«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания».
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Титова Светлана Александровна

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Филиппова,В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.т.Терехова, А.В. Кене – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо разработать и регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада и применять эти упражнения дифференцированно, в соответствии с уровнем физического и умственного развития детей.

Таким образом, ставится вопрос о непосредственном влиянии физкультурных занятий на подготовку к овладению школьным предметом, не имеющим прямого отношения к физической культуре. В системе  межпредметных связей такое влияние может быть положительным, если эффект, полученный от предыдущей деятельности (в данном случае двигательной),  будет перенесен на последующую ( учебную).

Исходя из этого представляется, что вклад физического воспитания в успешность подготовки ребенка к школе должен быть гораздо весомее, чем это принято считать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовка детей  старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания».

План.

  1. Теоретическая часть:

  1. Введение (обоснование актуальности темы).
  2. Понятия: готовность к школе, школьная зрелость, зрелые и незрелые дети, здоровый дошкольник, школьные трудности.
  3. Взаимосвязь двигательного и психического развития.
  4. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста.
  5. Значение средств физического воспитания в обеспечении подготовки детей к обучению в школе.
  6. Выводы.

  1. Практическая часть:

  1. Анализ опыта работы детского сада по данному вопросу.
  2. Анализ данных изучения психомоторного развития детей с помощью теста Керна – Йирасека .
  3. Использование игровых упражнений и подвижных игр на развитие внимания, памяти, мыслительных операций, тонкой моторики, произвольности движений.

  1. Выводы.

  1. Список литературы.
  2. Приложения:

1. Приложение №1 (Динамика физического развития детей подг. гр);

2. Приложение №2 (Результаты обследования детей на предмет их школьной зрелости);

3. Приложение №3 (Специальные физические упражнения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ)

4. Приложение № 4 (Примерные игры  на внимание по подготовке детей к школе)

  1. Теоретическая часть.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста,  идет в школу.

Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учится? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей, воспитателей будущих первоклассников. И эта озабоченность понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

Что же такое «готовность к обучению в школе»?

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. Гигиенистами был введен специальный термин школьная зрелость как готовность организма ребенка к систематическому обучению. Принято следующим образом классифицировать признаки школьной зрелости:

— в интеллектуальной сфере — дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность достижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизводства образца), рациональный подход к действительности (относительное ослабление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к занятиям, где результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации;

— в эмоциональной сфере — достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации;

— в сфере социальных отношений — потребность ребенка общаться с другими и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль ученика в ситуации школьного обучения.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Показателями морфофункционального развития (физиологическая готовность) являются:

1.  Уровень физического развития, которое определяется по параметрам длины тела, массы и окружности груди в сопоставлении с возрастными показателями;

  1. Уровень биологического развития. В качестве  критериев служат количество прорезавших постоянных зубов, достижение определенных пропорций -  отношение окружности головы к длине тела.
  2. Состояние здоровья.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа— дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.

Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

4. Развитие анализаторов, их функциональные возможности.

5. Развитие речевого аппарата (правильное звукопроизношение).

6. Развитие мышечного аппарата (точность, координация движений, скорость).  Развитие тонких движений пальцев.

7. Нейро – динамические свойства (сила, уравновешенность, подвижность, динамичность н.с.)

8. Работоспособность, утомляемость.

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.

В  медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка, при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами.

С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учебной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление – состояние, характеризующееся снижением работоспособности.

Работоспособность – обладание способностью к работе – зависит от многих факторов. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти.

Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка, если у него нет интереса к деятельности. Воля шестилетнего малыша еще недостаточно развита. Поэтому он не может долго  с помощью только волевых усилий организовывать себя на выполнение задания учителя. Отсюда быстрая утомляемость психическая.

Психическое утомление, необходимость тихо сидеть в соответствии со школьными правилами, которые лишают ребенка подвижности, приводит к физическому утомлению.

При выполнении такой трудной, кропотливой работы как письмо, начинающий школьник не может соблюдать одновременно все требования и прежде всего нарушает позу. В связи с этим в организме не подготовленного к графической деятельности ученика происходит ряд неблагоприятных процессов: у него  легко деформируется неокрепший скелет, сжимается грудная клетка, задерживается дыхание, кровообращение, нарушается работа сердца и других органов. Воздействие длительной статической позы при письме может служить причиной нарушения осанки. При стойких нарушениях осанки  появляются морфологические изменения в позвоночном столбе. В дальнейшем это приводит к патологическим явлениям.


Готов ли организм шести-семилетнего ребенка к таким нагруз-

кам?

Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

По показателям физического  развития современные 6-7 –летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 60 – 70-е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют пе5риодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2 – 2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0 – 2,5 см. В этом возрасте физическое развитие  у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7 летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышаются надежность и резервные возможности сердечно - сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и  эндокринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно – связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие  сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при  письме, развиты еще не достаточно.

Координация, ловкость и точность движений быстро возрастает, но не только за счет развившейся мускулатуры, а и за счет тех значительных изменений, которые произошли в высшей нервной деятельности детей. Главное изменение -  способность к дифференцировке, т.е. к различению ребенком как воздействий, поступающих из внешнего мира, так и ответных реакций на них, например собственных движений и действий и т.д.

Самое важное достижение ребенка заключается в том, что многие выполняемые ребенком движения и действия стали  подконтрольны его сознанию.

Возможность произвольно регулировать свои  движения является наиболее существенным показателем общего, в особенности физического развития старшего дошкольника. Вместе с тем успехи в развитии движений у детей являются показателем уже заметно развившейся их разумной воли.

Волевая регуляция движений – огромное достижение семилетнего ребенка. Она говорит о новой ступени в его общем развитии и является одним из самых существенных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Если поставить вопрос о том, что самое важное в подготовке к  учению в школе, то на этот вопрос есть один ответ -  укрепление соматического и психического здоровья детей. Это является залогом эффективного не только физического, но и всестороннего развития ребенка.

Один из основоположников физического воспитания детей в нашей стране П.Ф.Лесгафт подчеркивал, что оно не ограничивается оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков, а должно быть органически связано с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Только при наличии такой связи можно осуществить реализацию общей цели воспитания, которая, по П. Ф. Лесгафту, заключается в гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма. Этот подход получил развитие в трудах ряда советских педагогов, в том числе специалистов по дошкольному воспитанию  -  Е. А. Аркина, Е. Г. Леви-Гориневской, М. Ю. Кистяковской и др.

Комплексный подход к задачам физического воспитания детей дошкольного возраста был впервые сформулирован Н. К. Крупской. Весь комплекс средств физического воспитания, включающий выполнение режимных и гигиенических моментов, оздоровительно-закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рационального питания, должен быть направлен на решение главной задачи — воспитание здорового ребенка. Только в этом случае подготовку к школе можно считать полноценной. Учитывая актуальность вопросов физического воспитания дошкольников, целесообразно остановиться на них подробнее.

Первый вопрос, нуждающийся в обсуждении, — уточнение понятия «здоровый ребенок».

В современной как отечественной, так и зарубежной литературе нет его общепринятого определения. По отношению к взрослому организму имеется формулировка в уставе Всемирной организации здравоохранения ООН о здоровье как состоянии полного физического, морального и социального благополучия. Имеются и другие определения здоровья. Здоровье можно определить как устойчивость организма к экстремальным и болезнетворным воздействиям. По отношению к ребенку следует добавить термин «развивающийся организм».. Невосприимчивость, устойчивость детского организма к экстремальным, т. е. выходящим за пределы обычных, и патологическим, болезнетворным воздействиям формируется в процессе физического воспитания в условиях эффективного применения всего комплекса входящих в него средств.

Ведущим фактором в укреплении здоровья ребенка является  выпонение режима дня. Это положение известно давно и повторяется часто. Однако до последнего времени оставалось недостаточно ясным, почему так важен режим для развития растущего организма.

Один из возможных подходов в объяснении рассматриваемого вопроса связан с достижениями хронобиологии, или биоритмологии,— науки о биологических ритмах. В настоящее время установлено, что все процессы жизнедеятельности живых организмов осуществляются циклично, с определенным чередованием периодов повышения и снижения активности. Существуют различные по длительности биологические ритмы, из которых наибольший интерес представляют околосуточные ритмы с периодом 20—28 часов.

В многочисленных исследованиях доказана тесная взаимосвязь различных биологических ритмов со всеми известными функциями живых организмов, в том числе человека, включая и психические процессы.

Осуществление познавательных, в том числе  интеллектуальных, процессов, необходимых для трудовой, творческой деятельности, происходит также циклически. Поэтому при наличии условий для ритмической деятельности, говоря другими словами, при выполнении режима обеспечиваются бодрость и высокая работоспособность. Нарушения же ритма (т. е. нарушение или невыполнение режима) ведут к потере устойчивости и нездоровью.

Все изложенное в полной мере относится к развивающемуся организму ребенка-дошкольника.

Режим работы детских садов должен обеспечивать благоприятные условия для оптимальной двигательной деятельности и мозговой активности детей. Необходимыми условиями рациональной организации режима дня являются учет возрастных особенностей физической и умственной работоспособности, развития двигательных качеств старших детей, профилактика утомления.

В связи со сказанным возрастает значение такого раздела воспитания, как психогигиена, изучающая методы и условия сохранения и укрепления нервно-психического здоровья. Сущность психогигиены ребенка заключается в доврачебном психолого-педагогическом воздействии с целью сохранения и укрепления психического здоровья детей. Задачами психогигиены являются предупреждение умственных и эмоциональных перегрузок, обеспечение преобладания положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе, анализ, оценка и коррекция применяемых воспитателями средств воздействия.

Как и другие психолого-педагогические дисциплины, психогигиена дошкольников исходит из таких основных принципов, как: комплексный подход к воспитанию; обусловленность нервнопсихического здоровья ребенка условиями деятельности воспитательных учреждений и семейного воспитания; организация воспитания детей в соответствии с их возрастными психофизиологическими возможностями; реализация индивидуально-дифференцированного подхода, основанного на знании воспитателем личности каждого ребенка.

Говоря о режиме дня, следует особенно подчеркнуть значение создания условий для полноценного ночного и дневного сна ребенка. Нередко длительность ночного и особенно дневного сна старших дошкольников не обеспечивается в достаточной мере, что способствует возникновению повышенной раздражительности, быстрому развитию утомления. Необходимо при этом отметить, что пересыпание также вредно отражается на деятельности нервной системы ребенка. Об этом писал К. Д. Ушинский: «...Излишний сон усиливает растительный процесс более, чем того требует деятельность животного организма, и делает человека вялым, мало впечатлительным, тупым, ленивым, увеличивает объем его тела — словом, делает его более растением. Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном».                        

В многочисленных исследованиях последних лет по нейрофизиологии сна доказано, что сон — не пассивный отдых организма, как думали ранее, а активная, сложно организованная деятельность мозга. В исследованиях, проведенных с помощью электрофизиологических методов, уточнены и пересмотрены примерные возрастные нормативы длительности сна у детей. Так, установлено, что к концу дошкольного возраста, т. е. к семи годам, у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, а продолжительность ночного сна составляет 10—12 часов в сутки.

Колебание в 2 часа здесь не случайно — за ним скрываются значительные индивидуальные различия. Одним детям требуется большая длительность сна, другим — меньшая, что обусловливает необходимость индивидуального подхода.

Ведущую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играет организация рационального двигательного режима. Известно, что двигательная активность жизненно необходима для организма ребенка.

Советский специалист по возрастной физиологии И. А. Аршавский выдвинул и экспериментально обосновал положение об энергетическом правиле скелетных мышц, согласно которому двигательная активность стимулирует повышение обмена веществ, что способствует росту и развитию таких физиологических систем ребенка, как сердечно-сосудистая, дыхательная и другие.

Такая же непосредственная зависимость существует между нервной и мышечной системами.

В трудах выдающихся физиологов и психологов И. М. Сеченова, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже имеются указания о важном значении мышечной деятельности для психического, в первую очередь умственного, развития.

В экспериментах показано, что увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей и подростков.

Вместе с тем вопрос о нормативах двигательной активности для детей дошкольного возраста нельзя считать достаточно разработанным. По данным, полученным отдельными исследователями , начиная с третьего года жизни, суточная двигательная активность детей, воспитывающихся в яслях -садах, достигает значительных величин: от 6,5 тысячи условных единиц-шагов — у детей трехлетнего возраста до 12,6 тысячи и 14,6 тысячи у мальчиков пяти и шести лет и 11,8 тысячи и 12,8 тысячи у девочек пяти и шести лет. Хотя эти данные нуждаются в подтверждении и не могут пока быть приняты за нормативы, так как получены у относительно небольшого числа детей и с помощью недостаточно точной методики, тем не менее они отражают значительное обогащение двигательного опыта ребенка в течение дошкольного детства.

Обращает на себя внимание и подъем в уровне двигательной активности, который происходит при переходе к шестилетнему возрасту, особенно у мальчиков.                          -

Наиболее трудный и важный для воспитателей вопрос заключается в определении рационального уровня двигательной активности для каждого ребенка. На основании антропометрических измерений (определение роста, веса, окружности грудной клетки) и простейших физиологических исследований (частота пульса, артериальное давление) воспитатель вместе с врачом могут установить примерные показатели, которые необходимо уточнять, наблюдая за поведением ребенка.

Сходная динамика происходит в течение дошкольного детства в развитии двигательных качеств и сложных форм движений.

За последние годы доказана возможность достижения более высоких показателей при обучении детей старшего дошкольного возраста основным движениям (прыжкам с места и разбега в длину и высоту, бегу на короткие и длинные дистанции, метаниям на дальность и точность, лазанию). Однако для успешного овладения этими и другими сложными формами двигательных действий требуется специальное, целенаправленное обучение на занятиях по физической культуре.

Именно в подготовительной группе детского сада можно и нужно не только разучивать, но и совершенствовать навыки основных движений.

Дальнейший прогресс в разработке этих вопросов, имеющих важное значение для полноценной подготовки детей к обучению в школе, будет достигнут при более широком проведении комплексных физиологических и психолого-педагогических исследований. Необходимо искать оптимальное сочетание при обучении движениям практически-наглядного метода со словесным объяснением.

Повышения роли занятий физкультурой в совершенствовании физического развития детей можно достигнуть прежде всего за счет увеличения количества занятий. Очень перспективен опыт проведения ежедневных занятий физкультурой по системе О. Г. Аракеляна в детских садах Ленинакана. Для этой системы характерны высокая моторная плотность физкультурных занятий, преимущественное проведение их на открытом воздухе в течение всего года, обязательное проведение физкультминуток через 15—17 минут после начала занятия по математике или предметам эстетического цикла, широкое использование подвижных игр на занятиях, в перерывах между ними и на прогулках. В целом реализация этой системы обеспечивает условия для гармоничного физического и общего развития детей и их успешной подготовки к школе.

Формирование такого важного качества, как выносливость, может достигаться при использовании упражнений циклического характера. Из таких упражнений наиболее эффективными для семилетних детей являются медленный бег, элементы спортивных игр (баскетбола, ручного мяча, футбола) и плавание. Циклические упражнения оказывают благоприятное воздействие на регуляцию деятельности основных физиологических систем — нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной. Поэтому такие упражнения следует более широко вводить в структуру занятий, прогулок, всей жизнедеятельности шестилетнего ребенка в детском саду и в семье.

Важным разделом физического воспитания дошкольников является закаливание. Эффективное закаливание возможно при объединении усилий педагогических, медицинских работников и родителей; без активного участия последних невозможно сколько-нибудь действенное решение этого вопроса.

Нуждается в дальнейшей разработке и научное обоснование методов и способов закаливания.

Несмотря на большой интерес к проблеме закаливания детей, который уже давно проявляют в нашей стране педиатры, физиологи и педагоги (И. Р. Тарханов, В. В. Гориневский, Г. Н. Сперанский, А. Ф. Тур и др.), нельзя утверждать, что достигнуты большие успехи как в теоретическом обосновании, так и в практической реализации разных методов закаливания. Изменить существующую ситуацию можно, во-первых, развернув широкий фронт физиологических, биохимических и других исследований, посвященных изучению влияния различных температурных воздействий на сердечно-сосудистую, нервную, иммунную и другие системы организма детей разных возрастов.

Во-вторых, необходимо проанализировать проведенные исследования с учетом возрастных морфофункциональных   особенностей   детей.

В-третьих, на основе данных исследований необходимо пересмотреть явно заниженные, точнее, чересчур осторожные дозы температурных воздействий (воздушных ванн, водных процедур).

Нуждается в доработке и сам подход к применению методов закаливания. Есть основания полагать, что эффективность закаливания может быть повышена при использовании не только преимущественно сниженных температурных воздействий, но и контрастных температурных воздействий (особенно для старших дошкольников). Этот принцип должен соблюдаться при назначении воздушных и водных процедур ( в том числе контрастных душей), при выборе температуры воздуха в различных помещениях детского сада и т. д. Именно в таких условиях будет обеспечена тренировка нервно-сосудистых и других механизмов, определяющих и формирующих устойчивость детского организма к простуде.

Здесь также необходимы совместные усилия врачей, педагогов и родителей.

Использование рациональной одежды, не перегревающей ребенка, оптимальной температуры воздуха в помещениях и контрастных температурных водно-воздушных воздействий — вот перспективный путь укрепления здоровья с помощью закаливания детей дошкольного возраста.

Профилактика утомления детей достигается только в условиях рационального выполнения режима дня. Особое значение приобретают эти вопросы при организации и проведении занятий в подготовительной группе детского сада.

