СИМЕНАР «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯИМ» Составила воспитатель Смирнова О.А. Старшая группа «Росточек» Март 2016г.
консультация (средняя группа)

 В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е сообщение им знаний формирование у них педагогических умений, навыков, отношения к себе как к педагогам. Семья играет главную роль в жизни ребенка. Семья является ближайшим социальным окружением ребенка, была и остается в изменившихся социально- экономических условиях носителем национальной культуры, традиции народа, общечеловеческих ценностей. Нас заинтересовала эта тема тем, что родители нуждаются в общении с нами, и нуждаются в помощи в вопросах воспитания детей. Считаем, что положительных результатов всесторонне развитого ребенка можно достичь только в результате согласованных действий педагогов детского сада и семьи. Из наблюдений за детьми и разговоров с родителями поняли, что не все благополучно в семьях. Сегодня нельзя скрывать такие негативные явления, как пьянство родителей, безнадзорность детей, которые в выходные дни часто предоставлены сами себе и единственным занятием которых, является прогулка во дворе. Есть и категория родителей, которые ведут себя отчужденно, ощущается потребительское отношение к детскому саду. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять. Такие родители считают, что именно в детском саду обязаны воспитывать их детей и совсем забывают о ведущей роли семейного воспитания в формировании личности.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

 Для реализации дальнейшей работы с родителями мы поставили следующие задачи: 1 Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями. 2 Повысить педагогическую культуру родителей. 3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Использую в своей работе следующие методы : 1 Индивидуальное и подгрупповое консультирование. 2 просмотр родителями занятий и режимных моментов. 3 привлечение семей к различным формам совместной с детьми и педагогами деятельности. 4 Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин "инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт", "новаторство, возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования". Инновация - это изменение того, что уже существует.

Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей.

До недавнего времени существовало определённое отчуждение между детским садом и семьёй. Причина заключалась в создании "закрытой" модели дошкольного учреждения, когда родители утром отводили малыша в детский сад, а утром забирали и только время от времени участвовали в коллективных и индивидуальных формах работы, которые проводились по инициативе воспитателя и носили скорее принудительный, чем добровольный характер. Родители не видели и не знали, чем занимались их дети на протяжении дня, как с ними обращались и чему их учили.

В настоящее время идёт перестройка дошкольного воспитания, в центре которой стоит гуманизация педагогического процесса. Целью признаётся не воспитание члена общества, а свободное развитие личности ребёнка.

Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как "круглый стол", вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальных решений.

Все инновационные формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно - информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики - это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке.

Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании

Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитание и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Коллективные формы работы с родителями.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного общения.

Одной из форм педагогической культуры родителей является родительская конференция. На конференциях выступают педагоги. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Целью создания клубов отцов, бабушек, дедушек - увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. На совместных встречах в клубе, за "круглым столом",во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов -вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества ив детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

Наглядно - информационные формы работы с родителями.

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

  • выставки детских работ
  • информационные листки
  • памятки для родителей
  • выставки книг
  • папки - передвижки
  • папки - ширмы
  • родительская газета, которая оформляется самими родителями.

Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • появлению у родителей интереса к содержанию занятий;
  • возникновение дискуссий по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают

Индивидуальным беседам с воспитателем. Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Желательно, чтобы бабушки и дедушки также стали частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли бы заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы на 2015-2016г.

Рабочая программа старшей группы на 2015-2016 учебный год...

Тематическое планирование в старшей группе на 2015-2016г.

Тематическое планирование в старшей группе на 2015-2016г....

План взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников старшей группы

План взаимодействия воспитателей с родителями  воспитанников в старшей группе...

Перспективный план взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников (старшая группа)

Перспективный план взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников(старшая группа)...

КОНСПЕКТ НОД для детей средней группы Образовательная область Познание (Формирование целостной картины мира) тема: "Насекомые.» Составила воспитатель Смирнова О.А. ГБОУ 2075 средняя группа «Акварельки»

Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.Активизировать употребление в речи названий частей тела насек...

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ&q...