Проект "Энциклопедия профессий от А до Я"
методическая разработка (средняя группа)

Григорьева Алина Федоровна

Проект "Энциклопедия профессий от А до Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_proekt_vitaminki_alina.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Крепыш" города Чебоксары

Чувашской Республики

Проект

«Профессии от А до Я»

                                                        Составила:

воспитатель средней группы «Витаминка»

Григорьева А.Ф.

Синеева Н.Н.

Чебоксары 2017г


Вид проекта: Информационно-творческий

Срок реализации: 1 год, сентябрь-май 2017-2018 г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта: 

Наблюдения за детьми в игре, беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях.Затрудняются перечислить, объяснить для чего нужны те или иные предметы - помощники, недостаточны знания о содержании трудовой деятельности, не сформировано уважение к труду взрослых. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие.Часто дети в последствии выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии и это замечательно. Но необходимо, чтобы человек, выбирая профессию, имел с раннего возраста представление о разнообразии выбора и приоритет отдал той, что ему по душе. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия

Цель проекта: 

Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.Развитие у детей чувства сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями. Привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о профессиях взрослых, формировать понимание их значимости.

Развивающие: развивать связную речь, словарь, умение рассуждать, отвечать на вопросы.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных профессий и продуктам их труда.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширять знания и представления детей о профессиях, в том числе и профессиях родителей, (место работы, значимости их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
  2. Пополнить словарный запас детей, обозначающий профессии людей, предметы, материал, действия, результат.
  3. Заинтересовать, привлечь родителей в образовательный процесс, к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
  4. Обогатить предметно-пространственную среду в группе.

Методы и формы реализации проекта:

  1. Беседы
  2. Экскурсии
  3. Чтение художественной литературы, загадок, стихотворений.
  4. Дидактические игры
  5. Сюжетно-ролевые игры
  6. Встречи с родителями детей, их рассказы
  7. Настольно печатные игры
  8. Презентации

Анализ целевых групп:

Группа

Что делает

Что получит

Дети

Усваивают новые знания о ценности
Действуют по указанию взрослых в специально созданных игровых (практических, тренировочных) ситуациях.

Приобретение знаний, практических умений некоторых профессий.

Осознанное желание в выборе будущей профессии.

Навыки поведения в общественных местах.
Расширение словарного запаса.

Родители

Поощряют желание ребенка знать о разнообразии профессий; обогащают знания своим примером, расширением представлений о профессиях близких людей.

Учат уважению к труду.

Осуществляют преемственность в работе с педагогом.

Тесное взаимодействие ДОУ и семьи.

Активное участие родителей в процессе.

Администрация.

Педагоги.

Методическая помощь.

Самореализация педагога. Повышение рейтинга ДОУ. Создание в ДОУ условия и для гармоничного развития личности каждого ребенка путем подготовки предметно-пространственной среды в группе.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Срок

1. Подготовительный этап (накопление материала)

1. Диагностика
2. Подбор дидактических игр
3. Подбор сюжетно-ролевых игр.
4. Подготовка методического обеспечения.
5. Анкетирование родителей.

6. Папка –передвижка для родителей на тему «Все профессии важны»

7.Подбор художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

8.Организация развивающей среды в группе.

1-2 неделя сентября


2. Организационный этап

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Определение сроков реализации, участников проекта.

3. Установление договорных отношений с представителями профессии, определение даты экскурсий.

В течение года

3. Основной этап (совместная деятельность)

1. Знакомство с профессией воспитателя.

2. Знакомство с профессией помощник воспитателя. 

3. Знакомство с профессией повар

4.Знакомство с профессией медицинских работников (медсестра).

5. Знакомство с профессией плотника, мебедьщика.

6. Знакомство с профессией продавца.
7. Знакомство с профессией военного

8. Знакомство с профессией швеи.

9. Знакомство с профессией парикмахера.

10. Знакомство с профессиями семьи.

В течении года 2018г.

4.Заключительный этап

(обобщение результатов)

1. Подведение итогов. Итоговая диагностика. 

2. Подготовка презентации о проекте.

3. Изготовление фотоальбома «Профессии родителей».

4. Проведение КВН «Какие бывают профессии»

Август 2018г.

План-схема работы с детьми и родителями

 по реализации проекта.

сроки

Содержание работы

1

сентябрь

Беседа с детьми: «Зачем человек трудится».

Цель: уточнить понятия «труд», «профессия»; закрепить представление об общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.

Родительское собрание. Индивидуальные беседы с родителями «Знакомство с проектом». Анкетирование родителей.

Цель: Информирование родителей о целях и задачах, реализуемых в рамках проекта. Совместная реализация проекта через взаимодействие с родителями.

