Мастер - класс: «Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

 

Цели:

  1. Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
  2. Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»

Цели:

  1. Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
  2. Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно.

 Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

 Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко - буквенной структуры слова.

4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и обеспечить речевую готовность ребёнка к школе.

Учитель-логопед: Уважаемые родители, для ребят будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова. Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слов.

ИГРА «ЧУДО КОРОБОЧКИ» Цель: развитие и дифференциация фонем, формирование фонематического восприятия. Игровой материал: Спичечные коробки, предметные картинки-вкладыши. Подбор к гласным и согласным буквам картинки (определение первого звука и соотнесение его с буквой).

ИГРА «ЗАСЕЛИ ДОМ» Цель: упражнять в определении количества слогов в словах. Игровой материал: 1. Изображение 5 этажного дома из квадратов (нижний этаж - 5 квадратов для слов, состоящих из 5 слогов и т. д.)

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ «ПРОФЕССИЯ – ВРАЧ» Цель: составить описательный рассказ по схеме «Профессии», по типу цепной организации связно, логично, последовательно. РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «ОСЕНЬ» Цель: составить рассказ по сюжетной картине «Осень». РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК «ВЕСНА», «ПОДСОЛНУХ» Цель: разложить карточки из серии сюжетных картинок в нужной последовательности, составить рассказ по их содержанию.

Учитель-логопед: Чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений, заданий, которые можно провести в свободное время, по дороге в детский сад и обратно, в выходные дни, на прогулке, перед сном ребенка дома.

 Например: ИГРА «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО» Ребенку предлагаем выбрать одно слово из предложенных, подходящее по смыслу. Например: - По двору бегали (желтые, зеленые, оранжевые) цыплята. - Папа на работу взял (корзинку, сумку, рюкзак) - Снег выпадет (зимой, летом, весной) - Пароход передвигается по (рельсам, дороге, воде) - Белка живет (в конуре, дупле, берлоге) - После еды мы (прощаемся, благодарим, здороваемся) - В лесу мы собирали (карандаши, грибы, конфеты).

 ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «цветок». Логопед: Какой бывает цветок? Родитель: Яркий, красивый, большой. Логоред: Что еще большим бывает? Родитель: Дом, деревья, животные. Логопед: Какие бывают животные? Родитель: Дикие, хищные, домашние. Логопед: Кто из животных бывает домашним? Родитель: Собака, корова, кошка. Логопед: Кошка, бывает какая? Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная... И т.д. Учитель-логопед: Таким образом, благодаря нашей совместной работе нам удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом детского сада, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Хочется пожелать Вам, дорогие родители, чтобы речь Вашего ребёнка была полной, красивой и связной. Желаю Вам терпения и удачи!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001г.
  2. 2 Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО "Гринго", 2000г.

3. Интернет-ресурсы: Источник: http://logoportal.ru/rechevaya-gotovnost-rebyonka-k-shkolekonsultatsiya-dlya-roditeley/.html