Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшей группы
Тема: «Край родной, на век любимый».
Цель:
Формировать у детей нравственные качества, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими,
культурными ценностями родного края.
Задачи:
1.Знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города.
2.Расширять знания детей о главных достопримечательностях города, его герба и символа.
3.Воспитывать чувство любви к родному краю, желание сделать его еще красивее.
4.Вызывать у детей чувство восхищения красотой родного края малой Родины.
5.Учить рассказывать о своем городе, про любимые места (Улицы, площади, парки, здания).
6.Развивать воображение и фантазию.
Методические приемы:
Иллюстрации и фотографии с изображением улиц, памятников родного города, презентация о родном крае, чтение стихов, беседа о родном городе, вопросы к детям.
Предварительная работа
Беседы о родном крае; рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсии по улицам города, слушание стихов о родном крае.
Ход НОД.
Воспитатель:
Мы живем в стране большой-
Матушке- России.
В ней так много городов и сел.
И все они красивы.
Но среди родных просторов
есть одно местечко,
Все зовут его Арзамас, здесь мое сердечко!
Почему, я люблю свой город?
Удивительно сказочный край, где луна на макушке у елок,
Где поверьте, поистине рай.
Почему, я люблю свой город?
Потому, что он нравится мне.
Потому, что он мой, он мне дорог.
Нет другого такого нигде!
Звучит песня Марка Бернеса «Родина».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь лежит какой –то конверт. Адресовано нашему детскому саду, старшей группе. Интересно, что в нем? Прочитаем?
Дети:
Конечно, прочитаем!
Воспитатель:
«Здравствуйте, девчонки и мальчишки из детского сада. Пишут вам ваши друзья из Простоквашино – Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик. Мы узнали, что в Нижегородской области есть замечательный городок- Арзамас. Расскажите нам, пожалуйста, о своем городе. С нетерпением будем ждать ответа. До свидания, ваши друзья Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик».
Дети, давайте расскажем о нашем городе жителям деревни Простоквашино!
Мы запишем наш рассказ на аудиодиск и отправим посылкой.
Воспитатель:
Здравствуйте, наши друзья из деревни Простоквашино!
Слушайте наш рассказ о нашем родном крае, о нашем городе.
Воспитатель:
Лучше нет родного края!
Жура –жура –журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил
крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
лучше нет родного края!
Воспитатель:
Интересно! Как называется город, в котором мы живем?
Дети:
Наш город называется Арзамас.
Воспитатель: А область?
Дети: Область Нижегородская.
Воспитатель: Молодцы!
Послушаем стихи о нашем городе в исполнении детей.
1. Арзамас - это город старинный,
Край берёз, край лесов и полей.
Город статный, город красивый,
Край церквей и монастырей .
2. На земле прекрасной вырос
Добрый город Арзамас,
Сквозь столетья счастье вынес,
Чтоб согреть сердца сейчас.
3. Великолепен Арзамас!
Когда на город смотришь с юга,
Блестит на солнце как алмаз,
Большой собор своей округой.
4. Есть у города нашего
Свой особенный вид,
Золотыми церквями
На всю Русь знаменит.
5. Зайду я в парк – хранитель грез,
Ему мечту поведаю,
Среди раскидистых берез
С Гайдаром побеседую.
6. Тополей густые кроны,
Блеск огней в вечерний час,
Золотой он да зеленый,
Городок наш Арзамас!
7. Частицей милой Родины
Наш город Арзамас,
Тобою столько пройдено,
Так дорог ты для нас!
Воспитатель: У каждого города, как и у каждого человека, есть своя биография. Арзамас - город областного подчинения, районный центр, в 112 км. к югу от Нижнего Новгорода. Расположен на высоком правом берегу реки Теши (приток Оки). Крупный узел железнодорожных линий на Муром, Москву, и автодорог на Нижний Новгород, Владимир, Саранск и др. Население насчитывается свыше-150 тыс. человек. История Арзамаса уходит в глубь веков. На этой земле издавна жили мордовские племена. Название «Арзамас» образовано из мордовских слов "эрзя" и "маз", что означает красное (красивое) население мордовского племени зрзя. Вероятнее, Арзамас назван в честь мордовских князей Арзая и Масая.
г. Арзамас был основан в первой половине XVI века как город - крепость. 1578 год- официальная дата его основания.
Как вы думаете, есть у нашего города герб?
Конечно, есть.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на него (фотография герба).
Герб города изображен в форме щита, на золотом его поле два стропила, одно из которых красное, другое зеленое. Это говорит о высоком уважении государственных органов к провинциальному Арзамасу. Герб города был утвержден 16 августа 1781г. Автором герба являлся итальянец Франциск Санти. С самого основания города Арзамаса его жители не раз поднимались на защиту родного Отечества.
Воспитатель:
Также у нашего города есть свой символ. Посмотрите на него- это Арзамасский гусь. У него короткая округлая голова, сильно развиты мускулы щек, глаза голубые. Клюв толстый, желто-оранжевого цвета, кончик его белый с розовым кольцом. Лапы оранжевого цвета. Красавец, вынослив, преисполнен силы и горд. Издавна на арзамасской земле среди гусей устраивали зрелищные бои. Также большой арзамасский гусь был главным лакомством на Рождество и на свадьбах.
Воспитатель:
В городе построено много различных зданий.
Назовите эти постройки.
Дети: Детские сады и школы, музыкальная школа, музеи, храмы, библиотеки, магазины, больницы…
Воспитатель:
Какие красивые здания! Давайте погуляем по городу.
