-эстетическое

развитие» - «Музыка»

2.2.

Содержание образовательной деятельности детей

11

старшего дошкольного возраста с ТНР

2.3.

Приоритетные направления деятельности группы

16

компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми

нарушениями речи.

2.4.

Организация образовательной деятельности детей с ТНР

17

2.5.

Описание вариативных форм, способов,

19

2.6.

методов и средств реализации Программы.

20

Особенности образовательной деятельности

2.7.

разных видов и культурных практик

20

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.8.

Перспективно – тематическое планирование образовательной

21

деятельности

2.9.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

23

ΙΙΙ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

25

3.1.

Описание развивающей предметно-пространственной среды

25

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

26

3.3.

Методическое обеспечение образовательного процесса

27

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

Рабочая программа музыкального руководителя (далее Программа) для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности для детей с ТНР разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) МБДОУ д/с № 8 с.Иглино.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н.В. Нищевой, с учётом содержания парциальной программы «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.

Рабочая программа разработана для воспитания и обучения детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

  • Уставом МБДОУ д/с № 8 с.Иглино.

Общий объем Программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкальной деятельности (НОД, праздники, развлечения);
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельную деятельность детей;

  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа направлена на обеспечение образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

  • Программе определены музыкальные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры, для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста средствами логопедической ритмики.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

1.2.Цели и задачи реализации Программы

Цель: развитие музыкальных способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей. Оказание помощи детям с ТНР

  • освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Коррекционные цели:

Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать музыкально-ритмические способности и слухомоторную координацию;
  • воспитывать слуховое внимание и память детей.

Коррекционная работа осуществляется в рамках МБДОУ №8, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей.

Вся работа проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи

  • воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Задачи:

способствовать созданию благоприятных условий для формирования основ

музыкальной культуры дошкольников, как части всей духовной культуры личности;

способствовать        формированию        ценностных        ориентаций        средствами

музыкального искусства;

создавать        условия        для        обеспечения        эмоционально-психологического

благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

∙способствовать формированию основ гармоничного развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);

∙приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;

∙развивать коммуникативные способности;

 ∙способствовать развитию детского творчества во всех видах музыкальной деятельности

Коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
  4. Исправления речевых недостатков, невнятного произношения, проглатывания окончания слова.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

 Программа разработана в соответствии со следующими методологическими подходами:

• Полноценного проживания ребёнком этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

• построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учёта этнокультурной ситуации развития детей.

В содержании Программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптаци дошкольников. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы: 

1 Принцип гуманизации - ведущий принцип образования, предполагающий учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкальной деятельности.

2 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость диагностики музыкальности детей, уровня развития музыкальнохудожественной деятельности и учета ее результатов в единстве с возрастными новообразованиями в ходе музыкального воспитания и развития.

3 Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкальной деятельности, обозначающий учет музыкальных интересов ребенка и его направленности на конкретный вид музыкальной деятельности, опору на активность, инициативность и самостоятельность воспитанника, поощрение этих качеств в музыкальной деятельности.

4Принцип партнерства - содействия и сотрудничества детей и взрослых.

5Принцип поддержки инициативы детей в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности.

6.Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, который испытывает те или иные затруднения в процессе музыкальнохудожественной деятельности. Основной задачей педагогической поддержки становится совместный поиск адекватного решения возникшей проблемы. Основным показателем успешной реализации данного принципа являются удовлетворенность дошкольника своей деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности.

7.Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Этот принцип подразумевает также тесное сотрудничество с семьей ребенка и специалистами, работающими в детском саду.

8. Принцип систематичности и последовательности в организации музыкальной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми, постепенное усложнение музыкального содержания и задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых содержания, форм, средств и методов работы.

9. Принцип продуктивности музыкальной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия – исполнительства – творчества дошкольников выражены в некоем продукте (например, в образе, воплощенном в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.)

10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамках педагогической технологии, а также объединение различных способов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее им наиболее полно и самостоятельно выражать себя, особенности своего музыкального развития.

В основу Программы положен полихудожественный подход, который направлен на взаимодействие разных искусств, разнообразных видов художественной деятельности в процессе одного занятия (художественного события), рассматривается как качественно новый уровень художественного образования и эстетического воспитания детей (например, при выявлении общих черт разных видов искусства дети обращают внимание на отражение одного и того же мотива или сюжета в сказке, музыке, изобразительном искусстве; с помощью каких выразительных средств передается настроение в музыке, танце, изображении, поэзии – ритм, гармония, динамика, мелодика, композиция, форма, равновесие и др. ).

