Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Марута Светлана Николаевна

 

Тема: «Удивительные свойства магнита»

 

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s.n._maruta.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…), игры с магнитными буквами у доски, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

  • проблемное общение;
  • экспериментирование;
  • интригующее начало;
  • информационно-рецептивный (совместная деятельность педагога и ребенка);
  • использование ИКТ (ноутбук, проектор);
  • эффект удивления;

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Действие происходит в группе, оборудованной под лабораторию. На столе стоит сундучок, рядом с которым лежит письмо.

- Уважаемые младшие сотрудники, сегодня к нам в лабораторию пришли гости, чтобы посмотреть, чем занимаются наши лаборанты, чем мы тут занимаемся.

Давайте с ними поздороваемся!

Дети здороваются

Воспитатель: Вы помните, кто такие лаборанты (ученые, которые ставят разные опыты и эксперименты в специальных  лабораториях).

Воспитатель:  Присаживайтесь, дети. Посмотрите, что я нашла.

(воспитатель берет сундук, но открыть не может) .

Давайте откроем конверт, я думаю, в нем будет подсказка.

В конверте компакт диск, на котором записано видео послание. Воспитатель вместе с детьми просматривает запись на диске.

Видеопослание:

«Привет ребята. Я профессор Почемучкин. Я самый любопытный и любознательный ученый в мире. Очень хотел сделать вам подарочек вот он в этом сундучке. Но не все так просто, сундук можно открывать только самым умным и находчивым детям. Вам нужно найти ключ и открыть замок, а помогут вам волшебные свойства магнита. Удачи вам ребята!»

Воспитатель: вот это задачку нам подкинул профессор Почемучкин. Вы знаете что такое магнит(ответы детей) Где вы его видели, где используют магнит(ответы детей)

Для того, чтобы узнать какие такие секреты хранит магнит, нам нужно провести опыты, как настоящие ученые. Опыты проводят в лаборатории, но чтобы начать работу, нам нужно повторить правила безопасности.

(дети вспоминают правила безопасности)

1. При проведении опытов нужно надевать защитную одежду.

2. Нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества.

3. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

4. Каждую вещь нужно класть на место.

5. Работать нужно дружно.

Дети надевают фартуки.

Воспитатель: ребята , посмотрите на предмет, который мы будем сегодня исследовать.

-Вы знаете, что это за предмет?

Ответы детей

(Это магнит.)

- А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

- Правильно!

- А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей

(Нет! Да!)

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)


В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались,из чего была эта гора, как она называлась?

Ответы детей

(Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем.

Чтобы узнать о волшебных свойствах магнита, нам нужно познакомиться с ним поближе.

Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

Опытно-экспериментальная часть

- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

Ответы детей

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

-Возьмите в руки по магниту.

Дети берут в руки по кусочку магнита. (Исследуют внешние показатели.)

(Магнит это тяжелый камень, поверхность его холодная, гладкая….)

- Правильно ребята ,а ещё здесь  лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Опыт № 1

- У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и проведите им над предметами. Разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синюю. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

-Какие предметы не притянул магнит?

Ответы детей

(Пуговицы, ленточки , деревянные брусочки и т.п.)

- Из чего они сделаны? (Из дерева, бумаги , пластика и т.д.)

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из металла, железа)

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? 

Ответы детей

(Потому что они металлические, железные)

- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит.

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2

-Ребята, магниты бывают и большие и маленькие. Как вы думаете, у них одинаковая сила притяжения?

Давайте это проверим опытным путем.

Нам понадобитсямагнит большой и маленький, скрепки.

Дети делятся на две команды и прикладывают к магниту скрепки, чтобы получилась цепочка

Сколько скрепок притянул маленький магнит? Сколько скрепок притянул большой магнит? Какой магнит сильнее?

Вывод: большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Чем больше магнит - тем сильнее его магнитная сила.

- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам.

Опыт № 3

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей

(Да! Нет!)

- Хорошо. Давайте проверим.

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы?

- На старт, внимание, марш!

- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. 

- Отчего так происходит? 

Ответы детей

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей

(Да! Нет!)

- Давайте проверим.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

Ответы детей

(Да! Нет!)

- Тогда давайте проверим.

- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим?

Ответы детей

(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

- Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Ответы детей

(Да!)

- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.

- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы примагничиваются через воду…)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Вода и стекло не мешают действию магнита. Магниты действуют на металлические предметы, даже если они разделены с ним водой и стеклом.

    Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду и стекло. 

-Ребята, а вы знаете, как люди в своей жизни используют, и где применяют магниты?

Выслушать ответы детей, показать слайды, где на практике применяют магниты.

Воспитатель: мы так увлеклись изучением свойств магнита, что забыли о нашем сундучке, который нам подарил профессор Почемучкин. Нам нужно найти ключ. Помните, что говорил профессор: «Нам нужен магнит».

(Воспитатель обращает внимание на «пруд» (прозрачную ёмкость с водой) и изображение черепахи Тортиллы)

-Посмотрите этот водоём, а в нем подсказка. Кто же хозяйка этого пруда?

(Черепаха Тортилла.)

-А из какой сказки эта героиня?

(Приключения Буратино)

-А где же Буратино нашёл заветный ключик?

(На дне старинного пруда)

-Может и мы поступим также? Используя волшебные свойства магнита, найдём ключ от сундучка, а заодно и поможем черепахе – очистим пруд,в котором она живёт вот уж триста лет от разного мусора.

Дети по очереди опускают магнит в воду, разглядывают примагниченные металлические предметы, находят среди них ключ, отдают воспитателю.

Итог опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель: вот мы с вами нашли ключ. Но прежде чем я открою этот сундучок, давайте повторим все, что мы с вами сегодня узнали о волшебной силе магнита.

1.Какие предметы притягивает магнит? (Магнит притягивает только металлические предметы).

2. Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит).

3.Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду. Чем больше магнит, тем больше его магнитная сила).

 4. Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты).

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает.

Воспитатель: молодцы ребята! (открывает сундук, а в нем магнитные закладки для будущих первоклассников или магниты - сувениры). Мы справились с заданием.

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Прощаются!

Приложение: физминутка.

Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительные свойство магнита».

Цель: выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.Задачи:Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Цель:Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.Задачи:- Дать представления...