ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Хахурина Марина Павловна

Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_-_portfolio.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Москва, 2014

  1. Игры и упражнения для самоконтроля

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз), или в определенном цветовом порядке – синий, желтый, красный и т.п. . Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:


Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.самоконтроль, саморегуляция

Примечание для родителей.
Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

  1. Игры и упражнения для релаксации

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

«Шалтай-Болтай»

Инструкция

Вы — тряпичные куклы. Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

«Кулачки»

     Инструкция

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

«Драгоценность»

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают (повторить 2-3 раза).

«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Пауза – поглаживание детей.) Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако… (Пауза – поглаживание детей.) Гладит… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 

  1. Игры и упражнения для развития познавательной функции

Своевременное выявление и коррекция проблем в развитии  имеет огромное значение, т.к. именно в возрасте 3-7 лет наиболее активно развиваются такие психические процессы как память, внимание, наглядно-действенное и наглядно- образное  мышление, проявляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики пальцев.

Дошкольный возраст и младший школьный возраст – это, прежде всего возраст игры. Именно играя, дети не только познают мир, но и выражают к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, особенно с отклонениями в развитии? Можем ли сделать так, чтобы игра действительно стала развивающим, корригирующим и воспитательным средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием полноценного психофизического развития дошкольника и младшего школьника (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, формируются такие высшие психические функции как внимание, память, мышление, воображение. Ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Будь внимателен!

Цель: стимулировать внимание, научить точно реагировать на зву ковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» Прокофьева. Затем на слово «зайчи ки», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Иголка и нитка»

Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Дети становятся друг за другом. Первый ребенок - иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

«Картинки-загадки»

Цель: развитие мышления и речи.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья: они должны отгадывать. У ведущего - большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. Водящий подходит к ведущему и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый назовет правильный ответ.

Парные картинки

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставление).

Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по 4 картинки. Дети из первой группы описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребе нок, у которого, по его мнению, есть такая картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону. Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным. Потом дети меняются.

Графический диктант

Цель: развитие зрительно-моторной координации и самоконтроля (задание выполняется в рабочей тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

Советы родителям по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Несколько советов родителям о том, как сделать процесс обучения увлекательным и интересным, вызвать у ребёнка желание учиться в школе....

Мастер - класс«Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»

Цели:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избе...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школеМИТИЧЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ШАДРИНА ЯНА АЛЬБЕРТОВНАВ статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного ...