Главные вкладки

    Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
    материал на тему

    Внедрение ФГОС

    в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

     

    «Осуществление принципа интеграции образовательной области

    « Музыка» с другими образовательными областями»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 « Сказка»

    города Дубны Московской области

    Внедрение ФГОС

    в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

    « Осуществление принципа интеграции образовательной области

    « Музыка» с другими образовательными областями»

    Составил

    Музыкальный руководитель 1 кв. категории

    Шарапова Мария Юрьевна

    2015г

    Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

    « Осуществление принципа интеграции образовательной области

    « Музыка» с другими образовательными областями»

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

    Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

    Слайд №2

    В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

    Содержание дошкольного образования предусматривает:

    -формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;

    -воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;

    -утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;

    -развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

    Слайд №3

    Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

    Что же такое интеграция?

    Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности.

    Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.

    Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.  

    Слайд №4

    Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как « Художественно-эстетическое развитие», « Речевое развитие», « Познавательное развитие»,

    « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

    Слайд №5

    ЦЕЛЬ ОО «Музыка»

    • развитие музыкальности детей,

    • развитие способности эмоционально воспринимать музыку

    ЗАДАЧИ:

    • развитие музыкально художественной деятельности;

    • приобщение к музыкальному искусству.

    Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.

    Слайд №6

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

     «Социализация»

    • за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
    • приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

     «Безопасность»

    • за счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении) .

    Слайд №7

    Образовательная область «Познавательное  развитие»

    • за счет сенсорного развития;
    • формирования элементарных математических представлений;
    • формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .

    Слайд №8

     Образовательная область « Речевое развитие»

     «Развитие речи»

    • за счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;
    • расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.

    «Чтение художественной литературы»

    • за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .
    • приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)

    Слайд №9

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    « Приобщение к искусству»

    • Приобщение к народному искусству( словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
    • Формирование элементарных представлений о видах  и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.

    « Изобразительная деятельность»

    • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)

    Слайд №10

    Образовательная область «Физическое развитие»

    « Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

    • воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
    • формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).

     «Физическая культура»

    • за счет развития физических качеств (скоростных, гибкости, координации);
    • накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;
    • формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.

    Слайд №11

    Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.

    Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

    Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

    Слайд №12-13

    «День знаний» 

    Данная тема  объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    В течении тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября например С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как  «Вместе весело шагать», «Учат в школе»  Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».

    Были разучины такие  песни как  « К нам праздник пришел» С. Юдина,Песня "Детский сад - волшебная страна"Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии, а именно музыкальном развлечение

    « День знаний»

    Главной задачей данной тематической неделей было– создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздника,  организация) Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качеств; подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

    Главное, чтобы дети не были только созерцателями, наблюдателями и слушателями.  Дети участвовали в играх, танцах, инсценировках, принимали активное участие на протяжение всего праздника, что  обеспечивает социализацию ребенка.

    Слайд №13-14

    «День Московской области» развлечение для детей  старшего дошкольного возраста.

    Данная тема объединила в себе такие образовательные области как  « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

    Единой организационной формой данной темы было развлечение, которое так же проходило в музыкальном зале.

    В течение этой тематической недели дети знакомились с родным краем, с городами, которые входят в состав Московской области, познакомились с местными достопримечательностями ближайших городов, им читали стихотворения местных поэтов, они познакомились и прослушали гимн города «Дубна», им были показаны презентация с учеными, которые прославили родной город, и в честь которых были названы улицы города  ,презентация под названием « Матушка Волга» под известную песню «Волга» которую исполняла Людмила Зыкина, воспитатели групп и музыкальный руководитель исполняли для детей песню «Подмосковные вечера». Была организованная выставка  детских работ под названием « Мы рисуем гжель», также была выставка павловских платков. Дети исполнили песню « Осень в городе» сл. и муз. Курячий Е.

    «Город мой- тебя очень люблю,

    Где родился, и где я живу.

    Ты в любую погоду красив, город мой.

    Я люблю тебя город родной»

    Задачей данной тематической недели заключалась в том, чтобы расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу и к России.

    Слайд №15-16

    Например, тема проекта «Все начинается с Мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» , «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта был тематический утренник под названием « Все начинается с мамы»

     В течение тематической недели  дети с удовольствием слушали произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), им показывали репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисовали портреты своих мам, была организована выставку портретов «Наши мамочки», дети  рассказывали о мамах,  слушали музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), был организован  концерт для мам.

     В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

    Слайд №23

    Тема природы: « Ах, какая зимушка» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале.

    Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили,  запомнили за  месяц: и о зимних природных явлениях, и  как лесные звери зимуют. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – зиме. Дети слушали «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского, весело танцевали с нежными салютами, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Ах, какая зимушка» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.

    Нам было важно  закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей.  Вызывать у детей положительные эмоции.

    Слайд №24-25

    Или другой пример: тематическая неделя  посвященная Дню защитников Отечества, которая объединила в себе такие образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .

    Для итогового тематического праздника велась большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, были проведены беседы с детьми, рисование, прослушивали музыкальные произведения такие как « Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского, песня « Моя армия» сл. И. Резник, муз. Э.Ханок под которую была показана презентация под названием « Моя армия .

    Были разучены песни « Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, « Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,

    « Стоит у руля капитан» сл. и муз. З. Роот.  

    На праздник были приглашены папы, которые принимали участие.

    Задачей данной тематической неделей было с формировать у детей представление о празднике посвященному дню защитника отечества

    Дать понятия о различных родах войск Российской Армии.(их форма, знаки отличия.)

    Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

    Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить.

    Вывод

    Интеграция – действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

    Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

    Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

    Технология проектирования, которую я применяю в своей работе как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами,...

    Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

    Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОУ в соответствии с ФГОС

    Данная публикация предназначена для музыкальных руководителуй  и воспитателей ДОУ с целью ознакомления их с проектной деятельностью по музыкальному развитию старших дошкольников...

    Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

    Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...