Публикация: "Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы".
статья (старшая группа)

Костыгина Любовь Евгеньевна

Публикация: "Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostygina_l.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Костыгина Л.Е.

Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы

Учитель - логопед, МКДОУ д\с № 20, г. Еманжелинск Челябинская область

 Все знают, что одним из важных этапов в жизни человека является его поступление в школу. Для формирования у будущих первоклассников навыков чтения и письма необходимо формировать у них фонетико – фонематическую компетенцию. Фонетика изучает: речевой звук, артикуляцию, гласные, согласные, ударение, слог. Фонем изучает: дифференциальные признаки согласных (твёрдый – мягкий, глухой – звонкий). Следовательно, фонетико – фонематическая компетенция – это: - развитый фонематический слух; - навыки звукового анализа и синтеза; - умение правильно делить слова на слоги; - правильное звукопроизношение. С каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией и сопутствующими неречевыми отклонениями в развитии. В логопедический пункт дети зачисляются со старшей группы. В этом возрасте дети могут различать неречевые звуки, слова со звуками, не смешиваемые в произношении (мишка – мышка, бочка – почка, уточка – удочка). Но определять наличие звука в слове, местоположение звуков в словах, звуковой анализ и синтез у детей вызывают трудности. Сложность вызывает также дифференциация (различение) твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных. Эти факты подтверждают важность и актуальность формирования фонетико – фонематической компетентности. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, поэтому в работе по формированию у детей фонетико – фонематической компетентности мы применяем дидактические игры: - на развитие умения определять наличие звука в слове; - на развитие умения определять местоположения звука в слове; - на развитие звукового анализа. При работе с детьми по коррекции произношения свистящих звуков [с] – [с`], [з] – [ з`] используем куклу для девочек. Кукла Свистелочка умеет свистеть твёрдо [с], мягко [с`]. Поэтому у неё зелёно – синее платье. Задание для девочек - Подарить подарки Свистелочке: в синий кармашек – картинки, в названии которых звук [с], в зелёный кармашек – картинки, в названии которых [с]. - Собрать бусы для Свистелочки: на каждую бусинку придумать слово со звуками [с] - [c`], получатся бусы зелёно – синего цвета. При работе по формированию произношения звуков [з] - [з`] на занятие приходит кукла Звенелочка. Она, так же как и Свистелочка, звенит твёрдо [з], мягко [з`]. Проводим аналогичные игры с куклой, но речевой материал подбираем с соответствующими звуками. В работе по коррекции произношения шипящих звуков [ш] – [ж] присутствуют куклы Шипелочка и Жужалочка, которые шипят и жужжат только твёрдо, поэтому у них синие платья. Девочки дарят куклам картинки со звуками [ш] –[ж], собирают бусы с этими звуками. Игра для мальчиков «Собери нужный груз» Для мальчиков используем машины синего зелёного цвета. На синей машине провезти картинки, в названии которых есть твёрдый звук [с] или [з], на зелёной – картинки, в названии которых есть мягкий звук [с] [ з`].

 Интересно детям работать с квадратом Воскобовича. Используем синий и зелёный цвета. Задания на дифференциацию твёрдых – мягких звуков. Называются слова, например, со звуками [р] –[р`]. Если в слове слышится твёрдый [р], дети показывают квадрат синего цвета, если мягкий – то зелёного цвета. Увлечённо дети работают с палочками Кюизенера. Например, составить из палочек фигурку, в названии которой есть изучаемый звук. Одновременно закрепляются понятия о геометрических фигурах, развивается мелкая моторика. - Игра «Разведчики – разведчицы» Предлагаются картинки в зависимости от темы, дети должны «разведать», как слышится звук в данном слове, твёрдо или мягко. Прищепками соответствующего цвета дети делают отметку (например в слове яблоко звук [л] слышится твёрдо, значит, используется синяя прищепка; в слове лист звук [л] мягкий – значит, зелёная прищепка). - Игра «Цепочка» Используются круги зелёного синего цвета. Зелёные круги вырезаны из поролона, синие – из картона. Называются слова со звуками [с] –[с`], например, сито, сыр, сено, сок. Дети берут кружок соответствующего цвета, в итоге получается цепочка. Игра «Рыбалка» Ребёнку даётся деревянная удочка с магнитом, на стол кладётся водоём. В водоёме деревянные фигурки, тоже с магнитиками. Ищем звук Р в начале слова, в середине и в конце. Например, звук Р вначале слова, ловим фигурку РАК, в середине слова ловим фигурку КРАБ, и т.д. У многих детей с нарушением звукопроизношения отмечается и нарушение зрительного восприятия. Для профилактики дисграфических ошибок на письме используем игру «Собери букву»: из данных элементов нужно сложить букву (например, буква Ч, Щ – из поролона, так как звуки Ч – Щ всегда мягкие, буква Ш – из картона, так как звук Ш всегда твёрдый). Детям очень нравится играть в игру «Звуковые шары». Детям дается установка:  - Слово с твёрдым назови – синий шарик отпусти.  - Слово с мягким назови, зелёный шарик отпусти. При формировании понятий «звонкий – глухой» играем в игру «Колокольчик – ёжик»: колокольчик звенит звонко, ёжик фырчит тио. Так, при прослушивании слов со звуками [с] – [з] (зуб, сын, зонт, сок, суп) появляется цепочка из фигурок. В кабинете оформлен дидактический игровой центр. В него входят: - «Звуковой домик»: на первом этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится внизу – это свистящие, на втором этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится наверху – это шипящие, соноры. У ребёнка формируется представление об артикуляции. - «Подбери картинки для пчёлки»: ребёнок подбирает картинки, в названии которых есть звук Ж. - «Подбери друзей стрекозе»: в слове стрекоза три слога, поэтому слова должны быть с тремя слогами. Итогом использования данных игровых приёмов является умение детей давать характеристику звуку (звук Ж: губы «бубликом», язык находится наверху, ветерок тёплый – звук твёрдый, звонкий). Подобные игры вызывают у детей интерес к занятиям, способствует развитию самостоятельности, развивают фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза, а это главное условие для успешного овладения чтением и письма в школе.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Литература:

1.Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: Каро, 2002.

2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2007.

3.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов. М.: Гном и Д, 2001.

5.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2009.

СОВУШКА   2018. № 4(14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»

Занятие педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность....

Социализация старших дошкольников через использование приёмов социоигровой технологии.

Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне связана с кардинальными переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознан...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...

Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"

Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников....

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....