Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в ДОУ
статья

Жанна Александровна Рыльщикова

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvenno-patriotich.vospitanie.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в ДОУ»

Рыльщикова Жанна Александровна

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого - Пусть  с этим уголков связывается образ великой Родиной».

В.А.Сухомлинский

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это очень сложный педагогический процесс, в  основе которого лежит развитие нравственных чувств, это стержень, связывающий ребенка с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины  начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Пропущенные через детское восприятие впечатления о восхищении Родиной, ее красотой и величием, играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Первостепенными задачами патриотического воспитания является воспитание у детей привязанности и любви к своим близким, семье, дому, детскому саду, большой и малой Родине. С возрастом задачи становятся все обширнее: от развития  интереса к русским традициям и воспитания уважения к труду до расширения представлений о городах России и развития чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Нравственно-патриотическое воспитание   - это одна из острейших проблем в работе дошкольного учреждения и в ее решении нужно использовать все виды  детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Важно учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества:

  • основы гражданственности,
  • любовь к Родине,
  • бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,
  • уважение к старшим и сверстникам,
  • уважение к культуре и традициям других народов.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении являются тематические занятия. Повышению детской мыслительной активности способствуют  приемы сравнительного анализа, вопрос-ответ, индивидуальные занятия, методы анализа и обобщения.

Тематические занятия следует проводить в комплексе, объединять в одну тему занятия по ознакомлению с природой, развитию речи,  музыкой, изодеятельностью и т.д.  Также следует учитывать, что для детей дошкольного возраста свойственны быстрая утомляемость, кратковременность интересов и неустойчивое внимание. Именно по этой причине неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Воспитание любви к своему Отечеству и гордости за свою страну неразделимо связано с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, независимо от вероисповедания и цвета кожи. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что наша страна  - интернациональна, каждый народ уникален, талантлив и неповторим.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране педагог должен много знать и уметь сам, должен любить свою Родину, свой город, свой народ, чтить традиции и быть патриотом. Перед педагогом дошкольного учреждения стоит сложная задача— отбор доступного, интересного, яркого, образного материала для формирования  у дошкольников представлений о родном городе (поселке), о его истории, традициях, достопримечательностях, памятниках, великих людях – обо всем, чем славен этот край. Показать через малое большое, тесную взаимосвязь между жизнью одного человека и всех людей – важно для воспитания нравственно-патриотических чувств ребенка.

 Огромное значение в  нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности семьи. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Каждый ребенок  должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился.  На конкретных фактах из жизни  старших членов семьи, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...