Историко-культурологический подход предполагает погружение детей в различные исторические эпохи, художественные стили, содержание произведений искусства, механизмы его функционирования, знакомство с художественно-творческим опытом мастера-творца и др. Такой подход позволяет формировать у детей эмоциональноволевое отношение к исполнению художественно-творческих заданий, активизировать сам творческий процесс, а также повысить интерес к занятиям.

Художественно-эстетический подход позволяет выявить общее и различное в двух типах художественного творчества (народное искусство и профессиональное, академическое)опосредованно эстетическому восприятию и творческой деятельности детей, чтобы сформировать у них основы целостной эстетической культуры. Данный подход расширяет представления дошкольников о значении того или иного изделия в жизни человека, способствует прочтению художественного замысла произведения, орнаментальных композиций, украшающих предметы быта, орудия труда, костюм и многое другое.

Комплексный подход раскрывает в образовательном процессе виды художественного творчества в их взаимодействии; архетипы в разнообразных национальных культурах с учетом их взаимопроникновения; место и роль искусства в целостной картине мира и др. Индивидуально-дифференцированный подход: все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников с ТНР направлены на утверждение самооценки личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно-воспитательном процессе имеют реабилитационную направленность. Педагоги владеют информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка

Компетентный подход позволяет педагогам структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и мир музыки в его многообразии. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятным любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет

Ведущей составляющей музыкальности ребенка старшего дошкольного возраста является эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения. Эмоциональная отзывчивость к музыке, выражающаяся в умениях ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, проявляется в специальных музыкальных способностях - ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), чувство ритма (эмоциональная способность). Слушание музыки вызывает у ребенка сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении. Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, выражающиеся в изменившемся его отношении к исполнению музыки, - участие в музыкальной деятельности становится для ребенка художественным творчеством

Общая характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.

Для детей с недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.

Психическое развитие детей с нарушениями речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:

¬ Наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть затруднительным и восприятие учебного материала и т.д.

¬ Поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

¬ Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и, особенно многоступенчатой, инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

Характеристика особенностей музыкального развития детей

старшего дошкольного возраста с ТНР.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Музыкальное развитие детей с ТНР имеет свои особенности. Часто эти дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно - трофические нарушения, функциональный сбой сердечно - сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ТНР быстро утомляются, при выполнении двигательных заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание, проявляются нарушения общей моторики. Часто дети не владеют даже простейшими двигательными навыками: не умеют хлопать в ладоши, прыгать, приседать. Особенно трудно детям с ТНР согласовывать и координировать движения рук и ног, при разучивании игр и танцев.

У них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно, плохо развиты память и внимание.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ТНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ТНР до поступления в дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в группе компенсирующей направленности, дети с ТНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы.

Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной. У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.

1.5.Планируемые результаты освоения Программы

Система оценки результатов освоения Программы

Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО:

• результатами освоения программы является целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка;

• целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

• освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

В ходе реализации Программы проводится только оценка индивидуального развития детей, которая предполагает проведение анализа эффективности педагогического воздействия, являющегося основой дальнейшего планирования образовательной деятельности.

Педагогическая диагностика проводится методом педагогического наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности:

• игровой;

• коммуникативной;

• познавательно-исследовательской;

• восприятие художественной литературы и фольклора;

• музыкальной;

• изобразительной;

• двигательной.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

- деятельностных умений ребенка;

- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

- личностных особенностей ребенка;

- поведенческих проявлений ребенка;

- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования;

2) оптимизации работы с группой детей.

1.6.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.

В соответствии с образовательной программой ДОУ обследование уровня музыкальной подготовленности детей проводится два раза в год: в начале образовательного периода – в сентябре, итоговое – в мае.

Для детей с недостаточным уровнем развития проводится промежуточное диагностическое обследование в январе, с ними проводится индивидуальная работа на музыкальных занятиях и в группе. Предмет педагогической диагностики:

субъектные проявления дошкольников в музыкальной деятельности.

Задачи диагностики: 

1. Изучить особенности интереса и отношения детей дошкольного возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятельности.

2. Изучить особенности музыкальной субкультуры дошкольников.

3. Изучить особенности музыкальных способностей дошкольников.

4. Определить позиции детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Методы педагогической диагностики:

¬ индивидуальные беседы с ребенком,

¬ наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности,

¬ диагностические игровые ситуации,

¬ диагностические игры,

 ¬ анкетирование родителей.

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).

Интеграция с другими образовательными областями

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств в ходе музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Социальнокоммуникати вное развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Познавательно е развитие»

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Художестве нноэстетическое развитие»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое развитие »

Развитие устной речи в танцах, сопровождаемых пением; Практическое овладение детьми нормами речи; Обогащение «образного словаря»; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

2.2.Содержание образовательной деятельности детей

старшего дошкольного возраста с ТНР

Программа разработана с учетом дидактических принципов, их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников, и включает в себя следующие разделы:

¬ музыкально – ритмические движения, логоритмические упражнения

 ¬ развитие чувства ритма, музицирование

¬ пальчиковая, артикуляционная гимнастика

 ¬ слушание, фантазирование

¬ распевание, пение

 ¬ пляски, игры, хороводы

Рабочая программа рассчитана 2 года обучения:

     1год– старшая группа с 5 до 6 лет;

     2год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально– образовательный процесс, формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы.

Репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных индивидуально –  ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

Задачи образовательной деятельности детей с ТНР 5-6 лет

1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки

2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать певческие умения.

6. Стимулировать освоение умения игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Узнавание музыки разных композиторов: западно-европейских (И.-С.Баха, Э.Грига, И. Гайдна, В.А.Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, об истории создания оркестра, об истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Раздел «Слушание»

Задачи: 

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

 -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

 -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

 - расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

Раздел «Пение»

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;  

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

 - закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

 - обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкальноритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Задачи:

 - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

 - становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

 - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

 - работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти

Задачи: Раздел «Творчество»

(Песенное, музыкально-игровое, танцевальное.

Игра на детских музыкальных инструментах).

 - развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

 - развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

 - формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

 Задачи образовательной деятельности детей с ТНР 6-7 лет 

1. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать умения чистоты интонирования в пении.

6. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.

Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений

Раздел «Слушание»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

Раздел «Пение»

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

 - развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Задачи:

 - развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

 - обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; - развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

 - содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкальноритмическую деятельность;

 - обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

 - развитие внимания, двигательной реакции.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Задачи:

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

 - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

 - работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти.

Раздел «Творчество»

(Песенное, музыкально-игровое, танцевальное.

Игра на детских музыкальных инструментах)

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

- формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

2.3.Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителялогопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ТНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ТНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр. Учат отличать голоса мужские и женские, голоса детей, различных животных. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные, временные качества звуков: темп и ритм.

Важной задачей на музыкальных занятиях в группах компенсирующей направленности является развитие у детей с ТНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ТНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в обще-речевом развитии дошкольников. В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ТНР значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие музыкально- ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ТНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов.

2.4. Организация образовательной деятельности детей с ТНР

Образовательная деятельность по реализации образовательной области «Художественно -эстетическое развитие» раздел «Музыка» регламентируется учебным планом, схемой  распределения непосредственно-образовательной деятельности и осуществляется в процессе НОД - основной формы организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.

Организация занятий

♣ Занятия проводятся два раза в неделю в музыкальном зале

♣ Длительность занятий 25- 30 минут, в зависимости от возраста воспитанников.

♣ Сеансы музыкотерапии возможно проводить вечером по 5 минут Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию для детей с ТНР является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагогамузыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.

Учебный план

Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПиН.

Образовательная деятельность

Период

Группа (количество НОД)

Старшая группа с ТНР

Подготовительная группа с ТНР

Музыкальная деятельность (количество)

неделя

2

2

Продолжительность НОД (в минутах)

25

30

Максимальный объѐм образовательной нагрузки (в минутах

50

60

Музыкальная деятельность (количество)

год

72

72

Максимальный объѐм образовательной нагрузки в год (в часах)

30

36

Структура музыкального занятия

Музыкальное занятие состоит из трех частей:

1.Вводная часть

Музыкально – ритмические упражнения, логоритмические упражнения

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2.Основная часть

Слушание музыки, дидактические игры и упражнения

Цель - приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии, аккомпанемента, создающих художественно - музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение, логопедические распевки, пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются музыкально – дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развития памяти, воображения, фонематического слуха, музыкально – сенсорных способностей.