Для подготовительной группы введена пятидневная учебная неделя с тремя ежедневными утренними занятиями продолжительностью до 30—35 минут. Перерывы между занятиями установлены до 10 минут. В структуру каждого занятия, кроме физкультуры, входят 1—2 физкультминутки. Учебный день начинается обычно с наиболее трудных занятий (по обучению началам грамоты и математики). Последняя неделя каждого месяца менее загружена вследствие введения комплексных занятий эстетического цикла.

Опыт, накопленный в экспериментальных детских садах Института дошкольного воспитания АПН СССР, показывает, что такой режим при правильно организованной учебной деятельности, выполнении усовершенствованного комплекса оздоровительно-закаливающих мероприятий обеспечивает профилактику умственного утомления детей и способствует гармоничному физическому и психическому развитию выпускника детского сада. Однако предстоит еще значительная работа по поиску оптимальных физиолого-гигиенических и психолого-педагогических форм и методов обучения и воспитания, соответствующих возрастным особенностям старших дошкольников.

Дальнейшая реализация комплексного подхода к физическому воспитанию старших дошкольников, предусматривающая выполнение рационального режима дня с достаточной двигательной активностью, обязательным использованием психогигиенических факторов и закаливающих воздействий, будет содействовать укреплению здоровья выпускников детских садов и обеспечит тем самым необходимые условия для их всесторонней полноценной подготовки к учению в школе.

II. Практическая часть.

Подготовка детей к обучению в школе – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения.

В нашем детском саду также уделяется большое внимание этому вопросу .Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда.

Но важнейшей задачей мы считаем создание условий, обеспечивающих укрепление здоровья ребенка – дошкольника.

С самого раннего возраста, с момента прихода ребенка в Д/с, мы стараемся взять под контроль и физическое, и личностное развитие, и состояние здоровья каждого ребенка.

В группах раннего возраста воспитатели совместно с мед. персоналом, педагогом – психологом ведут наблюдения за ребенком во время адаптации и заносят данные наблюдений в индивидуальные листы адаптации.

На каждого ребенка нашего Д/с заведена информационно - диагностическая карта здоровья, физического развития и физической подготовленности. Эти индивидуальные карты  развития передаются другому воспитателю при переходе ребенка в другую возрастную группу, который продолжает отслеживание уровня развития ребенка.

На основе медицинских показателей, данных диагностического обследования на уровень физической подготовленности, на ПМПС  ДОУ даем оценку уровня физического развития, состояния здоровья, уровня физической подготовленности детей; анализируем динамику продвижений (отрицательную, положительную), выясняем причины и намечаем индивидуально – коррекционную работу с каждым ребенком (см. Приложение № 1).

Разрабатывая план физкультурно- оздоровительных мероприятий, учитывая физиологические особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка, мы стараемся использовать все виды и средства физического воспитания

Успешное решение задач физического воспитания достигается при тесном, согласованном сотрудничестве педагогического, медицинского персонала и родителей.

Проведение медико–педагогического контроля дает возможность выявить основные недостатки в постановке физического воспитания и определить меры педагогического воздействия, необходимые для их устранения

Большое внимание мы уделяем активизации двигательной деятельности детей не только на физкультурном занятии, но и в подвижных играх, на прогулках, в свободное время.

На старших группах мы разработали и изготовили картотеку подвижных игр, тем самым предоставив детям право выбора и способствовав развитию творчества.

Много внимания приходится уделять обогащению физкультурно – игровой среды  и созданию гигиенических и психологических условий комфортного пребывания детей в ДОУ.

Наш Д/с сотрудничает со специалистами ЛФК, которые ежегодно проводят обследование детей (осанка, стопа); проводят наблюдение за проведением физкультурных занятий, осуществляют контроль за физической нагрузкой детей; дают конкретные рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы по укреплению осанки, профилактики плоскостопия.

В старшей и подготовительной к школе группах Д/с  педагог - психолог проводит психолого-педагогическое обследование детей на предмет готовности их к обучению в школе, в два этапа (на начало и конец года). На основе данных первого этапа педагог – психолог совместно с воспитателями группы разрабатывают план индивидуально-коррекционной помощи нуждающимся детям.

В конце года воспитатель группы, педагог – психолог, старший воспитатель заполняют Карту развития ребенка  6-7 лет, составленную Центром «Дошкольное детство» им А.В.Запорожца (на основе методических рекомендаций Московского Комитета образования, 1999г), которая отражает индивидуальный портрет каждого ребенка – выпускника. Эта карта передается психологу школы, с которой мы сотрудничаем и, в которую поступает учиться большая часть выпускников Д/с (80 – 90 %).

Передача карты развития позволяет не подвергать детей тестированию в школе, а учитель на основании полученных данных, может строить успешную работу с первоклассниками.

