Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»
статья
Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»
Пучкова Наталья Викторовна,
воспитатель,
Утина Наталья Павловна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №35» г. Саров,
Нижегородская область
«Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия» усыпан путь в любой карьере».
А.П. Чехов.
Дошкольный возраст является сензитивным для речевого развития ребенка. В этот возрастной период наблюдается интенсивное развитие всех сторон речи: активного и пассивного словаря, звуковой и интонационной культурой речи, грамматического строя речи, связной речи. Ребенок к концу дошкольного возраста овладевает речью как средством общения и культуры.
Согласно ФГОС ДО в дошкольном возрасте необходимо развивать речь ребенка по всем основным компонентам речевого развития: обогащать активный словарь ребенка; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; познакомить ребенка с книжной культурой, детской литературой; научить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; формировать у ребенка звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Одним из важных показателей уровня развития интеллектуальных способностей ребенка является высокий уровень его речевого развития, способность строить связное и развернутое высказывание, то есть развитие связной речи: речи логичной, содержательной. Для того, чтобы ребенку связно рассказать о чем-либо, ему необходимо четко представить себе предмет, событие рассказа, проанализировать основные свойства и качества предметов, а так же установить различные взаимоотношения между событиями и явлениями.
Благодаря высокому уровню развития связной речи ребенок может развернуто отвечать на поставленные вопросы, логично излагать свои суждения, аргументировано делать умозаключения, последовательно воспроизводить произведения художественной литературы, составлять творческие рассказы.
Традиционно развитие речи в дошкольных образовательных учреждениях реализуется с помощью таких методов и приемов, как рассматривание картины, составление рассказа по картине, составление описательного рассказа по игрушке, пересказ художественного произведения, словесные дидактические игры, речевые упражнения и другие.
Современные дети уже не мечтают быть моряками, пожарными, учителями, как это было совсем недавно. Зато все чаще от ребенка можно услышать: «Я буду блогером». Загадочная даже для многих взрослых профессия вызывает у родителей недоумение. Между тем, детский блогинг (видеоблогинг) в последнее время пользуется огромной популярностью. Быть блогером сейчас очень модно. Дети-блогеры рассуждают на камеру, показывают места, где гуляют, учатся, занимаются спортом или просто проводят время.
Однако, время не стоит на месте, меняются стандарты и требования к образованию. Кроме традиционных форм в развитии детей, мы постоянно ищем новые пути, стараемся шагать в ногу со временем. В соответствии с ФГОС ДО связная речь, творчество, познание, саморазвитие – главные составляющие в вопросах развития дошкольника, в том числе речевого.
Поэтому считаем эффективным применение приёма «детского блогерства» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, который усилит речевую мотивацию к созданию условий для построения детьми самостоятельных высказываний и рассуждений.
Прием блогерства позволит решать многие педагогические задачи, касающиеся развития связной речи и формирования коммуникативных умений.
Блогерство способствует:
- умению строить монолог и диалог, а также развивает культуру общения и речи;
- умению связно повествовать (описательный и последовательный рассказ), пользоваться различными типами предложений;
- развитию личностных качеств детей (преодоление скованности, стеснительности, утверждение самостоятельности, целеустремленности);
- устраняет избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время нее, а также аграматичное использование слов в структуре связного высказывания.
Давайте сначала разберемся, что же такое блог и кто такой блогер.
Блог – веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. То есть, иными словами это один из способов набрать аудиторию и поделиться своими знаниями, мнением или какими-то событиями, происходящими в жизни.
Блогер - это любой человек, ведущий свой собственный дневник в электронном виде, который он сам и администрирует.
Блог, как речевой жанр интернет-коммуникации, в настоящее время развивается достаточно активно. Сейчас блог используется повсеместно (например, мы можем его постоянно видеть на платформе YouTube, Facebook, Instagram и др. ).
Однако, этот приём совершенно не изучен. Поэтому мы решили глубоко изучить данный прием и активно внедрить его в работу с детьми по развитию у них связной речи.
Была определена цель и поставлены задачи:
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи в процессе составления собственных блогов.
Задачи:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Учить проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах речевой деятельности.
- Развивать способность устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми в условиях совместной деятельности;
- Учить детей договариваться, учитывать интересы и чувства других,
- Владеть опытом публичного выступления, диалога, составления рассказа на основе модели или схемы-алгоритма.
- Формировать начальные представления о профессиональных журналистских (блогерских) качествах и навыках.
Свою работу разбили на этапы:
На 1 этапе - информационном, мы познакомили детей с тем, «Кто такие блогеры? Что такое блог? Лайк?», Рассказали о том, что в сети интернет можно завести интернет-журнал, который называется блог. Люди, которые ведут блоги, размещают информацию в этом журнале и называются блогерами. Зрители, посмотревшие блог, могут оценить его, поставив «лайк», написать комментарий. Познакомили детей с профессиями, связанными с блогерством (журналист, репортёр и т.д.).
Подробно рассказали детям о том, что «блогер» должен иметь красивую, правильную речь, а для этого необходимо выполнять различные речевые гимнастики (артикуляционную, дыхательную).
Далее, познакомили детей с понятиями «дикция», «темп речи», «тембр голоса», со способами и манерой подачи информации в кадре (артикуляцией, мимикой, жестикуляцией и др.), с приемом «интервьюирования».
Пополнили представления детей о тематике выступлений в блоге, с моментами, которые привлекают внимание зрителей.
Таким образом, активный словарь детей пополнился новыми терминами: «блог», «блогер», «блогерство», «лайк», «видеоролик», «комментарии», «интервью» др.
На 2этапе-внедренческом, мы стали учиться составлять с детьми короткие рассказы, опираясь на разработанный нами шаблон. Необходимым условием была - длительность сюжета, для детей-дошкольников, около 2-х минут, чтобы не потерять нить повествования, т.к. дети быстро уставали. Для того, что научить детей правильно вести свое повествование нами была разработана схема-алгоритм ведения блога.
Пример:
Приветствие аудитории | Представление себя (небольшой рассказ о себе) | Тема (проблема или новость, которой хочется поделиться с другими) | Тема следующей встречи | Прощание |
ВАРИАНТЫ | ||||
Здравствуйте! Добрый день (утро, вечер)! Всем привет! Привет! Хеллоу! | Меня зовут… С вами снова… Я рада встречи с вами… И с вами снова я… Мне столько - то лет.. Я увлекаюсь… Меня интересует… | Сегодня я расскажу вам… Для вас у меня интересная новость… А вы слышали… Вам это может быть интересно… | На следующей встрече я расскажу вам о …. Вам будет интересно узнать… | До свиданья! До скорой всречи! Всем пока! Пока! Скоро увидимся! |
Далее мы стали записывать рассказы детей на видео. И сразу же столкнулись с трудностями: дети не сразу пошли на контакт: стеснялись говорить в камеру, были неуверенны в вопросах и ответах, переживали.
Для снятия эмоционального напряжения использовали пособие «Телевизор», где дети в игровой форме выполняли роль «диктора», вещая с экрана какую-либо информацию.
Отснятый ролик, монтировали педагоги или родители, выкладывая пока в закрытой группе в Viber.
Также в помощь «юным блогерам» были разработали образцы – подсказки для первых «блогов», опираясь на которые ребенок чувствовал уверенность в своих силах и мог составить короткий рассказ-повествование (приветствие - тема рассказа - какой праздник - какие игры - какие хороводы - что ты делал на празднике -прощание).
Пример:
Образец: Здравствуйте, сегодня с вами ваша знакомая Аня Забелина. Сегодня мы поговорим о «Народном празднике, масленица». Это шумный, веселый, озорной праздник. На этом празднике можно услышать звуки гармошки, бубна, балалайки. Все люди веселятся, водят хороводы, катаются на каруселях, наряжаются в русские народные костюмы, поют забавные песни, угощаются блинами и пирогами. Я на этом празднике участвовала в очень веселом аттракционе «Кто больше съест блинов». Мне удалось съесть всего три блина. А победил дедушка, который скушал целых 7 блинов!!! Всем весело и радостно, что зима заканчивается и наступает весна. Я, надеюсь, что вам понравился мой рассказ. До скорой встречи!
Образцом служили также опорные схемы для составления небольших рассказов о насекомых, животных, каком-либо предмете и т.д.
Пример:
Отмечаем, что очень помогло нам внедрение технологии эффективной социализации, автор Н.П. Гришаева. Так используя технологию «Ситуация месяца», ребята нашей группы активно освещали события по темам «Я - член коллектива», «Я – Россиянин», « Я – часть мироздания» и др., используя «прием блогерства», рассказывали ребятам из других групп, какие интересные и значимые мероприятия происходят в жизни детского сада.
Также очень активно использовали приём - упражнение, где дети в игровой ситуации тренировались в умении задавать вопросы и отвечать на них через «интервьюирование».
Пример:
Игровая ситуация «Интервью». Расскажи о своей группе.
- Разрешите представиться. Я корреспондент детского журнала «Колобок», Хименес Родригес Айлин.
- Я хотела бы взять у вас интервью на тему «Мой детский сад и моя группа», вы не возражаете?
- Представьтесь, пожалуйста!
- Меня зовут, Молькова Арина, мне 6 лет. Я посещаю «Детский сад №35» группу №3.
- Нравится ли тебе ходить в детский сад?
- ….(ответ Арины)
- Как ты относишься к ребятам своей группы?
- …(ответ Арины)
- С кем ты больше всего дружишь в группе?
- …(ответ Арины)
- Расскажи про своего друга.
- ….(ответ Арины)
- Как ты считаешь, нужно ли детям посещать детский сад?
- ….(ответ Арины)
- Большое спасибо! Твой рассказ замечательный. Я думаю, наши читатели с удовольствием посмотрят твое интервью!
На данном этапе стали активно привлекать родителей, (законных представителей воспитанников), к данной теме. Организовали для них круглый стол «Ваш ребенок мечтает стать блогером!», где познакомили родителей с «детским блогерством», показали наработки, которые были сделаны (видео, аудио выступления детей).
Родители поддержали начатую работу, предложили вести детский журнал, в котором будут освещаться все важные и значимые моменты из жизни группы и детского сада. Мамы и папы, которые хорошо владели современными айти – технологиями, стали нашими активными помощниками. С помощью родителей, была создана закрытая группа, куда выкладывались самые интересные события из жизни группы и детского сада. Отснятые видео-материалы монтировали в один ролик. Для этого использовали различные приложения. Одно из них – movavi Video Suite 12, которое можно скачать на сайте www.movavi.com. В этой программе можно работать с видео, аудио-файлами, а также с фотографиями. Интерфейс программы прост и доступен каждому.
(скан переписки)???.
На третьем, заключительном этапе, дети стали активными «блогерами», еженедельно освящая интересные детские события, и размещая данный материал в своем детском журнале «Колобок». Самыми интересными и значимыми событиями стали блоги детей Арины М., Ани З., Кирилла Ф., ???
Таким образом, при проведении мониторинга можно отметить, положительную динамику в развитии связной речи дошкольников.
начальный этап | заключительный этап |
дети испытывают затруднения: -четко и последовательно выражать словами свои мысли; -вести непринужденную беседу; -последовательно рассказывать о каком-либо событии, и составлять рассказ по игрушке, картине и т.д. - правильно задавать вопросы и давать на них развернутые ответы; -сниматься на камеру. | -дети научились: -составлять небольшой рассказ, используя алгоритм; -самостоятельно вести монолог и диалог; -задавать вопросы и давать на них ответы; -с помощью взрослого вести собственный блог, выкладывать данный видеоматериал в закрытый группе; -не стесняться камеры; -подбирать интересный материал для собственного детского журнала. |
Подводя итог, можно отметить, что «детское блогерство», как новый вид деятельности, вызывает у дошкольников большой интерес, а также способствует:
- развитию всех сторон связной речи;
- преодолению психологических барьеров (замкнутости, стеснительности);
- умению коммуницировать со взрослыми и сверстниками;
- повышению своего познавательного интереса;
- активному внедрению в образовательный процесс современных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»
Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...
Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....
Опыт работы "«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА«ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»
Опыт работы по данной теме...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....