Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
методическая разработка

Садкова Елена Геннадьевна

МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр»

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для педагогов

«Практическое применение инновационных

в практику работы музыкального руководителя»дошкольного возраста. Внедрение кейс-методовтехнологий в музыкальном воспитании детей

 

 

 

муниципальный этап Всероссийского конкурса

 

«Воспитатель года России -  2020»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Садкова Е.Г,

                                                                                       музыкальный руководитель

Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».

Цель. Знакомство с инновационными технологиями в музыкальном воспитании детей, разбор методов кейс-технологиив работе с детьми дошкольного возраста, освоение и отработка практических умений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»«эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов). Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

Современные дети требуют нового подхода в работе.Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию — функцию человеческого общения.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, мультипликационных фильмов.

Среди различных форм развития музыкальности, используемых мной на музыкальных занятиях, хочется отметить следующие:

  1. Ритмодекламация под музыку.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. В качестве средства  является использование текстов песен. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

А сейчас мы на практике убедимся, как применяется эта форма развития музыкальности.

Ритмодекламация текста песни «Зима в России».

  1. Игры звуками.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры. В качестве примеров игр со звуками можно взять фонопедические игры-упражнения по системе В. В. Емельянова. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму. Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос.  В основе работы стоят голосовые игры, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать), он осознает, что это разная механика. Таким образом,  осваивается интонирование. Рассмотрим в практическом применении две фонопедические игры со звуками по системе В. В. Емельянова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонопедическая игра-упражнение «Утро»

 

Солнышко сказало:

— Мне пора взойти!

Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала:

—  Мне пора расти!

Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе.

—  Пчелы загудели:

—  Мед пора собрать!

Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissando в пределах терции в среднем регистре.

—  Птицы загалдели:

— Летать, летать, летать!..

Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

 

Фонопедическая игра- упражнение «Кто как кричит»

Слова

Движения

Корова мычит.

Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.

Лошадка кричит.

Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет,

Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет.

Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.

Крякает утка,

Зовет своих малюток.

Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

 

 3. Элементарное музицирование.

Элементарное музицирование используется как средство познания.  Игра на детских шумовых инструментах – развивает слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов

 ( баночки от йогурта, коробки изпод обуви, пластиковые бутылки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Всё, что я перечислила сейчас, это традиционные шумовые инструменты. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Бубенцы из дисков, ключи, подвешенные на детскую вешалку, коробочки из-под киндер-сюрпризов с разными наполнителями, пластиковые бутылки из-под йогурта, наполненные крупой, жестяные баночки из-под чая, деревянные палочки. А также и природный материал: шишки, деревянные палочки, каштаны.

Дети с огромным удовольствием играют на самодельных инструментах, даже с большим интересом, чем на обычных.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – всё это  развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

 

Рассмотрим способы изготовления некоторых игрушек-инструментов.

Красочные и звонкие бубны получаются из круглых пластиковых коробочек из-под сельди, которые можно украсить цветной самоклеящейся бумагой, шелковыми ленточками и бубенчиками из магазина «Рыбачок»!

Веселые барабанчики можно сделать из картонных коробочек для сыра и тесемки. А звонкий бодрый барабан – из пустого пластикового

image

 

ведерка для майонеза. Барабанные палочки – это старые, не пишущие фломастеры!

Из цветных пластиковых «киндер-сюрпризов», в которые насыпана крупа, получаются забавные маракасики. А из жестяных баночек из-под кофе или чая, куда тоже можно насыпать крупу или горох, выходят всевозможные «бренчалки», «гремелки», «шумелки».

Белая гофрированная труба для сантехники может использоваться для озвучивания природных явлений, например, ветра.

С помощью взрослых дети могут изготовить музыкальный инструмент «квакушка». Этот инструмент можно использовать для озвучивания лягушки в песнях и сказках. На дне одноразового пластмассового стаканчика делается крестообразное отверстие, затем уголки загибаются наружу. При пощипывании пальцами уголков слышится квакающий звук.

Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, обклеив их разноцветной бумагой или раскрасив карандашами.

Необычные звуки извлекаются из инструментов, которые нам преподнесла сама природа. Так, например, если ребенок возьмет в каждую руку по еловой шишке и будет резко тереть ими друг о друга по направлению вниз-вверх, то получится резкий трещащий звук. Каштаны в берестяном туеске при потряхивании издают приглушенный негромкий звук.

