К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Ладода Любовь Викторовна

В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавательной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._k_probleme_proektirovaniya.docx744.83 КБ

Предварительный просмотр:

К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Ладода Л.В.

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательного интереса, который характеризуется избирательной направленностью личности на предметы и явления окружающей действительности. Стремление и потребность в новых впечатлениях и знаниях – основа когнитивного развития дошкольников. При этом большое значение для развития познания у детей этого возраста отводится организации предметно-развивающей среды. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Стандарт) предъявляет ряд требований к организации предметно-развивающей среды: она должна обеспечивать потребность детей в общении как друг с другом, так и со взрослыми, окружающими ребенка, также она должна стимулировать детей к совместной деятельности. Эти требования относятся ко всей среде группы, в том числе и к тем ее компонентам, которые направлены на развитие познавательных способностей детей.

Изучением влияния среды на познавательное развитие ребенка занимались многие педагоги и психологи. Так Мария Монтессори утверждала, что процесс саморазвития ребенка происходит в дидактически подготовленной среде. Фридрих Фребель предлагал в качестве предметов-заместителей использовать геометрические фигуры. Н.Н. Поддьяков подчеркивал, что предметная среда обязательно должна быть обогащена как знакомыми предметами и компонентами, также и новыми, требующими исследования. А.И. Савенков считал, что для постижения нового ребенку необходимо проводить собственные наблюдения посредством наблюдения, экспериментирования, а главное – выдвижения собственных гипотез и проверка их на практике.

Психологи отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте появляется интерес к познанию широкого круга физических и социальных объектов. Дети в этом возрасте приобретают умение использовать комплексные, вариативные воздействия на интересующий объект для выявления его внутреннего строения и связей с другими объектами. Однако у части детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается снижение исследовательской активности, стереотипизация познавательных действий, стремление получить от взрослого без дополнительных интеллектуальных усилий готовые ответы на возникающие вопросы. [1] Такая ситуация складывается во многом из-за директивной модели взаимодействия педагога с детьми. В такой группе дети редко выдвигают гипотезы, им стремятся все объяснить заранее, а при наличии даже грамотно спроектированной среды мы не наблюдаем ее использование детьми, так как многие материалы находятся под запретом.

Не смотря на это, сегодня все чаще педагоги стремятся организовать среду, ориентированную на познавательную активность детей. Многие задаются вопросом, как правильно спроектировать группу, чтобы ребенок в ней чувствовал себя комфортно и имел возможность, а также стремился к познанию окружающего мира.

Среди положительных практик решения подобных вопросов можно встретить различные решения:  создание мини-музеев, как способ знакомства с вариативным разнообразием в рамках одного предмета [2]; создание вместе с детьми коллекций и картотек; организация сенсорных комнат или комнат с песком; разумное использование гаджетов при совместной и самостоятельной деятельности, позволяющих фиксировать и накапливать познавательный опыт, для дальнейшего возвращения к нему [3]; мини-лаборатории для экспериментирования; внесение различных дидактических материалов, таких как палочки Д.Кюизенера, развивающие игры Б.П. и Л.А. Никитиных и другие; развитие познавательно-конструктивного мышления дошкольников посредством различных вариантов конструкторов, в том числе Lego-лаборатории [4] и многое другое.

При проектировании познавательной среды педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций [5]:

  1. Уважения к потребности детей в познании. Среда должна предоставлять ребенку выбор в процессе его самостоятельной деятельности, а также должна быть доступна ему как в физическом плане (он должен иметь возможность без посторонней помощи взять необходимый в данный момент материал; наличие места в среде для разворачивание задуманной ребенком деятельности), так и в психическом (соответствие материалов развитию ребенка с возможным включением некоторых игр на опережение).
  2. Включение компонентов, направленных на познавательное развитие во все зоны группы: наличие энциклопедий в читательском уголке, возможность экспериментирования с художественными материалами, использование элементов народных костюмов в уголке сюжетно-ролевых игр и т.д. При этом сами зоны имеют выраженную тематику, позволяющую детям заниматься самостоятельной деятельностью, не мешая друг другу.
  3. Учет мнения детей группы. Это самое проблемное направление. При проектировании познавательной среды следует узнать и услышать те проблемы, которые будут интересны детям. Хорошо, если у вас в группе есть весы и детям это интересно, но что, если им в большей степени хотелось бы сделать самим «лизуна»? Для решения данной проблемы следует организовывать анкетирование среди родителей с целью определения круга интересов их детей, возможно проведение с детьми беседы в начале года.
  4. Заранее заложенная возможность к изменению среды. И возможность изменять среду должна быть как у педагога, так и у детей. Позвольте детям участвовать в проектировании среды вместе с вами. Для решения данной проблемы необходимо наблюдать за детьми во время их самостоятельной деятельности, а также с помощью индивидуальных бесед.
  5. Познавательное развитие ребенка достигается также посредством детского творчества, которое провоцирует на действия и постановки вопросов. Для стимулирования данного вида деятельности в группе необходимо наличие неоформленного материала, стимулирующего воображение и деятельность у детей, а также сменяемость материалов, дающие разнообразие впечатлений.

http://59ctspb.caduk.ru/images/p74_img_7765.jpg

ГБДОУ центр развития ребенка – детский сад №59 Центрального района СПб

http://gdou26skazka.ru/_ph/1/202279403.jpg

ГБДОУ детский сад №26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района СПб «Сказка»

http://montessori-school.ru/wp-content/uploads/2016/06/122-750x500.jpg

http://montessori-school.ru/wp-content/uploads/2016/06/72-750x500.jpg

ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой»

http://detsad-kalinka.ru/wp-content/uploads/2014/02/sreda-18.jpg

http://detsad-kalinka.ru/wp-content/uploads/2014/02/sreda-foto-04.jpg

Детский сад «Калинка» Волгодонск

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69986/69986_html_5c5c9cac.jpg

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155.
  2. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
  3. Вербенец А.М. Возможности создания мини-музея познавательной направленности в современном детском саду. Детский сад: теория и практика №10/2015.
  4. Полякова М.Н. Фотоаппарат как средство поддержки и развития исследовательского поведения старших дошкольников. Детский сад: теория и практика №8/2017
  5. Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом. Образовательный познавательно-творческий проект для детей дошкольного возраста ГБДОЙ №26 Красногвардейского района СПб, 2017
  6. Полякова М.Н. Методические рекомендации для дошкольных работников по конструированию моделей предметно-развивающей среды. 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, т...

Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".

Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-исторически...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования....

«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №169  Доклад на тему:«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредс...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...

Интерактивная игра познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Животные и птицы Кемеровской области"

Цель: Закрепление знаний у детей о животных и птицах Кемеровской области.Задачи:   1. Закреплять связную монологическую речь, слуховое восприятие.2. Развивать зрительное восприятие, активизи...