3. Заключительная часть

Игра, пляска, хоровод, релаксация.        

3.1.Формы педагогического взаимодействия

Различные формы деятельности

НОД

Музыка в повседневной жизни

Консультация воспитателей

Праздники

Развлечени я

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

2.5.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников, совместной деятельностью с семьей.

Образовательная деятельность по разделу «Музыка» осуществляется через групповые, подгрупповые и индивидуальные формы образовательной деятельности в процессе:

⎫ НОД – различные виды музыкальных занятий (интегрированные, доминантные, тематические, авторские)

⎫ развлечений, праздников;

⎫ режимных моментов;

⎫ самостоятельной игровой деятельности,

⎫ д о с у го в о й деятельности

Вариативность форм образовательной деятельности.

Виды деятельности

Формы образовательной деятельности

Игровая

Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, игры-драматизации

Коммуникативная

Беседы, ситуативный разговор, чтение и разучивание, театрализация, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы.

Продуктивная

Реализация проектов, изготовление атрибутов, масок, элементов костюмов

Музыкально-художественная

Игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, хороводов, муз. дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, творческие задания

Двигательная.

Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения Утренняя гимнастика

2.6.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Культурные практики ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослых и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер и проводится преимущественно во второй половине дня: музыкально-театральная и литературная гостиная и детский досуг.

Культурные практики

Возраст

Музыкально-театральная и литературная гостиная

Цель: Пробуждать интерес к театрализованной деятельности. Форма организации музыкальной деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале

5-6 лет

Развитие индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование и т. д.); формирование умения и потребности организовывать свою деятельность, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями; развитие художественных наклонностей в пении, рисовании, музицировании.

6-7 лет

Развитие творческих способностей, любознательности, памяти, воображения, проведение опытов с различными шумовыми инструментами, наблюдение за растениями, животными, окружающей природой; умение играть в различные виды игр; совершенствование художественных наклонностей в пении, рисовании, музицировании.

2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств - линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.

Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен: 

• планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;

• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;

• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;

• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;

• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

• организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.

Для того чтобы стимулировать музыкальное развитие детей, важно:

• ежедневно предоставлять детям возможность игры в музыкальном и театральном уголке;

• обучать детей правилам безопасности;

•создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в музыкальной сфере;

• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем музыкального развития с удовольствием музицировать, слушать музыку, играть в театрализованные игры, оркестр.

2.8.Перспективно – тематическое планирование

образовательной деятельности с детьми с ТНР

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Традиционные праздники и развлечения.

Проведение праздников и развлечений формирует у воспитанников положительные эмоций.

Задачи:

∙ Формирование мотивации к музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование.

∙ Формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию.

∙ Формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно-вырази тельными особенностями народных инструментов.

 ∙ Знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний. Знакомство детей с традициями игры на народных инструментах.

∙ Обогащение словарного запаса ребёнка

2.9.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Художественно-эстетическое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. В музыкальном образовании детей важно мотивировать родителей на активное участие в образовательном процессе.

Необходимо знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (праздники, досуги, развлечения, концерты, музыкальные гостиные).

Цель: Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей.

Задачи: 

∙ вовлечь родителей в образовательный процесс через разнообразные формы взаимодействия;

∙ активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству;

∙ способствовать развитию совместной музыкальной деятельности родителей и детей. Формы взаимодействия с семьей:

∙ Выступление на родительских собраниях

∙ Проведение бесед, консультаций

∙ Использование наглядной информации (стенды, альбомы, передвижные папки)

∙ Досуговые мероприятия: праздники и развлечения, ярмарки, творческие встречи, музыкально-литературные вечера, посиделки, походы в театр и филармонию, тематические акции.

∙ Повышение родительской компетентности в художественно - эстетическом и познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста;

∙ Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников;

∙ Увеличение количества активных участников образовательной деятельности ДОУ.

Комплексный перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Срок проведения

Вид деятельности

Содержание

сентябрь

Консультация Совместный праздник

«Особенности музыкального развития детей с ТНР» «День знаний»

Октябрь

Консультация (информация) Совместный досуг

«Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка» Осенняя ярмарка «Урожай у нас богат» (Изготовление костюмов, участие родителей в празднике)

Ноябрь

Консультация(рекомендации ) Совместный праздник

«Весёлые игры для профилактики верхних дыхательных путей» Семейные праздники и традиции- «День Матери»

Декабрь

Консультация

Вечер досуга

«Организация детского семейного праздника» «Новогодний серпантин» (Конкурс костюмов, помощь родителей в проведении праздников - исполнение ролей)

  Январь

Познавательная информация Вечер досуга

«Русский фольклор в детском саду» - детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты «Крещенский вечерок»

Февраль

Консультация Музыкальноспортивный праздник

«Арт-терапия» для детей с ТНР- «Речевые игры с музыкальными инструментами» «Защитники Отечества» (участие родителей в празднике)

Март

Консультация (информация) Совместный праздник

 «Масленица» «Самая красивая мамочка моя» (Репетиции с мамами)

Апрель

Консультация

(практические рекомендации) Консультация

«Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления» «Движение…и подготовка к школе»

Май

Музыкальный праздник Концерт для родителей Совместный праздник

«День Победы» «День открытых дверей» «Выпускной бал» (Изготовление родителями декораций, атрибутов, подарков и сюрпризов для детей к празднику)

В течение года

Индивидуальная работа

По вопросам родителей.

В течение года

Индивидуальные беседы

«Способности вашего ребенка. Как их развить» «Помогите ребенку раскрыть свой талант»

В течение года

Родительские уголки

По плану воспитателей

ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда является средством, стимулирующим самостоятельную музыкальную деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение создают необходимую развивающую предметную среду, побуждающую ребенка к самостоятельным действиям и вызывающую интерес к музыкальному искусству.

Содержание предметно–пространственной среды в музыкальном развитии имеет свои особенности. Они обусловлены характером самой музыкальной деятельности, ее «звучащей» спецификой и разнообразием возможных способов деятельности: пение, слушание музыки, движение, игра на инструментах, театрализация, драматизация. Поэтому важно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование, чтобы они могли воплотить свои замыслы: инструменты, игрушки, атрибуты, настольные игры и другие средства для самостоятельной музыкальной деятельности.

Различаются два типа пособий и оборудования:

-требующие участия педагога (аудиовизуальные средства, ширмы, экраны, таблицы, модели и пр.);

-пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально-дидактические игры и пр.).

Эффективное использование звучащего оборудования в условиях групповой комнаты основывается на двух принципах: -поочередность игры на инструменте со звукорядом; -объединение играющих детей в группы и согласование их действий в соответствии с характером, содержанием и замыслом самостоятельной деятельности.

При построении предметно - пространственной среды, стимулирующей самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников, важно учитывать следующие положения:

-соответствие предметно - пространственной среды уровню музыкального развития детей;

-учет музыкальных интересов и индивидуальных особенностей дошкольников;

-образный оригинальный характер конструирования самого содержания среды; -динамичность и вариантность содержания среды;

-специфичность и относительная особенность;

-синкретичный и полифункциональный характер оборудования и материалов.

В целом конструирование предметно-пространственной среды должно предусматривать возможности трансформации, вариантности использования и активного ее преобразования самими детьми. Созданные для самостоятельной музыкальной деятельности пространство или интерьер должны иметь привлекательный вид, художественно-образное решение, носить игровой, занимательный характер и быть удобными для каждого вида музыкальной деятельности.

Методическое обеспечение рабочей программы соответствует Адаптированной основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с № 8с.Иглино.

3.2.Материально-техническое обеспечение Программы

Музыкальный зал детского сада является основным помещением, в котором осуществляется музыкально - эстетический образовательный процесс.

Музыкальный зал детского сада полифункциональный. Он создает атмосферу концертного зала – как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества: для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий. От правильной организации работы зала, его оснащения, должного использования, во многом зависит не только ход воспитательно -образовательного процесса, но и выполнение требований безопасности труда, и сохранение здоровья педагогов и воспитанников.

Музыкальный зал разделен на несколько пространственных зон, что соответствует принципу вариативности среды. Рабочая зона музыкального зала включает в себя: фортепиано и ТСО. Спокойная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения. Активная зона занимает все свободное пространство музыкального зала. Театральная зона оформлена подиумом.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала трансформируется в зависимости от задач, решаемых в процессе образовательной деятельности и возраста детей, в соответствии с временем года, праздничной датой или тематикой мероприятия.

Материально-техническое обеспечение музыкального зала

1. Фортепиано - 1

2. Ноутбук - 1

3. Музыкальный цент - 1

5. Микрофон - 1

6. Экран - 1

7. Мультимедийный проектор - 1

8. Стул детский - 30

9. Стул для фортепиано - 1

10. Стол журнальный - 1

Кабинет музыкального руководителя оборудован функциональной мебелью: открытые и закрытые шкафы, полки, 2 стола, стул.

В музыкальном кабинете имеется:

• обширная библиотека методической литературы и нотного материала,

• подборки статей педагогических изданий,

• дидактический и демонстрационный материал,

• детские музыкальные инструменты,

• музыкальные игрушки (неозвученые, озвученные, игрушки-самоделки),

• музыкально-дидактические пособия (портреты композиторов; картины для полного художественно - образного восприятия; картины с изображением различных музыкальных инструментов; карточки с изображением эмоционального состояния),

• атрибуты для музыкально-ритмических движений, оборудование для организации театрализованной деятельности. (костюмы, маски, декорации, атрибуты).

Создана фонотека, отвечающая современным требованиям, медиатека презентаций, слайдшоу, клипов, демонстрационного материала.

Музыкальные инструменты

1. Набор музыкальных инструментов для оркестра 1

2. Металлофон диатонический 7

3. Барабаны 2

4. Бубны 5

5. Дудочки 5

6. Маракасы 4

7. Ложки деревянные 10

8. Погремушки 30

10. Колокольчики 8

11. Румба1

12. Гитары детские 1

13. Маракасы детские 20

14. Балалайки имитационные 5

15. Трещотки 2

16. Арфа 1

Атрибуты для занятий

1. Флажки разноцветные 30

2. Ленты 30

3. Султанчики 30

4. Платочки разноцветные 30

5. Цветы искусственные 60

6. Осенние ветки 30

7. Осенние листья 60

8. Снежки 60

9. Ритмические палочки 30

10. Маски картонные 30 28

3.3. Методическое обеспечение образовательного процесса:

⎫ Анисимова Г. 100 музыкальных игр для развития дошкольников–Ярославль, Академия развития, 2005

⎫ Ветлугина Н. Музыкальный букварь–М.:Музыка, 1988.

⎫ Вихарева Г. Веселинка–СПб.,Детство-пресс, 2000.

⎫ Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения, –СПб.,Детство-пресс, 1999

⎫ Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедическиераспевки,–СПб.,Детство-пресс,2005

⎫ Зарецкая Н.В. Праздники и развлечения в ДОУ–М.,Айрис-пресс, 2006.

⎫ Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду–М.,Айрис-пресс, 2006.

⎫ Караманенко Т., Караманенко Ю. Кукольный театр–детям–М., Просвещение, 1982.

⎫ Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников– М.: Просвещение, 1982.

⎫ Макшанцева Е. Детские забавы–М.,Просвещение, 1991.

⎫ Макшанцева Е. Скворушка(музыкально-речевые игры) –М.,Аркти-Илекса, 1999.

⎫ Методика музыкального воспитания в детском саду /под ред. Н.Ветлугиной - М., Владос, 2000

⎫ Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

⎫ Нищева Н.В. Беседы по картинке «Разноцветные сказки». М Гном и Д, 2012.

⎫ Нищева Н. В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

⎫ Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

⎫ Сказка в музыке. Иллюстративный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду. ФГОС / Е.А.Судакова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Сборники календарных праздников 1998-2013г.г.

⎫ Парциальная программа «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А, Новоскольцева – Издательство «Композитор» - СПб.-2015.

⎫ Праздник каждый день И.М. Каплунова, И.А, Новоскольцева – Издательство «Композитор» - СПб.-2015

Периодические издания:

⎫ Журнал «Музыкальная палитра».

⎫ Журнал «Музыкальный руководитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка)

Рабочая программамузыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) составлена, основываясь на общеобразовательную прогр...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с ТНР

Рабочая программа музыкального руководителя (далее Программа) для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности для детей с ТНР разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной образов...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с РАС

Рабочая программа обеспечивает  развитие детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей по направлению развития: музыкально-эстетическому.  Настоящая рабочая учебная программа составлен...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования  разновозрастного возраста 1-3...