"Методическая разработка по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ермакова (Смыжева) Наталья Владимировна

Проект "Светофор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №70 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Методическая разработка по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Составитель:

Воспитатель

ГБДОУ №70

Ермакова Н.В

Санкт – Петербург

2018 год

Проект «Светофор».

1 этап  «Зелёный» - навстречу новым знаниям.

Цель: постановка общей проблемы; обогащение представлений родителей по проблеме подготовки детей к школьному обучению.

Содержание:

- уточнение и обогащение представлений родителей о психическом и физическом развитии детей 6-7 лет; особенностях детей данного возраста;

- информировать родителей об уровнях готовности к школьному обучению (понятие « готовность», «школьная зрелость»;

- познакомить родителей с методами и приёмами подготовки детей к школе;

-  развитие у родителей интереса к проблеме, формирование понимания значения педагогической работы по подготовки детей к школе.

Данное содержание реализовалось в следующих методах и приёмах:

l.Родительское собрание (информационно – аналитическая и познавательная форма работы).

Цель: повышение компетентности родителей по проблеме подготовке старших дошкольников к школе; развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребёнка.

Содержание:

1.Иформационное сообщение методиста на тему «Предшкольное образование. Современные подходы по этой проблеме».

Методические рекомендации: в своём выступлении методист делает акцент на обязательное предшкольное образование (портрет выпускника детского сада на основе ФГТ), которое происходит в ДОУ при совместном сотрудничестве с родителями ребёнка, не забывая о том, что ведущий вид деятельности дошкольника – это игра.

2.Выступление психолога по проблеме  психологической готовности ребёнка к школе ( особенностях детей 6-7 лет).

Методические рекомендации: «…диагностика психологической готовности к школе должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики нежелательного психического развития ребёнка».

«Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребёнка учебной мотивации, позволяющей ему включаться в учебный процесс».

3.Выступление приглашённого  родителя  первоклассника, который посещал эту группу в предыдущем году на тему «В школу с 6 лет, да или нет?».

Рекомендации (из опыта Кротовой Ирины, мамы Кротовой Снежаны):

«Уважаемые, родители! Моя дочь пошла в школу с  6,5 лет.  Мне казалось, что ей будет легко и интересно учиться. Но, уже через две недели школьного обучения, мы устали все! Ей не интересно делать уроки, она всё время хочет играть, просится на улицу. Не скрою, что были мысли вернуться обратно в эту группу».

4.Сообщение воспитателя о содержании работы по подготовке детей к школе и формах взаимодействия с родителями по этому вопросу.

Методические рекомендации: воспитатель знакомит родителей с методами и приёмами, используемыми в подготовке детей к школе. Так же предлагается переписка между родителями и педагогами «Вопросик – ответик» (индивидуальная форма работы).

Содержание переписки:  педагог вкладывает в конверт задание для ребёнка, которое необходимо выполнить вместе с родителями. Задание составляется с учётом индивидуальных способностей ребёнка  и направлено на развитие того или иного психического процесса.  Так же воспитатель может написать рекомендации родителям. Когда задание выполняется, ребёнок приносит конверт педагогу. Родители могут написать пожелания или задать вопросы в письменной форме и тоже вкладывать в конверт (для родителей групп В и Г).

5.Высказывание мнений, опыта, предложений родителями по проблеме подготовки детей к школе.

ll.Диспут «Подготовительные курсы и их необходимость для детей, посещающих ДОУ».

Содержание:- информационное сообщение воспитателя о ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Методические рекомендации: если ребёнок не умеет играть, у него хуже развиты сознание, самосознание и так называемая произвольность – способность владеть собой. Подготовка  к школе заключается не в том, чтобы научить детей писать и читать, а в развитии активности, воображения, любознательности. Ребёнок должен наиграться, тогда в 6 лет он захочет учиться».

- выступление учителя школы №360 (обучение детей дошкольного возраста на базе ДОУ);

- выступление психолога об эффективных методах и приёмах психического развития детей (по данным констатирующего эксперимента);

- высказывание мнений родителями по проблеме.

В продолжении и закреплении работы по проблеме подготовке детей к школе, воспитатель вывешивает информацию в родительский уголок на тему: «Мой ребёнок будущий первоклассник».

Содержание:

- особенности развития ребёнка 6-7 лет, портрет будущего первоклассника;

- советы родителям будущих первоклассников (нагрузка для дошкольника, трудности в адаптации ребёнка к школе);

- информация о школах районах.

- рубрика «Доктор Айболит»: осмотр специалистами, необходимыми для оформления медицинской карты ребёнка. График работы специалистов и медицинской комиссии.

- список литературы по проблеме школьной готовности («Библиотечка для родителей»).

Методические рекомендации: на каждую книгу пишется небольшая рецензия либо воспитателем, либо психологом, либо родителем. Родители могут взять книгу домой на определённый срок.

- список детской литературы, в который включены произведения о школе.

Так же педагогом выкладывается картотека игр для физического и психического развития детей.

Методические рекомендации:  родитель выбирает любую игру, знакомит с её правилами и содержанием своего ребёнка, который  впоследствии познакомит с этой игрой всех детей группы. Родители могут взять карточку домой, могут ознакомиться с её содержанием в ожидании ребёнка.

К концу 1 этапа у родителей будут сформированы представления об особенностях детей старшего дошкольного возраста; об основных трудностях, возникающих в процессе адаптации первоклассников. Родители будут более чётко  понимать роль семьи в подготовке ребенка к школе, и роль взаимодействия с педагогами по этой проблеме. У родителей возникнет интерес и понимание необходимости педагогической работы в процессе подготовки детей к школе.

Реализация данного этапа планируется на сентябрь, октябрь, ноябрь 2011года.

2 этап «Жёлтый» - почти  готовы.

Цель: осуществление подготовки к школе в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Обоснование этапа: учитывая выявленный в ходе констатирующего эксперимента  характер взаимодействия между педагогом и родителями , на данном этапе осуществляется его изменение.  На протяжении всего этапа родители и дети участвуют в разработке проекта «Первоклашка или Волшебный портфель» ( сбор информации о школе, школьном обучении, принадлежностях, правилах поведении в школе).

Содержание для родителей:

- преодоление негативных проявлений, затруднений в процессе общения, создание благоприятной атмосферы;

-  активизация делового общения между педагогами и родителями;

- повышение педагогических умений родителей в области обучения  и развития будущих первоклассников (выбор средств подготовки к школе: книги, прописи, игры.);

- формирование более адекватных представлений о развитии психических процессов у детей; формирование  умений их развивать ( с опорой на данные констатирующего эксперимента: памяти, внимания, познавательной мотивации);

- формирование желания, стремления принимать участие в педагогическом процессе подготовки к школе , овладение некоторыми педагогическими умениями (общаться с будущими первоклассниками).

Содержание для детей:

- уточнение и обогащение представлений о школе; формирование положительного эмоционального настроя на процесс школьного обучения; развитие позиции  будущего первоклассника; снижение страхов перед школьным обучением; умение ставить цели; стремиться к изучению нового.

Содержание проекта реализовалось  в следующих методах и приёмах, которые учитывали специфику проекта «Первоклашка или Волшебный портфель» и подразумевало объединение родителей и детей в его осуществлении.

Педагогом обыгрывается следующая ситуация: чтобы в конце учебного года узнать, кто же сможет пойти учиться в школу и называться первоклассником, следует заполнить вот этот волшебный портфель необходимыми вещами. Это могут быть интересные книги, поделки, задания, рисунки, фотографии. Всё это мы будем вклеивать в альбом, который будет у каждого из вас. Когда альбомы заполнятся, мы сложим их в волшебный портфель и пригласим учителя, который и определит, кто может идти в школу, а кому ещё рано.   Дальнейшие формы работы мотивируются данным сюжетом: дети собирают информацию, связанную со школой и школьной жизнью, которая вклеивается в альбом. Родителям тоже  сообщают о предстоящем проекте, предлагают принять в нем участие (участие на экскурсиях, сбор  интересных предметов,  оформление выставки, альбома). Задания из конвертов «Вопросик – ответик» тоже вклеивается в альбом ребёнка.

1. Мероприятия, способствующие созданию благоприятной атмосферы в группе:

- составление «портрета» воспитателя (задание в конвертах – переписках);

- упражнения,  способствующие пониманию общности  целей  родителей и педагогов    - совместное  составление «портрета моего ребенка - будущего первоклассника». На листе бумаги педагог пишет качества и особенности какого-либо ребёнка, а затем это сравнивается с тем, что предпочёл написать родитель.

2. Беседа с детьми о школе: зачем учиться, какие предметы они будут изучать, организация жизни первоклассников (уроки, перемены, каникулы, оценки, домашние задания и т.п.). Материалы: иллюстрации, журналы и книги о школе.

Методические рекомендации : вместе с родителями просмотреть  мультфильм на выбор : «Буратино», «Чебурашка идёт в школу», «Козлёнок, который умел считать до десяти», «Слонёнок пошёл учиться» и нарисовать рисунок к нему.

3.Просмотр школьного каталога вместе с детьми: школьные принадлежности, школьная мода, фотографии учеников и учителей.

Методические рекомендации: вместе с родителями вклеить в альбом картинку со школьной тематикой. Чтение  и обсуждение произведений о школе (например, А.Алексин «В стране вечных каникул»).

 4.Организация работы родительского комитета по подготовке детей к школе: приобретение прописей для детей, развивающих тетрадей, книг на школьную тематику, ластиков, простых карандашей и пеналов (рекомендации педагога).

Методические рекомендации : организация в группе школьного базара для детей.

5.Организация выставки «Школьная жизнь моих родителей». Материалы: школьные  фотографии родителей детей. Обращаем на внешний вид учеников: форму, опрятную причёску, бантики у девочек.

Методические рекомендации: проведение  конкурса «Причёска для школьника».

6.Организация сюжетно - ролевых игр «Школа» (самостоятельный выбор детьми роли в игре; подбор атрибутов).

Методические рекомендации: вместе с родителями подобрать атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Школа» для оснащения предметно – развивающей среды группы.

6.Посещение родителями открытых занятий.

- развитие мелкой моторики руки (лепка, работа в прописях);

- экспериментирование «Развитие речи в процессе работы с мнемотаблицами»;

- логико – математическое развитие дошкольников.

7.Экскурсии детей в школу вместе с родителями и воспитателем.

1экскурсия «Территория школы №360» (адрес школы, спортивный стадион, игровая площадка для детей группы продленного дня).

Результат: фотография школы в альбоме, сделанная вместе с родителями.

2экскурсия: «Здравствуй, школа» (обзорная экскурсия по школе: фойе, гардероб, столовая, спортивный и актовый зал, кабинет информатики). Смешной случай из школьной жизни родителей.

Методические рекомендации : рисунок школы в альбоме.

3экскурсия: «Встреча с первоклассниками». Дошкольники приходят в гости к первоклассникам, которые рассказывают им о школе, о предметах, об интересных и смешных случаях.  Демонстрируются учебники, тетради, дневник с оценками, школьные принадлежности. Первоклассники знакомят детей со своей учительницей. Дети рассматривают уголок творчества школьников.

Результат: первоклассники дарят детям закладки и ручки.

8.Организация совместного досуга по результатам проекта «Первоклашка или Волшебный портфель».

Предварительная работа: знакомство родителей  с учителем начальных классов школы №360.

Консультация для родителей «Чему и как учить ребёнка до школы».

Содержание: педагог рассказывает родителям о преемственности детского сада и школы. «..с ребёнком необходимо работать постоянно, не нужно ждать особого момента. Но это не должно быть натаскиванием, дрессировкой».

Досуг «Первоклашка или Волшебный портфель» (приложение).

Содержание:

- знакомство детей с учителем;

- ситуация познавательного характера «Что лежит в Волшебном портфеле?»;

- игры и конкурсы;

- «посвящение» в будущие ученики;

- фотосессия на память.

  К концу второго этапа произойдут положительные изменения в характере взаимодействия педагогов и родителей; появится  желание объединять усилия для решения проблемы подготовки детей к школе. Выполняя задания педагога и психолога, родители будут более грамотно подходить к вопросу  в выборе игр и упражнений на развитие психического и физического развития детей. Больше внимания будет уделяться воспитанию качеств, необходимых будущему первокласснику, способствующих развитию мотивационной готовности. У детей повысится эмоциональный настрой, стремление узнать новое через выполнение определённых задач.

3 этап «Красный» - стоим на месте.

Цель: дифференцированная работа с семьями в процессе подготовки детей к школе.

Обоснование этапа: на протяжении всего этапа будет реализовываться педагогическое сопровождение родителей, дети, которых имеют трудности в процессе подготовки к школе. Предполагается  коррекционная работа  по индивидуальным маршрутам.

Содержание для детей:

- продолжение психического и физического  развития старших дошкольников и познавательной активности;

-  формирование интереса к школьному обучению  на интересе к освоению нового содержания.

Содержание для родителей: включение в процесс  формирования психической и физической готовности у детей.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приёмах.

1.Просмотр видео ролика «Мой ребёнок на занятии».

Результат: выявление проблем в процессе подготовки к школе: ребёнок неусидчив, постоянно отвлекается, не проявляет инициативу, не воспринимает поставленную учебную задачу.

2. Консультации специалистов по темам:

- «Игры и упражнения на развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи»;

- « Игры с правилами, как необходимое условие для развития внимания и самоконтроля»;

- «Самостоятельность как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности независимо от взрослого».

Результат: подбор упражнений, заданий, игр на развитие психических процессов.

3.Ведение домашнего альбома (ребёнок приносит его в группу по мере выполнения им  дополнительных заданий).

Результат: реализация личностного подхода, предоставление «трудному» ребёнку повышения уровня самооценки (демонстрация альбома всем детям);

4.Индивидуальное консультирование психолога по проблеме психологической готовности ребёнка к школе.

Результат: рекомендации психолога по результатам констатирующего эксперимента.

5.Индивидуальное консультирование руководителя физического воспитания по физическому развитию детей.

Результат: рекомендации специалиста для детей, которые испытывают трудности  в физическом развитии (подбор игр и упражнений на развитие выносливости, усидчивости, активности).

6.Папка-передвижка для родителей, которые не принимают активного участия в жизни группы по темам: «Режим дня  дошкольника», «Как развивать память у детей».

7.Час  развивающих игр (подбор игр и упражнений для физического и психического  развития ребёнка).

8.Индивидуальная работа с ребёнком в развивающих тетрадях.

9.Почта доверия: общение  родителей и педагогов через интернет по интересующим вопросам.

К концу 3 этапа у детей повысится уровень психического и физического развития; изменится направление на освоение нового содержания и понимания значимости обучения; родители более адекватно смогут  оценивать возможности своих детей, будут включаться во взаимодействие с педагогами в   подготовке  детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания».

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Фи...

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания»

Исследование проводилось на базе МДОУ «Ягодка» города Лабытнанги ЯНАО в течение двух учебных годов (2010-2012г.г.).  В исследовании принимало участие 1 группа дошкольников (сначала он...

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Программа составлена на основе общеобразовательной программы  "Воспитание и обучение в детском саду " под ред. М.А.Васильевой , В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Осуществляет комплексную подготовку де...

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...

Методическая разработка по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Методическая разработка по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе....