педсовет Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка

Чеснокова Ирина Александровна

педсовет

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Форма проведения: Решение педагогических задач.

                                     « Диспут».

 Цель:

 

      Расширение представлений педагогов о собственных   

возможностях в деле формирования доброжелательного,

                дружеского отношения детей друг к другу.

 

     План:

                1.Характерные признаки проявления социальной чуткости  

                   у дошкольника.

                2.Средства формирования этических представлений и 

                   поступков детей.

                3.Выступление воспитателя «О дружбе в

                   детском коллективе».

                4.Кроссворд «Как нам справиться с обидой?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ.

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Из опыта работы старшего воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Детского сада комбинированного вида №56 «Ромашка»

Чесноковой Ирины Александровны.

г. Химки

Форма проведения: Решение педагогических задач.

                                     « Диспут».

 Цель:

      Расширение представлений педагогов о собственных    

возможностях в деле формирования доброжелательного,

                дружеского отношения детей друг к другу.

     План:

                1.Характерные признаки проявления социальной чуткости  

                   у дошкольника.

                2.Средства формирования этических представлений и  

                   поступков детей.

                3.Выступление воспитателя «О дружбе в

                   детском коллективе».

                4.Кроссворд «Как нам справиться с обидой?»

Ход педсовета:

1.Вступление.

Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в детском саду. У малышей мы развиваем миролюбивое отношение к другим детям, поощряем желание действовать совместно. У пятилетнего ребёнка хотим видеть такие качества, как эмоционально-бережное отношение к окружающему, проявление альтруистических чувств и социальной чуткости. Эти качества не всегда приоритетны, но значимы в любом обществе и при любом социальном строе, т.к. умение общаться, дружить с людьми определяет место человека в этом обществе, его самодостаточность, самореализацию и самооценку.

Детский коллектив - управляемая и внушаемая организация, поэтому нравственные качества педагогов, их ум и такт должны способствовать раскрытию самоценности детской личности, формированию морально – этических качеств детей.

В создании условий для активного усвоения детьми определённых этических норм решающую роль играет поведение воспитателя, его оценка отрицательных и положительных поступков детей. Использование оценок с целью корректирования поведения детей требует от воспитателя тщательного анализа ситуаций, выявления мотивов детских поступков, а также знания особенностей воздействия разного вида оценок на сознание ребят. Воспитатель должен оценивать конкретный поступок, а не личность ребёнка. Но это положение в основном относится к отрицательной оценке. Что же касается поощрения, то в этом случае наряду с оценкой поступка обязательно нужно положительно оценить личность ребёнка.

Гуманизация педагогического процесса связана и с формированием у ребёнка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определённое отношение к себе и другим людям, - человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия - предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребёнком этических норм и развитие его морального сознания, с другой - нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков. Моральное развитие рассматривается как совокупность таких взаимозависимых компонентов, как моральные представления и суждения, моральные переживания, морально ценные отношения к другим людям, моральное поведение и др.

Методика выявления представлений дошкольников о добром отношении к сверстнику может быть различной. Главное – заставить ребёнка задуматься над тем или иным поступком. Так, детям можно предложить короткие рассказы, моральные ситуации, например такую: «Ты увидел, как кто – то из детей в группе упал и заплакал. Что ты сделаешь?»

Проблемы воспитания у детей дружбы и доброжелательного отношения к сверстникам должны решаться с позиции искренней симпатии и любви педагога к детям. Таким образом, наблюдения, беседы с детьми, игровые и другие педагогические ситуации, которые используют воспитатели, позволят сделать выводы и наметить пути педагогического руководства.

2.Выступление воспитателя «О дружбе в

                   детском коллективе».

3. Вопросы педагогам.

     А). Назовите характерные признаки проявления социальной чуткости у  

            дошкольника.

      Б). Назовите средства формирования этических представлений и  

            поступков детей.

      В). Как вы оцениваете поступки детей?

            Что такое «дружеские отношения?»

Ответы:

              Характерные признаки  проявления социальной чуткости у  

дошкольника.

Радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха.

Отказ от чего-либо в пользу другого ребёнка.

Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться.

Приглашение к совместным играм, действиям нерешительного ребёнка, одиноко стоящего в стороне.

Забота о равноправии всех детей.

Умение приносить извинения и умение принимать их.

Словесное или физическое ободрение другого ребёнка.

Средства формирования этических представлений и поступков детей.

Оценка доброжелательных поступков детей, использование

положительной оценки поступка (как ситуативной так и  

      предвосхищающей), а не только личности ребёнка: « Вася правильно,

      хорошо поступил, он помог Свете собрать упавшие книги, Света тоже  

      ему поможет, если Васе потребуется помощь».

Наблюдение поведение детей в группе сверстников, моделирование и драматизирование проблемных ситуаций на занятиях и в беседах.

Словесные методы и приёмы, в частности чтение художественных произведений, своевременные выводы по конкретной ситуации.

▪  Индивидуальные беседы о дружбе, добре, о том, что такое «добрый поступок», «какие поступки сделал ты?», а не «какие плохие поступки сделаны твоими друзьями». Главная задача – заставить ребёнка задуматься о ценности того или иного поведения для другого человека, т.к. « доброта – это целевые поступки по отношению к другим людям».

        4. Постановка детей в созданные ситуации морального выбора. Не «если  

           бы он тебе так же», а « как бы вы поступили если, помогите Саше

понять почему он сделал так. Он плохой? Но он может хорошо (

           лепить, помог накрыть на стол и т. п.) Он не подумал, что…Он

           хотел(сделать что?)…Можно было (поступить как?)…Вы видели, что  

            они дерутся, можно было помочь им согласовать действия

           (вмешаться, заступиться, объяснить и т.п.) Так поступают друзья!

         5.Совместная трудовая деятельность. Задание: «Навести порядок в

            группе, протереть пыль, полить цветы». Распределением заданий

            занимаются дети они же и контролируют друг друга, оценивают по

            результату деятельности, подбадривают, помогают «неумехам» - ведь

            воспитатель оценит состояние всей группы, а твоя работа – часть

            общего дела.

          6.Совместные игры, игры с правилами. Вовлечение в деятельность не

             лидеров, умение подчиняться и доказывать необходимость

             собственных планов.

« Дружеские отношения».

Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особо

проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим.

          Радость совместного общения.

Интерес к деятельности сверстников, доброжелательное к ней и сверстникам отношение; желание и умение справедливо договориться о пользовании игрушкой, о совместной игре, о выполнении какого – либо дела; посчитаться с интересами друга.

Помощь и взаимопомощь (стремление и умение сделать что-нибудь приятное для отдельных детей, для группы), забота о товарище, об общем деле, игре; готовность выручить друга, товарищей.

Известная объективность оценок и самооценок; способность поступиться при необходимости собственным желанием в пользу товарища по «внутреннему побуждению», а не по указанию или настоянию взрослых.

Особенности детских взаимоотношений в различных условиях: в присутствии воспитателя и без него, при одном и другом воспитателе, в детском саду и дома.

Вывод: «Дружеские отношения» неразрывно связаны с содержанием понятия «гуманизм»: доброжелательность, чуткость и отзывчивость, взаимопомощь, взаимная выручка, справедливость; эти отношения развиваются и укрепляются на основе общности интересов и целей детей, важных для двух дружащих и не идущих вразрез интересам других ребят.

Тем самым дружеские гуманные отношения развиваются не изолированно, а в единстве с развитием начал коллективных чувств и отношений.

      4.Кроссворд «Как нам справиться с обидой?»

        Назовите положительные качества, которые помогут  

        справиться с обидой.

 Прощение

       Доброта

Терпеливость

      Трудолюбие

     Согласие

Решение педсовета.

Провести с родителями  беседы о детской дружбе.

Подбирать информацию и рекомендовать родителям материалы о воспитании норм и поведения ребёнка , взаимоотношениях между сверстниками.

Оказывать взаимопомощь начинающим воспитателям.

Провести педсовет о работе с родителями- « взаимоотношение детей в коллективе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Выступление на педсовете "Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способность...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»

Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в сад.Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребё...