Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА
методическая разработка на тему

Данный материал раскрывает формы создания единого пространства музыкального развития ребенка в семье и детском саду, формы работы с родителями, как участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ, повышения педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА».

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Цель педагогов ДОУ – создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.

Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.

В настоящее время общение музыкального руководителя с родителями строится на следующих принципах:

  • единое понимание  педагогом и родителями целей и задач музыкального развития детей;
  • родители и педагог являются партнерами в музыкальном развитии детей;
  • уважение, помощь и доверие к ребенку,  как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
  • максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми  и их родителями;
  • открытость ДОУ для семьи – обеспечение каждому родителю возможности знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, оценить уровень предоставляемых услуг.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя в ДОУ.

Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.                                                                                

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:

  1. Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
  2. Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ

Формы работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «МУЗЫКА».

Раздел            

                        Задачи работы с родителями

Педагогическое просвещение родителей

Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ

«Слушание»

Консультации для родителей «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка»                  

Родительское собрание «Развиваем творческие способности средствами музыку»                                            

Индивидуальные беседы

Мастер-класс «Страна счастья»              

Открытые просмотры НОД                

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:                                                               - фонотеки детских песен, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации;                                                                               - памятки по развитию музыкальных способностей и навыков  культурного слушания музыки.                                                

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.                                    

Посещение детских музыкальных театров, экскурсии.                                                                          

Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов

Совместные праздники, развлечения в ДОУ

Семейный проект «О чем говорит музыка?»

Творческие столы – выполнение заданий «Изобрази музыку», «Подбери картинку», «Какого цвета музыка?» и пр.

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр)

Создание фотовыставки по результатам посещения театров и экскурсий

Создание музея любимого композитора  - подготовка информации, реквизита.                            

«Пение»

Открытые просмотры НОД  

Мастер-класс «Кто поёт круглый год, того скука не берёт»                                  

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:                                                              -  коллекций детских песен из мультфильмов и детских музыкальных фильмов;                                                                                                                       - буклеты по развитию певческих умений и навыков;                                                            - оформление уголка для родителей «От природы музыкален каждый»                                                                                                          

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье                                  

Посещение детских музыкальных театров

Совместные праздники, развлечения в ДОУ                                            

Семейный проект «Как появляются частушки?»                                

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления)  

Совместное подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности                        

Создание совместных песенников

«Музыкально-ритмические движения»

Открытые просмотры НОД                    

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:                                                            - коллекция музыки для движения и танцев;                                                              - методические рекомендации по вопросам развития музыкально-двигательной деятельности.                                                      

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье                                      

Посещение детских музыкальных театров

Совместные праздники, развлечения в ДОУ

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления) - пошив праздничных костюмов    

Семейный проект «Почему в балете не поют?»

Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей

«Игра на музыкальных инструментах»

Открытые просмотры НОД              

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:                                                            - оформление уголка для родителей «Музыка начинается в семье»                                                         - картотеки музыкальных инструментов и соответствующей им фонотеки;                       - памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье                                      

Посещение детских музыкальных театров

Совместное проведение НОД – родители в роли ассистентов

Совместные праздники, развлечения в ДОУ.                                                                  Семейные проекты «История скрипки», «Путешествие нотки»

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления, шумовой оркестр)                    

Создание музея любимого исполнителя  - подготовка реквизита                            

Совместный ансамбль, оркестр

«Творчество»

Открытые просмотры НОД             Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:

- изготовление постоянно обновляющейся афиши репертуара городских театральных постановок для детей;                                         - особенности развития творческого воображения дошкольника;

 Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье                                                                          

Посещение детских музыкальных театров

Совместные праздники, развлечения в ДОУ - обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящих мероприятий.

Семейные проекты «Откуда родом театр?»

Творческие столы – знакомство родителей с методами и приемами развития музыкального творчества во время занятий дома

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления, шумовой оркестр) - пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита, помощь в оформлении помещения.

Создание газет - фотоотчетов с использованием фотографий выступлений детей и родителей.

Данные формы работы музыкального руководителя соответствуют ФГТ и направлены решение программных задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.                                                                

Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.

Используемая литература:

  1. Калинина Ю. В.  Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода   работы детского сада и семьи. Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
  2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
  4. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
  5. Свирская Л. «Шпаргалки для родителей» Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
  6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории\\ Дошкольное воспитание, 1998 № 2.
  8. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994.
  9.  Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1999.
  10. Кокина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка»\\Справочник музыкального руководителя, 2012 №0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА"

Данная статья описывает опыт работы музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ в рамках музыкального развития дошкольников....

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»

Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...

Годовой отчет музыкального руководителя Аксютовой О.В. о проделанной работе за 2014-2015 учебный год по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста .

За период с 01.08.2014 г. по  31.05. 2015 г. была проделана следующая работа:   Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне   1х младших, 2й «А» и 2й«Б»младших ,...

Консультация на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках образовательной области «Музыка»

Консультация на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках образовательной области «Музыка» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки те...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя "в рамках образовательной области «Музыка»

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя» в рамках образовательной области «Музыка»

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...