Есть и такие инструменты, которые могут изготовить только взрослые. Например, бубенцы. На резинку надеваются кости от счетов или металлические крышечки с отверстием посередине, резинка закрепляется на разных сторонах обруча для волос или ручки от детского ведерка.

Можно изготовить румбу. Для этого понадобятся 12 металлических крышечек с отверстием посередине и деревянная палочка диаметром 3-4 сантиметра (именно этот размер удобен для детской руки). Две пробки нанизываются на гвоздь «спинками» друг к другу, после этого гвозди прибиваются к палочке, но не до конца, чтобы крышечки могли стукаться друг о друга.

Практическое изготовление музыкальных инструментов: «квакушка», маракасики, румбы.

 

 

https://www.uomuzhi.ru/documents/maraphone2015/150123-mstart-02.jpg

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Использование методов кейс-технологии в практике работы.

Одной из актуальных на сегодняшний день являетсяиспользование кейс-технологий в дошкольном образовании.Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

В практике работы с детьми на музыкальных занятиях я использую следующие кейсы: кейс-прогнозирование, эвристический кейс, кейс-дискуссию, кейс с добавлением проблемной ситуации, проблемно-ролевой кейс.

Для практического применения хочу предложить вашему вниманию кейс-дискуссию при слушании музыкального произведения в подготовительной группе. На этапе знакомства с произведением И. С. Баха «Шутка» при разборе эмоционально-образного содержания я предлагаю шутку.

- Завтра будет лето. Может такое быть?

- Нет.

- Правильно. Я пошутила.

- А может ли писатель пошутить?  (Ответы.)

- Вот послушайте стихотворение Ю. Тувима «Про пана Трулялинского».

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

 

С ним и тетка — Трулялетка,

И дочурка — Трулялюрка,

И сынишка — Трулялишка,

И собачка — Трулялячка.

 

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай —

Развеселый Труляляй!

 

На заре они встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.

 

Палочку-трулялочку

Поднимет дирижер —

И сразу по приказу

Зальется дружный хор:

 

«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!

Тра-ля-ля да тра-ла-ла!

Честь и слава Тралиславу!

Трулялинскому хвала!»

 

Трулялинский чуть не пляшет

Дирижерской палкой машет

И, усами шевеля,

Подпевает:«Тру-ля-ля!»

 

«Тру-ля-ля!» — звучит уже

На дворе и в гараже,

И прохожий пешеход

Ту же песенку поет.

 

Все шоферы — Трулялеры,

Почтальоны — Труляльоны,

Футболисты — Трулялисты,

Продавщицы — Трулялицы,

 

Музыканты — Трулялянты

И студенты — Труляленты.

Сам учитель — Трулялитель,

А ребята — Трулялята!

 

Даже мышки, даже мушки

Распевают: «Трулялюшки!»

В Припевайске весь народ

Припеваючи живет!

- Может ли такое быть на самом деле?

- Нет.

- Значит писатель может пошутить? А может ли пошутить художник?  (Недоумение на лицах.Показываю портрет, пейзаж и карикатуру.)

 

https://i.pinimg.com/originals/7b/88/53/7b8853c86acc37c4cc5923529c582667.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1866932/2d16e197-f24c-4218-99da-fd127d5deaea/s1200https://caricatura.ru/parad/zhigadlo/pic/karikatura-peyzazh_(andrey-zhigadlo)_15364.jpg


         - В какой картине художник пошутил?

- В последней.

- Правильно. Это карикатура.

- Как вы думаете, композитор, музыкант может пошутить?

- Да, может.

- Послушайте два музыкальных произведения и ответьте, в каком из них композитор изобразил шутку.  (Звучат произведения И. С. Баха «Ария» и «Шутка».)

- Композитор изобразил шутку во втором произведении.

- Почему?

- Потому что музыка по характеру лёгкая, светлая, подвижная и изящная, напоминающая шутку, улыбку, игру.

 

https://www.uomuzhi.ru/documents/maraphone2015/150123-mstart-02.jpg

Данный кейс-дискуссия был проведён с использованием следующих средств: словесных и иллюстрированных сюжетов, произведений художественной литературы.

Он адресован детям подготовительной к школе группы. Здесь основная задача музыкального руководителя - сформировать у детей компетенциюживого аргументированного спора. Основанием могут бытьлюбые объекты, субъекты или явления окружающейдействительности, в т. ч. и фантастические.