Наблюдения «Кто работает в детском саду».

Цель: уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение.

Цель: выявить какими знаниями владеют дети, расширять кругозор, словарный запас.

Папка-передвижка «Все профессии хороши»

Цель: Рекомендации родителям о том, как следует знакомить детей с профессиями, как рассказать именно о своей специальности. Прививать уважение к людям, ценить результаты труда. Показывать личный пример трудолюбия, умения доводить до конца начатое, гордиться выполненным полученным итогом.

Знакомство с профессией воспитателя, помощника воспитателя.

Беседа с детьми «Чем занимается воспитатель?». Рассказ воспитателя о своей профессии, ее актуальности в детском саду. Чтение стихотворения Евгения Груданова «Наши воспитатели».

Цель: сформировать целостное представление о сложной работе педагога.

Экскурсия в группу, где работает воспитателем Лужанской Е.А, мама Сурьевой Каталеи.

Цель: уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение.

Беседа «Чем занимается помощник воспитателя?». Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ помощника воспитателя о своей профессии, еѐ важности и необходимости в детском саду

Цель: продолжать уточнять и расширять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение.

Чтение стихотворения Евгения Груданова «Наша Нянечка»

Цель: сформировать целостное представление о сложной работе помощника педагога.

Помощь детей в повседневном труде помощника воспитателя: «Маленькие помощники».

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, закрепить представление о трудовых действиях помощника воспитателя, показать взаимосвязь между разными видами труда.  Побуждать помогать взрослым, воспитывать уважительное отношение к труду няни, желание помогать, чувство уважения и признательности.

Рассматривание сюжетных картин из серии «Профессии»», «Детский сад».

Цель: углублять знания о профессиях, учить описывать по картине действия, обстановку, предметы. Формировать эмоциональную отзывчивость.

Раскрашивание раскрасок.

Цель: учить подбирать цвета максимально приближенные к реальным предметам профессий (белый халат врача, красный крест на эмблеме…). Закреплять умение закрашивать, не выходя за контуры, водном направлении.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: Учить брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей.

Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

Цель: Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое эмоциональное отношение. Расширять представления о профессиях, предметах, рабочей обстановке.  Обогащать и активизировать словарь.

Аппликация «Фартук для няни»

Цель: Закреплять умение располагать узор по всему фартуку. Воспитывать уважение к труду взрослых. Учить детей быть полезным, проявлять знаки внимания.

2

октябрь

Знакомство с профессией повара.

Экскурсия на кухню.

Цель: Цель: уточнить представления о труде повара. Познакомить с предметами, посудой, машинами используемые для приготовления пищи (картофелечистка, мясорубка, шинковка для капусты). Воспитывать у детей уважение к труду людей разных профессий.

Работа с родителями: консультации для родителей «Обязанности детей дома»

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Чтение произведений: Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Беляева Светлана Михайловна «Спасибо поварам!».

Цель: закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых.

С/р.и. «Кафе».

Цель: Закреплять правила поведения в общественных местах. Расширять знания детей о технологических процессах приготовления блюд. Объяснять последовательность приготовления. Расширять словарный запас. Развивать связную речь.

Лепка «Овощи для повара»

Цель: Учить передавать в лепке характерные особенности овощей. Закрепить полезные свойства овощей. Формировать здоровый образ жизни. Воспитывать заботливое отношение.

Раскрашивание силуэтов предметов «Предметы труда»

Цель: развитие мелкой моторики рук; учить подбирать цвета в соответствии с окрасом.

3

ноябрь

Знакомство с профессией медсестры.

Чтение произведения «Человек заболел» И. Туричина

Цель: закрепить и систематизировать представления о труде медицинских работников, их значимости и важности. Воспитывать уважение.

Экскурсия в аптеку.

Цель: Познакомить детей с работой аптеки и ее сотрудниками. Формировать знания о лекарственных препаратах. Воспитывать уважение к труду фармацевта.

Беседы «Если ты заболел», «Безопасны ли витаминки?»

Цель: актуализировать знания детей, учить грамотному поведению в тех или иных случаях, мерам предосторожности.

Раскрашивание раскрасок на тему «Профессии».

Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

Беседа на тему «О труде, медсестры, врача».

Цель: Сформировать знания детей о профессии медсестры(отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей). Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок и тд.

Экскурсия в процедурный кабинет.

Цель: Уточнить зания детей о месте работы медсестры, медикаментах (бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод).

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника» игровой сюжет: "Измерим кукле температуру".

Цель: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача, закрепить знакомые и дать новые знания о медицинских инструментах: фонендоскоп, шприц, тонометр, ростомер, весы, градусник, лекарство.

4

декабрь

Знакомство с профессией плотника и мебельщика

Беседа о профессии «Плотник». Наблюдение за работой плотника.

Цель: формирование у детей представления о труде взрослых. Познакомить с профессией «Плотник» с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами. Обогащать словарный запас. Развивать любознательность в процессе экспериментальной деятельности. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Мастер класс родителя воспитанника -ремонт дверцы кухонного гарнитура.

Цель: Поощряют желание ребенка знать о разнообразии профессий; обогащать знания своим примером. Расширять представления о профессиях близких людей. Учить уважению к труду, его результатам, гордость за близких.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Я дома не люблю сидеть»

Работа по лепбуку «Я в профессии играю».

Цель: Учить пользоваться комплексным сборником заданий по профессиям. Учить подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории. Уметь отвечать на вопросы логично, последовательно. Развивать логическое мышление, память.

Д.и «Что лишнее» «Что кому пригодится»

Цель: Учить классифицировать предметы по признакам. Уметь аргументировать свой выбор.

Конструирование «Новая мебель для кукол» 

Цель: Учить зрительно разделять изображение предмета на формы, составлять предмет из частей, определять не только его форму, но и форму деталей. Учить пользоваться образцом, соотнося части изображения.

5

январь

Знакомство с профессией продавца.

Беседа на тему «Профессия – продавец».

Цель: дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей.

Экскурсия в магазин.

Цель: формировать представление о профессии продавца. Обогащать словарный запас. Закрепить правила поведения в магазине.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет».

Цель: совместное пополнение родителями, детьми и педагогами атрибутов для игр. Совершенствовать представления о классификации предметов по типовым признакам.

Дидактическая игра «Что где продается?»

Цель: закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности.

Выставка книг "Все работы хороши, выбирай на вкус"

6

февраль

Знакомство с профессией военного.

Беседа «Военные профессии», рассматривание иллюстрации.

Развлечение «День военно-воздушных сил».

Лепка «Самолёт».

Изготовление сувениров ко Дню Защитника Отечества.

7

март

Знакомство с профессией швеи

Беседа «Профессия швея», рассматривание иллюстраций.

Цель: Познакомить детей с трудом взрослых. Расширить и закрепить представления о профессии швеи. Расширять представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии. Развивать речь детей, пополнять их словарный запас (закройщица, портной, ситцевая, меховая, джинсовая. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Встреча «У нас в гостях Швея».

Рисование «Украсим платье для куклы».

Дидактическая игра «Смотай все нитки в клубок».

8

апрель

Знакомство с профессией парикмахера

Беседа «Профессия парикмахер», рассматривание иллюстраций.

Цель: Обогатить знания детей о труде парикмахера. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка.

Д/и «Что лишнее»

С/р игра «Салон- парикмахерская»

9

май

Профессии моих родителей

Д/и «Кто знает больше профессий».

Цель: закрепить понятие «профессии»; ввести в активный словарь детей названия профессий.

Составление рассказов о профессиях родителей.

Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Беседа «Кем я стану, когда вырасту?»

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Д/и «Инструменты. Орудия труда».

Цель: закреплять представления детей о предметах ближайшего окружения, умение классифицировать предметы по общим признакам, по назначению и т.д.

Викторина «Мир профессий».

Цель: вызвать интерес к труду взрослых разных профессий; формировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде; воспитывать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно; закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов, обозначающих профессиональные действия людей.

Изготовление фотоальбома «Профессии родителей» с коротким описанием профессии родителя.

ель: Иметь представление кем и где работают родители, на чем работают, что выпускают, изготавливают. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за своих родителей.

Итоги проекта:

У детей:

  • расширятся знания о разнообразии профессий, орудиях труда, их назначении, особенностях;
  • появится интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
  • пополнится словарный запас слов;
  • сформируется знание о профессиях в своей семье, появится интерес к профессиональной деятельности родителей;

У родителей:

  • сформирует интерес к общению со своими детьми; повышению авторитета;
  • подведет родителей к пониманию о повышении психолого-педагогических компетенций, что улучшит взаимодействие детей с воспитателем.

У педагога:

  • расширится предметно-развивающая среда по теме проекта;
  • улучшится работа с родителями для расширения знании детей;
  • повысится уровень развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции.

Литература:

  • Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2015. -303с.
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2015. -303с.
  • Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
  • Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми»).

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  • Стихотворение С. Михалкова «Беседа о профессиях», «А что у вас?», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?», «Человек заболел» И. Туричина, Евгения Груданова «Наша Нянечка», «Наши воспитатели».
  • Презентация «Знакомим с профессиями». Песня "ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ". МУЛЬТСЕРИАЛ "НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ" (2016). http://navigatum.ru/vmp.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...