Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников. Выступление на педагогическом совете
методическая разработка (старшая группа)

Данилова Оксана Викторовна

Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx762.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Выступление на педагогическом совете

подготовила и провела

Данилова О.В., воспитатель

Яйский муниципальный район, пгт. Яя. 2019

 1 слайд. Сегодня мы с вами обсудим одну из методик, которая используется воспитателями и логопедами для развития речи и памяти – мнемотехнику. Также рассмотрим мнемотаблицы для дошкольников в картинках и научимся ими пользоваться.

2 слайд. Мнемотехника помогает маленьким детям:

• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

• Обогащает словарный запас;

• Помогает развивать мышление;

• Развивает фантазию;

• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

3 слайд. Понятие «Мнемотехника»– искусство запоминания.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

4 слайд. Различают такие мнемотаблицы: для стихов, загадок или сказок;

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

5 слайд. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самый разный вид и тему.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

6 слайд. Схема описания и сравнения игрушек.
7 слайд Схема описания и сравнения посуды.

8 слайд. Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

9 слайд. Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

10 слайд. Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

11 слайд. Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию.

По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

12 слайд. По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:

13 слайд.

Рано утром взяв корзину

В огород пошла Алина.

В огороде у забора,

Сорвала два помидора,

А в теплице у крыльца

Два зелёных огурца.

А ещё хозяйка ловко

С грядки сорвала морковку.

14 слайд. Тучи ходят хмурые,

С краю серо-бурые,

Ветер дует, гром грохочет,

Значит скоро, дождь промочит.
Вывод:

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.













«Загадка (репка)»

hello_html_240d3cf2.jpg

«Загадка (ёжик)»

hello_html_39bd43c2.jpg

«Загадка (огурец)»

hello_html_73a1b739.jpg



Две сестры, две руки,

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядках сорняки,

И друг друга моют.

hello_html_m15d65740.jpg

hello_html_4514a22d.jpg


hello_html_m4d8f0220.jpg



hello_html_m3796099.jpg

По р.н.с. «Жихарка»















По р.н.с. «Зимовье зверей»

hello_html_m29cf03a0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.

В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Роль подвижной игры в развитии основных видов движений у старших дошкольников (Выступление на педагогическом совете).

Опыт использования подвижных игр в развитии основных видов движений (ходьба,бег, прыжки, метание,ползание) у детей старшей и подготовительной групп в режимных моментах....

Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"

Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"...

Мастер -класс "Использование опорных сигналов и конспектов в развитие речи дошкольников"

Использование опорных сигналов и конспектов в развитие речи дошкольников...

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах...