Опытно-исследовательская деятельность с дошкольниками
опыты и эксперименты

Ольга Михайловна Соловьёва

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание.

Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в  моральных установках и  наличии умений познавать особенности окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание.

Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в  моральных установках и  наличии умений познавать особенности окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Опытно- исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста» Автор ы : с т. Воспитатель Соловьёва О.М. в оспитатель Щукина Г.В. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 423 комбинированного вида «Золотой ключик » г. Новосибирск 2019 г.

Слайд 2

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание . Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в моральных установках и наличии умений познавать особенности окружающего мира. Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Согласно ФГОС, задача педагога заключается в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок может раскрыть и совершенствовать свои способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Для опытных исследований в нашем ДОУ организована предметно-пространственная среда: создан центр экспериментирования, живой уголок. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Слайд 3

Цель: с оздание условий для формирования основ целостного мировоззрения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные задачи Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах. Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями. Формирование умения делать выводы, открытия. Развивающие задачи Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. Развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия. Развитие внимания и памяти. Развитие речевых способностей. Воспитательные задачи Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований. Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи. Воспитание усидчивости и аккуратности.

Слайд 4

Методы: Проблемно-поисковый метод. С оздаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит решить вопрос , выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат . Наблюдения за объектом о рганизуем в помещении или на территории детского сада. Исследования , проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников . Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью . Первые опыты начинаем проводить с детьми раннего дошкольного возраста. Совместно с воспитанниками ставим элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч .). Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами , углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Старшие дошкольники самостоятельно выбирают объект исследования и проводят опыты с ним. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Слайд 5

Алгоритм опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста : Выбор объекта исследования. Определение цели , задач работы с детьми по исследованию объекта. 3. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. Определение вида занятия-экспериментирования. это игры-эксперименты, где дети действуют в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др .), м оделирование через построение и изучение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). опыты. Перед данной деятельностью проводим инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговариваем, совместно с воспитанниками, правила безопасности. 5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 6 . Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки, мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Слайд 6

Клуб «Юные исследователи» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Слайд 7

Эксперимент «Как поймать воздух?» Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать В целлофановые пакеты набрали воздух. Увидели, что пакет надулся. В нем находится воздух. Воздух прозрачный. Затем взяли острую палочку и осторожно проткнули пакет. Поднесли к лицу пакет и руками сжали его. Почувствовали струю воздуха из пакета.

Слайд 8

Эксперимент: «Есть ли воздух в стаканчике» Вывод : воздух прозрачный, мы его чувствуем. На дно стакана приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно ее прижимаем ко дну стакана. Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем его в емкость с водой, до дна емкости. Затем вынимаем стакан из воды. Смотрим, что салфетка не намокла. В стакане есть воздух и он не пустил воду. Во второй раз опускаем стаканы в воду под наклоном. Увидели пузыри. Достали стаканы и обнаружили, что салфетка намокла. Когда выходили пузыри- это выходил воздух и вода попала в стакан.

Слайд 9

Эксперимент «Воздух находится внутри нас» Вывод: воздух есть внутри человека В стакан с водой опустили коктейльную трубочку. Увидели, что выходят пузыри. Выяснили, что пузыри это воздух и выходит он из нас. Мы вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузыри.

Слайд 10

Вывод: апельсин в кожуре не тонет потому что в ней находится воздух. А без кожуры тонет. Взяли два апельсина. Один из них очистили от кожуры. Опустили их в емкость с водой. В результате наблюдения выяснили, что апельсин в кожуре не утонул потому что в порах кожуры находится воздух. За счет этого воздуха апельсин держится на воде. А апельсин без кожуры утонул, так как его ничто не держало на воде.

Слайд 11

Эксперимент «Имеет ли воздух вес?» Вывод: воздух имеет вес. На палочку с двух сторон подвесили одинаковые шары. Весы уравновешены. Один шарик проткнули острой палочкой. Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.

Слайд 12

Эксперимент «Имеет ли воздух запах?» Вывод: воздух действительно не имеет запаха, но может его нам передавать. Взяли 2 баночки(с запахом чеснока и с запахом апельсина). Сначала понюхали воздух вокруг себя. Воздух ничем не пахнет. А когда открыли баночки и понюхали чем пахнет в них, то почувствовали запах чеснока и апельсина.

Слайд 13

Эксперимент «Движется ли воздух?» Вывод: воздух движется Изготовили бумажные веера. Помахали веерами около своего лица и на друг друга. Почувствовали ветерок. Затем подошли к емкости с водой. Опустили в нее аккуратно бумажный кораблик. Он не плыл. Для того чтобы он поплыл нужно на него подуть. Начали на него махать веерами и кораблик поплыл.

Слайд 14

Посадка лука Взяли луковицы и посадили их в емкость с землей. Поставили в светлое и теплое место. На окно. Каждый день поливали и наблюдали. Наблюдения фиксировали в дневники наблюдения.

Слайд 15

Наблюдение за ростом лука Был создан календарь наблюдения за ростом лука где дети фиксировали свои наблюдения.

Слайд 16

Вывод: - Дети научились сажать лук и ухаживать за ним. - П ознакомились с условиями, необходимыми для его роста. Дошкольники узнали о пользе лука и его свойствах.

Слайд 17

Опыт : узнай на вкус (разные продукты с выраженным вкусом: лимон, яблоко, лук, соленый огурец) Лимон - кислый на вкус Лук - горький на вкус. Яблоко – сладкое на вкус.

Слайд 18

Выращиваем и рассматриваем плесень Кусок хлеба был помещен в благоприятные для размножения плесени условия: в теплое и влажное место, полиэтиленовый пакет. Уже через 10 дней на нем выросло целое семейство плесневых грибов.

Слайд 19

Рассматриваем снег Цель опыта: выяснить имеется ли в образцах снега мусор, песок. Задачи: Сравнить образцы взятые в разных местах на территории детского сада, определить, в каком из образцов грязи больше, объяснить почему. Вывод: снег более загрязнен в местах с большей проходимостью людей.

Слайд 20

Опыт: прорастание из луковицы. В поддоне цветочного горшка выложили слой из мелких камней. Это позволит воде вытекать из горшка, и луковица не набухнет от сырости. Наполнили цветочный горшок землей для комнатных растений. В центр посадили луковицу

Слайд 21

Поливать растение 1 раз в 2-3 дня, проверяя влажность земли визуально и с помощью пальца.

Слайд 22

Процесс фотосинтеза. День первый. Начало опыта. Илья закрывает часть листа плотной бумагой. Через три недели. Участок закрытый бумагой стал бледным, так как не хватало солнечного света. Хлорофилл начал принимать другой окрас . Вывод : хлорофилл необходим растениям для жизнедеятельности, он поглощает солнечную энергию.

Слайд 23

Этот опыт позволяет увидеть как вода поднимается по стеблю растения. Два прозрачных сосуда наполнили водой окрашенных пищевыми красителями. В каждый сосуд поставили по белой гвоздике. Через 3часа. По мере поступления воды по стеблю к цветку он стал приобретать определенный цвет. Цветок, стебель которого находился в обоих сосудах начал приобретать сине- красный цвет. На следующее утро цветы приобрели интенсивную окраску.

Слайд 24

Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям: умение постановки проблемы воспитанниками; грамотное формулирование вопросов; выбор способов исследования; умение описывать наблюдения во время опытной деятельности; наличие мыслительных умений ( анализирование , сравнивание, обобщение, систематизация); степень самостоятельности в проведении эксперимента; способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов; умение фиксировать результаты экспериментирования . О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента. Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, апреле). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции .

Слайд 25

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...