 Таким образом, главное предназначениекейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр»https://fs00.infourok.ru/images/doc/30/39071/hello_html_5f3952df.jpg

Подготовила: Садкова Е.Г,

                                                                                       музыкальный руководитель

Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».

Цель. Знакомство с инновационными технологиями в музыкальном воспитании детей, разбор методов кейс-технологиив работе с детьми дошкольного возраста, освоение и отработка практических умений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»«эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов). Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

Современные дети требуют нового подхода в работе.Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию — функцию человеческого общения.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, мультипликационных фильмов.

Среди различных форм развития музыкальности, используемых мной на музыкальных занятиях, хочется отметить следующие:

  1. Ритмодекламация под музыку.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. В качестве средства  является использование текстов песен. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

А сейчас мы на практике убедимся, как применяется эта форма развития музыкальности.

Ритмодекламация текста песни «Зима в России».

  1. Игры звуками.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры. В качестве примеров игр со звуками можно взять фонопедические игры-упражнения по системе В. В. Емельянова. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму. Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос.  В основе работы стоят голосовые игры, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать), он осознает, что это разная механика. Таким образом,  осваивается интонирование. Рассмотрим в практическом применении две фонопедические игры со звуками по системе В. В. Емельянова. 

Фонопедическая игра-упражнение «Утро»

Солнышко сказало:

— Мне пора взойти!

Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала:

—  Мне пора расти!

Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе.

—  Пчелы загудели:

—  Мед пора собрать!

Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissando в пределах терции в среднем регистре.

—  Птицы загалдели:

— Летать, летать, летать!..

Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

Фонопедическая игра- упражнение «Кто как кричит»

Слова

Движения

Корова мычит.

Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.

Лошадка кричит.

Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет,

Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет.

Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.

Крякает утка,

Зовет своих малюток.

Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

 3. Элементарное музицирование.

Элементарное музицирование используется как средство познания.  Игра на детских шумовых инструментах – развивает слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов

 ( баночки от йогурта, коробки изпод обуви, пластиковые бутылки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Всё, что я перечислила сейчас, это традиционные шумовые инструменты. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Бубенцы из дисков, ключи, подвешенные на детскую вешалку, коробочки из-под киндер-сюрпризов с разными наполнителями, пластиковые бутылки из-под йогурта, наполненные крупой, жестяные баночки из-под чая, деревянные палочки. А также и природный материал: шишки, деревянные палочки, каштаны.

Дети с огромным удовольствием играют на самодельных инструментах, даже с большим интересом, чем на обычных.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – всё это  развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Рассмотрим способы изготовления некоторых игрушек-инструментов.

Красочные и звонкие бубны получаются из круглых пластиковых коробочек из-под сельди, которые можно украсить цветной самоклеящейся бумагой, шелковыми ленточками и бубенчиками из магазина «Рыбачок»!

Веселые барабанчики можно сделать из картонных коробочек для сыра и тесемки. А звонкий бодрый барабан – из пустого пластикового

C:\Users\sadko\AppData\Local\Temp\Temp1_ккк.zip\ккк\DSC_0063.JPG

ведерка для майонеза. Барабанные палочки – это старые, не пишущие фломастеры!

Из цветных пластиковых «киндер-сюрпризов», в которые насыпана крупа, получаются забавные маракасики. А из жестяных баночек из-под кофе или чая, куда тоже можно насыпать крупу или горох, выходят всевозможные «бренчалки», «гремелки», «шумелки».

Белая гофрированная труба для сантехники может использоваться для озвучивания природных явлений, например, ветра.

С помощью взрослых дети могут изготовить музыкальный инструмент «квакушка». Этот инструмент можно использовать для озвучивания лягушки в песнях и сказках. На дне одноразового пластмассового стаканчика делается крестообразное отверстие, затем уголки загибаются наружу. При пощипывании пальцами уголков слышится квакающий звук.

Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, обклеив их разноцветной бумагой или раскрасив карандашами.

Необычные звуки извлекаются из инструментов, которые нам преподнесла сама природа. Так, например, если ребенок возьмет в каждую руку по еловой шишке и будет резко тереть ими друг о друга по направлению вниз-вверх, то получится резкий трещащий звук. Каштаны в берестяном туеске при потряхивании издают приглушенный негромкий звук.

Есть и такие инструменты, которые могут изготовить только взрослые. Например, бубенцы. На резинку надеваются кости от счетов или металлические крышечки с отверстием посередине, резинка закрепляется на разных сторонах обруча для волос или ручки от детского ведерка.

