Адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами фестивальной педагогики
статья (младшая группа)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lobanovoy_pro_adaptatsiyu.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лобанова Татьяна Николаевна,

Россия, г.Ульяновск,

МАДОУ ЦРР д/с № 253 «Белоснежка»,

Воспитатель

 При попадании в особую микросреду детского сада, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром. Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная активность, речевая активность, трансформируются двигательные реакции.

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. [1, С.50].

 Выделяют несколько этапов, характеризующихся выраженностью негативных реакций.

Лёгкая адаптация. В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям: он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении; способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени; с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики.

Привыкание средней тяжести. В данном случае не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он: с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; общается со сверстниками и воспитателем; придерживается озвученных правил и распорядка; адекватно реагирует на замечания; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация. Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации: нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку.

Трудности адаптации:

  • Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек
  • Неумение занять себя игрушкой
  • Несформированность культурно-гигиенических навыков
  • Отсутствие у ребенка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

        Цель эффективного процесса адаптации: создание педагогом оптимальных условий в ДОУ для успешной социализации и адаптации детей раннего возраста. В нашем детском саду это осуществляется по средствам участия детей в массовых мероприятиях, праздниках, фестивалях с привлечением родителей, т.е. по средствам фестивальной педагогики.

   Задачи:

 - координация деятельности всех участников адаптационного периода: дети, родители, сотрудники ДОУ;

 - формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребёнка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей;

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

 - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

 - снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Фестивальная педагогика – это система образования и воспитания, организованная по законам направленной творческо-развлекательной, продуктивной деятельности, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве администрации, педагогов, воспитанников, родителей, широкого социума и социокультурных партнеров, способствующая постижению явлений окружающего мира и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах с одной стороны; сплачивающая социум вокруг единого социокультурного центра путем организации и проведения совместных с администрацией, педагогами, воспитанниками, родителями, социумом и социокультурными партнерами праздников, сезонных ярмарок, флэш-мобов, творческих медиа-презентаций с другой.[2, С.8].

            Праздник, фестиваль – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей. Современная методологическая ситуация в педагогике и психологии выявляет понимание важности значения детского праздника, фестиваля в деятельности всех учреждений системы образования. Большинство фестивалей в нашем детском саду повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных мероприятий открывает множество внутренних возможностей для самовыражения детей. У ряженья есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную детскую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости. Это и есть праздник. «Особая психологическая ценность привлечения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к участию в праздниках, фестивалях заключается в том, что это может помочь маленькому человечку социализироваться к новой жизни в детском саду, в новом для него коллективе, воспитывать коммуникативные качества, поскольку сам процесс празднования, вызывает положительно окрашенные эмоциональные переживания и создает уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [3, с.9].

Фестиваль как деятельность, должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности  – праздник, фестиваль представляется в качестве всестороннего развития личности ребенка. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации.

        Самый главный результат нашей работы – это успешная адаптация детей к ДОУ. В совместной деятельности и участия детей в массовых мероприятиях, фестивалях, родители лучше узнавали возможности своего ребенка, была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями, педагогами и детьми, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, адаптации, развития и социализации детей младшего возраста.

            По всем наблюдениям адаптация проходила успешно: более 50% детей к середине учебного года и 100 % к концу учебного года привыкали к новым условиям, проявляли любознательность и активность, и как следствие этого мы получили эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребёнок в детском саду. – 2003. - №5. – С.49 – 53.
  2. Л.Д. Данилова, А.С. Данилова. Фестивальная педагогика как средство преобразования дошкольного учреждения в социокультурный центр /Издатель Качалин А. В., Ульяновск, 2017. – 104 с.
  3. Пронина И.Н.   Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Мордовский гос. ун-т. -  Саранск, 2001. – 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики

В данной работе мной представлен материал развития и формирования сенсорных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»

Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятель...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами фестивальной педагогики

Статья об использовании фествальной педагоги в адаптации детей младшего дошкольного возраста...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами фестивальной педагогики

Цель эффективного процесса адаптации: создание педагогом оптимальных условий в ДОУ для успешной социализации и адаптации детей раннего возраста. В нашем детском саду это осуществляется по средствам уч...

«Опыт работы успешной адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности»

В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая ср...