В 1-2 –х классах мы  (уже совместно с учителем) продолжаем наблюдение за выпускниками Д/с и отслеживаем степень адаптации к школе, а также их уровень успеваемости.

В нашем Д/с большое внимание уделяется подготовке руки ребенка к овладению письмом. Для этого используются различные средства:

 - проведение занятий по продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

 - использование упражнений и игр с пальчиками;

 - использование физических упражнений для развития координации движений, пространственных представлений, чувства ритма, «ручной умелости»;

 - использование  специальных графических упражнений.

Наряду с  различными тестами по определению уровня психического развития детей, педагог – психолог использует тест Керна – Йирасека .

Данный тест состоит из трех заданий. Первое — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 —высший, 5 — низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.

Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15—ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Креме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

По результатам обследования детей на определение их школьной зрелости (тест Керна-Йирасека), проведенного в апреле 2002 года,  из 16 человек: у 6 -х  (35%) выявлена средняя степень школьной зрелости, а у 10 детей (59%) - высокая степень.

(Результаты обследования см. в Приложении № 2)

Если недостаточно тестов Керна–Йирасека, можно использовать тест И.И.Озерецкого /вырезание круга/.

1) Просматривается время и количество перерезанных линий (не более 2). Диаметр круга (среднего 5 см), его и нужно вырезать, оставив линии на 1мм рядом с ним.

2) Наматывание нитки на катушку (скорость правой и левой рукой).

Во все виды физкультурно – оздоровительной работы Д/с мы включаем разнообразные физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к школе (см. Приложение № 3),  а также различные игры на развитие внимания, координации, ловкости, быстрой реакции (см. Приложение № 4).

Таким образом,  мы с уверенностью можем сказать, что пребывание детей в старшей и подготовительной группе нашего Д/с и активная подготовка их  к систематическому обучению в  школе  положительно сказываются на приспособлении первоклассников к школе и их успехах в учебной  деятельности.

Ш. Вывод.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Филиппова, – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо разработать и регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада и применять эти упражнения дифференцированно, в соответствии с уровнем физического и умственного развития детей.

Таким образом, ставится вопрос о непосредственном влиянии физкультурных занятий на подготовку к овладению школьным предметом, не имеющим прямого отношения к физической культуре. В системе  межпредметных связей такое влияние может быть положительным, если эффект, полученный от предыдущей деятельности (в данном случае двигательной),  будет перенесен на последующую ( учебную).

Исходя из этого представляется, что вклад физического воспитания в успешность подготовки ребенка к школе должен быть гораздо весомее, чем это принято считать.

IV. Литература.

  1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО:МОДЭК, 1998. – 256с.
  2.  Змановский Ю.Ф Шесть лет. Детский сад. Школа. – М.: Знание, 1983. – 96с.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; научн. – исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. -  152с.
  4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.
  6. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (Из опыта работы) / Э.И.Адашкявичене, Л.В.Карманова, Л.М.Коровина и др.; Под ред. А.В.Кенеман и др. – М.: Просвещение, 1980. -144с.
  7. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 1999. -94с.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателя подгот. к школе группы. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.

Приложение № 1

          I - Овладение основными движениями;

         II - Овладение физическими качествами;

        III - Умение использовать приобретенные двигательные умения в

         самостоятельной деятельности;

        IV - Умение организовывать подвижные игры.

Сравнительный анализ  уровня физической подготовленности детей за 2000-01 и 2001-2002  уч. гг. показал положительную динамику по всем показателям физического развития:  

 - в овладении основными движениями -  с уровня выше среднего 2,5б до высокого уровня 3б;

- по овладению физическими качествами - со среднего уровня 2б до уровня выше среднего 2,5б;

 - по умению использовать приобретенные двигательные умения в самостоятельной деятельности - с низкого уровня 1,5б до среднего уровня 2б;

 - по умению организовывать подвижные игры - с уровня выше среднего 2,5б. до высокого уровня 3б.

Остались проблемы:

во-первых,  мало уделялось внимания и поэтому недостаточно развиты у детей скоростно-силовые качества , выносливость;

во-вторых, дети часто не могут использовать приобретенные двигательные навыки в самостоятельной  деятельности из-за недостаточного количества физкультурного оборудования в группе, из-за недостаточности разработки вариантов использования  спортивного инвентаря.

Приложение №2

Результаты обследования детей подготовкительной к школе группе на предмет школьной зрелости (тест Керна-Йирасека) и на определение уровня творческого воображения (методика О.М.Дьяченко) апрель 2002г.

Имя ребенка.

Задание

Степень школьной зрелости.

1

2

3

4

5

Дорисовывание геометрических фигур.

Срисовывание группы точек.

"Дом".

Срисовывание группы слов.

Рисование фигуры человека

1

Саша М.

в. у.

1б.

1б.

1б.

1б.

высок.

2

Рома В.

ср. у.

1б.

1б.

1б.

1б.

высок.

3

Алена С.

ср. у.

1б.

1б.

1б.

1б.

высок.

4

Дима Д.

н. у.

1б.

1б.

1б.

1б.

высок.

5

Дима Ш.

ср. у.

1б.

1б.

1б.

2б.

высок.

6

Ксюша С.

в. у.

1б.

1б.

1б.

1б.

высок.

7

Стас Б.

в. у.

1б.

1б.

2б.

2б.

высок.

8

Сергей Я.

ср. у.

1б.

1б.

1б.

2б.

высок.

9

Эля Ю.

в. у.

1б.

2б.

1б.

1б.

высок.

10

Женя М.

ср. у.

1б.

2б.

1б.

1б.

высок.

11

Игорь К.

н. у.

1б.

3б.

2б.

2б.

средн.

12

Глеб Х.

ср. у.

2б.

2б.

1б.

2б.

средн.

13

Вова Г.

н. у.

1б.

3б.

1б.

3б.

средн.

14

Андрей М.

н. у.

1б.

3б.

2б.

2б.

средн.

15

Сергей Л.

ср. у.

3б.

2б.

2б.

1б.

средн.

16

Юля О.

н. у.

1б.

2б.

2б.

2б.

средн.

Уровень тв. вообр.:

н. у.  -

5 чел.

ср. у. -

7 чел.

в. у. -

4 чел.

6 чел. - средняя степень школьной зрелости

10 чел. - высокая степень школьной зрелости

Приложение №3

Специальные физические упражнения в

воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Утренняя гимнастика — упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические композиции.

Физкультминутка — музыкально-ритмические композиции, упражнения на развитие «ручной умелости».

Подвижные игры в перерывах между занятиями — игры с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.

Подвижные игры на прогулке — игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами).

Физкультурные занятия в зале — упражнения на координацию движений (прыжки в глубину, броски, ловля, лазание по канату, метание в цель), упражнения на развитие пространственных представлений (игры с перемещением без зрительного контроля, эстафеты на расстановку предметов, упражнения на развитие глазомера), упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика, прыжки через скакалку), упражнения на развитие «ручной умелости» (упражнения для пальчиков, совмещенные с упражнениями на осанку, эстафеты с мелкими предметами, игры с потешками).

Физкультурные занятия на улице — спортивные развлечения, включающие сложнокоординационные движения (езда на велосипеде, катание на коньках, ходьба на лыжах).

Физкультурный досуг — элементы музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями для пальчиков и речитативами.

Физкультурные праздники — упражнения на развитие пространственных представлений (построения, перестроения, эстафеты с предметами), упражнения на развитие координации движений (командные игры, эстафеты с преодолением препятствий), упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика на показательных выступлениях).

Самостоятельная двигательная деятельность детей — упражнения на спортивных комплексах, упражнения с предметами: броски, ловля, прыжки через скакалку, ритмическая гимнастика.                            

Физические упражнения, игры и эстафеты могут включаться также и в занятия по математике, развитию речи и другие как средство закрепления полученных детьми знаний (например, эстафеты «Найди цифре место», «Составь слово»).

Приложение №4

Игры на внимание.

Уроки в школе длятся 45 минут. Всем известно, что (во всяком случае, в младших классах) это слишком много. Дети просто не могут спокойно высидеть столько времени. Они начинают вертеться, рисовать, кидаться бумажками.., Самые непоседливые получают нагоняй. А, спрашивается, за что? За то, что мы, взрослые, не слишком хорошо знаем

законы детской психологии?

Известно, что подвижные дети, если их активность не заходит за какой-то предел, на самом деле нормальные, хорошие, умные и часто послушные. Просто им требуется движение, вольный воздух, которого их лишают.

Так что же делать нам, взрослым? Понемножку тренировать их с помощью всё тех же игр. Каких? А вот, например...

Ам!

 

•   Игра тренирует реакцию. Она также может служить способом выбора водящего.

•   Дети кладут свои указательные пальчики на ладонь взрослому.

•   Неожиданно взрослый сжимает пальцы в кулак. Кто не успел убрать своих пальчиков, проигрывает.

•   А если проигравших несколько, то игра повторяется, но только с теми, кто не успел убрать пальцы.

Собаки кукарекают.

• Игра развивает внимание. Обычно ребёнку трудно сосредоточиться на уроке и быть внимательным всё время до звонка. Если он будет играть в эту игру, проблема решится сама собой.        

• Игроки садятся в круг и выбирают ведущего. Всем играющим даётся какое-нибудь название города.

• Ведущий говорит: «Я слышал, что в городе N собаки кукарекают, а петухи лают». Тот, чей город назван, отвечает: «Нет, сударь, в городе N собаки не кукарекают, а петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется М». Играющий, чей город назван, отвечает так же.

• Отвечать надо сразу и говорить в быстром темпе. Проигрывает тот, кто зазевался.

Нос, нос, рот...

 

• Эта забавная игра учит ребёнка быть внимательным и  е слишком-то доверять словам.

• Играющие сидят кружком, посередине водящий. Он говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот...»        

• При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы.

• Сидящие кружком дети должны делать всё не как говорят, но так, как они видят, то есть как делает водящий.

Кто ошибается – выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Прижми палец.

 

• Игра развивает силу и ловкость большого пальца руки (что в конечном счете способствует улучшению почерка, общему развитию).

• Играют двое. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх.

•    По сигналу большой палец игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху.

•    За пойманный и прижатый палец соперника даётся очко. Игра идёт обычно до десяти очков.

Фантики-1.

•    Игра тренирует координацию движений пальцев и меткость.

• На столе рисуют мишень в виде нескольких концентрических кругов с указанием очков.

• Нужно несколько фантиков от конфет сложить в виде квадратиков.

• Этими фантиками игроки по очереди стреляют по мишени одним из следующих способов:

фантик кладётся на ноготь большого пальца и «отправляется в полёт» щелчком об указательный,

фантик кладут на ноготь указательного пальца и щёлкают им о большой,

то же, но фантик кладут на средний палец,

то же - безымянный,

то же - мизинец,

фантик кладут на ладонь и подталкивают другой ладонью снизу,

фантик кладут на ладонь и делают ею движение ко вто-рой ладони.

• У каждого игрока 7 фантиков. Он совершает 7 выстрелов последовательно всеми 7-ю способами. Затем подсчитываются очки.

•    Кто набрал больше очков, тот и выиграл.

Фантики-2.

• В этом варианте мишень на стол не кладётся. Стол перед началом игры пустой.

• Стрелять в игре можно любым способом (или же заранее договориться, что стрельба ведётся каким-то одним способом).

• Первый игрок стреляет по пустому столу. Второй пытается своим фантиком накрыть фантик, лежащий на столе. Если это ему удаётся, он забирает оба фантика и продолжает стрелять. Если же ему не удаётся накрыть какой-нибудь фантик, он передаёт ход противнику.

 • Игра заканчивается, когда у кого-то из играющих не осталось фантиков.

Блошки.

•    Игра тренирует точность глаза и руки- всё то, что необходимо, когда ребёнок учится писать.

• Для игры нужно подобрать несколько удобных для этих целей пуговиц («блошек»).

•    Дальше готовят «мишень» - тарелку.

• Одной большой пуговицей надавливают на край «блошки» и заставляют её прыгнуть. В прыжке она должна попасть в тарелку. Иногда в тарелку ставят тарелку меньшего размера, а в нее - ещё маленький стаканчик. Тогда попадание в стаканчик оценивается в 100 очков, попадание во внутреннюю тарелку- 20 очков, во внешнюю- 10.

•    «Прыгают» по очереди.

• Есть и другой вариант игры, когда «блошки» в произвольном порядке «прыгают» по столу. Если одна «блошка» при прыжке накрывает другую, то тот, кто совершал «прыжок», забирает нижнюю.

•    Кто заберёт больше «блошек», тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания»

Исследование проводилось на базе МДОУ «Ягодка» города Лабытнанги ЯНАО в течение двух учебных годов (2010-2012г.г.).  В исследовании принимало участие 1 группа дошкольников (сначала он...

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года....

Советы родителям по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Несколько советов родителям о том, как сделать процесс обучения увлекательным и интересным, вызвать у ребёнка желание учиться в школе....

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школеМИТИЧЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ШАДРИНА ЯНА АЛЬБЕРТОВНАВ статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного ...

Методические рекомендации для родителей по теме : "Организация подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе "

                   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение       «Центр образования №69 с углубленным...

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания»

Вопросу готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе в современной системе образования уделяется огромное внимание. Во многом это определенно многокомпонентностью данного понятия. Все эл...