Можно изготовить румбу. Для этого понадобятся 12 металлических крышечек с отверстием посередине и деревянная палочка диаметром 3-4 сантиметра (именно этот размер удобен для детской руки). Две пробки нанизываются на гвоздь «спинками» друг к другу, после этого гвозди прибиваются к палочке, но не до конца, чтобы крышечки могли стукаться друг о друга.

Практическое изготовление музыкальных инструментов: «квакушка», маракасики, румбы.

https://www.uomuzhi.ru/documents/maraphone2015/150123-mstart-02.jpg

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Использование методов кейс-технологии в практике работы.

Одной из актуальных на сегодняшний день являетсяиспользование кейс-технологий в дошкольном образовании.Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

В практике работы с детьми на музыкальных занятиях я использую следующие кейсы: кейс-прогнозирование, эвристический кейс, кейс-дискуссию, кейс с добавлением проблемной ситуации, проблемно-ролевой кейс.

Для практического применения хочу предложить вашему вниманию кейс-дискуссию при слушании музыкального произведения в подготовительной группе. На этапе знакомства с произведением И. С. Баха «Шутка» при разборе эмоционально-образного содержания я предлагаю шутку.

- Завтра будет лето. Может такое быть?

- Нет.

- Правильно. Я пошутила.

- А может ли писатель пошутить?  (Ответы.)

- Вот послушайте стихотворение Ю. Тувима «Про пана Трулялинского».

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка — Трулялетка,

И дочурка — Трулялюрка,

И сынишка — Трулялишка,

И собачка — Трулялячка.

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай —

Развеселый Труляляй!

На заре они встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.

Палочку-трулялочку

Поднимет дирижер —

И сразу по приказу

Зальется дружный хор:

«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!

Тра-ля-ля да тра-ла-ла!

Честь и слава Тралиславу!

Трулялинскому хвала!»

Трулялинский чуть не пляшет

Дирижерской палкой машет

И, усами шевеля,

Подпевает:«Тру-ля-ля!»

«Тру-ля-ля!» — звучит уже

На дворе и в гараже,

И прохожий пешеход

Ту же песенку поет.

Все шоферы — Трулялеры,

Почтальоны — Труляльоны,

Футболисты — Трулялисты,

Продавщицы — Трулялицы,

Музыканты — Трулялянты

И студенты — Труляленты.

Сам учитель — Трулялитель,

А ребята — Трулялята!

Даже мышки, даже мушки

Распевают: «Трулялюшки!»

В Припевайске весь народ

Припеваючи живет!

- Может ли такое быть на самом деле?

- Нет.

- Значит писатель может пошутить? А может ли пошутить художник?  (Недоумение на лицах.Показываю портрет, пейзаж и карикатуру.)

https://i.pinimg.com/originals/7b/88/53/7b8853c86acc37c4cc5923529c582667.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1866932/2d16e197-f24c-4218-99da-fd127d5deaea/s1200https://caricatura.ru/parad/zhigadlo/pic/karikatura-peyzazh_(andrey-zhigadlo)_15364.jpg


        - В какой картине художник пошутил?

- В последней.

- Правильно. Это карикатура.

- Как вы думаете, композитор, музыкант может пошутить?

- Да, может.

- Послушайте два музыкальных произведения и ответьте, в каком из них композитор изобразил шутку.  (Звучат произведения И. С. Баха «Ария» и «Шутка».)

- Композитор изобразил шутку во втором произведении.

- Почему?

- Потому что музыка по характеру лёгкая, светлая, подвижная и изящная, напоминающая шутку, улыбку, игру.

https://www.uomuzhi.ru/documents/maraphone2015/150123-mstart-02.jpg

Данный кейс-дискуссия был проведён с использованием следующих средств: словесных и иллюстрированных сюжетов, произведений художественной литературы.

Он адресован детям подготовительной к школе группы. Здесь основная задача музыкального руководителя - сформировать у детей компетенциюживого аргументированного спора. Основанием могут бытьлюбые объекты, субъекты или явления окружающейдействительности, в т. ч. и фантастические.

 Таким образом, главное предназначениекейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Доклад "Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий....

Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Доклад  для  музыкальных руководителей  на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания  детей дошкольного возраста»...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

«Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

quot;Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста"....

Презентация "Применение интерактивных технологий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста".

Презентация "Применение интерактивных технологий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"....