Арзамасская школа живописи А.В. Ступина (1802-1861) - это первая художественная школа в России, в которой могли учиться крепостные, получая при этом как художественное, так и общее образование. За 59 лет существования арзамасская школа выпустила более 150 художников.
В 1809 году за выдающиеся успехи А.В. Ступину было присвоено звание академика. Ступинская школа сыграла большую роль в распространении художественной культуры в России.
Арзамас по праву считается второй родиной замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. В этом городе он провел детство и юность, отсюда ушел на гражданскую войну. И позднее он приезжал сюда не один раз. Город вошел в его творчество. В честь писателя назван парк культуры и отдыха им. А.П. Гайдара и музей-библиотека.
Проводится разминка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
«Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим, называем (образуют пары)
Светофоры и машины (поворачивают голову вправо)
Рынки и магазины (поворачивают голову влево)
Парки, улицы (взмахивают сначала правой рукой, затем левой)
Деревья и кусты (поднимают руки вверх, отпускают)».
Воспитатель:
На территории города находится много предприятий. В настоящее время Арзамас является одним из наиболее развитых промышленных центров Нижегородской области. На промышленных предприятиях выпускаются спец. автомобили, машины для коммунального хозяйства, технологическое оборудование для легкой промышленности, автопроводы и запасные части для автомобилей, изделия приборостроения и электроники, медицинская техника, швейные и минераловатные изделия, ватин, войлок, железобетонные конструкции, мебель, кондитерские, молочные, мясные, хлебобулочные изделия и многое другое. Арзамас - один из крупных центров культурной жизни Нижегородской области с широкой сетью образовательных заведений, учреждений культуры и искусства, здравоохранения; социальной защиты, предприятия жилищно-коммунального, бытового, торгового назначения.
Воспитатель: И еще одна достопримечательность нашего города – это величественный Воскресенский собор, воздвигнутый в знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России. Автором проекта собора был наш земляк, архитектор М.П. Коринфский. В 18 веке в Арзамасе было 36 церквей и 4 монастыря.
Воспитатель:
А теперь отгадайте загадку, что еще есть в нашем городе:
В два ряда дома стоят,
Квадратными глазами друг на друга глядят.
Дети:
Это улицы.
Воспитатель:
Да, в нашем городе много улиц.
Назовите улицу, на которой вы живете.
(Ответы детей).
- А какие еще улицы вы знаете?
Дети:
Есть улица Советская, Горького, Мира, Вахтерова, Победы, Калинина, Ступина…
А какие у нас улицы?
Дети:
Красивые, зеленые, чистые, широкие и узкие, длинные и короткие.
Воспитатель:
Как называют жителей нашего города?
Дети:
Жителей города называют арзамасчане.
Городок предо мною, как на ладони
Увитый зеленью, как бахромой.
Смотрю я на тебя и понимаю –
Ты для меня стал родиной второй…
У каждого из нас на земле есть место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют Малой
Родиной. Для многих из нас –это наш городок Арзамас.
Вы любите свой городок?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, озера, небо, солнце...- это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Послушаем стихи о природе в исполнении детей
1.Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
2.В вокзальной суматохи века ты оценить ее спеши,
Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.
3.Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую нас много, а она одна.
Много существует пословиц и поговорок, которые отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине, к своему городу. (Рассказывают дети)
1. «Арзамас–городок – Москвы уголок»
2. «Один глаз глядит на нас, другой на Арзамас»
3. «Пирог арзамасский с рыбой астраханской»
4. «Город Арзамас, воевода не по нас»
5. Всякому мила своя страна.
6. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
7. В гостях хорошо, а дома лучше.
8. Где родился, там и пригодился.
Воспитатель:
А давайте немного пофантазируем.
Пройдет много лет. Станете вы взрослей. Что бы вы хотели увидеть в нашем городке? Каким хотите увидеть его в будущем?
(Ответы детей).
А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка:
«Соседи»
Дети сидят на ковре в кругу, за воспитателем проговаривают слова и выполняют движения.
«Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать,
Соседей можно потолкать, потолкать.
(Дети качаются из стороны в сторону, толкая друг друга)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать,
Соседей можно щекотать, щекотать.
(Дети щекочут соседа справа и слева)
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать,
Соседям можно пошептать, пошептать.
(Шепчут соседям справа и слева)
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать,
Соседей можно обнимать, обнимать.
(Обнимают соседей справа и слева).
Игру можно повторить несколько раз
Воспитатель:
У каждого человека есть Родина и каждый любит ее.
Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.
Город Арзамас сохранил свой исторический облик, добрые традиции, заложенные разными поколениями его жителей, постоянно развивается и обустраивается.
Ну, вот мы с вами написали аудио письмо нашим друзьям из деревни Простоквашино.
Осталось только сказать им до свидания!
Литература:
1.Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2008.
2.О.Д.Ушакова «Пословицы и поговорки».
3. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, 2008.
4. П. Еремеев «Арзамас – городок». - Арзамас, 1998г.
5. Щегольков Н. М. «Исторические сведения о городе Арзамасе». – Арзамас, 1911.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"
Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Миасс - навек любимый"
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций –воспитательная. Конспект данного развлечения показывает один из вариантов нравственного воспитания детей посредст...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"
Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования....

К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста
В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавате...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...

Интерактивная игра познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Животные и птицы Кемеровской области"
Цель: Закрепление знаний у детей о животных и птицах Кемеровской области.Задачи: 1. Закреплять связную монологическую речь, слуховое восприятие.2. Развивать зрительное восприятие, активизи...