Специфика использования физических упражнений для физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
учебно-методический материал

подготовка детей к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика использования физических упражнений для физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Согласно толковому словарю Ушакова средство - это прием действий для достижения чего-нибудь[14. c. 456]. А в словаре Ожегова средства - способ действия для достижения чего-либо.

Рассмотрим средства физической готовности ребенка к обучению в школе. При изучении данного вопроса за основу исследования  были взяты средства физического воспитания в ДОУ.  Таким образом, основным специфическим средством физической готовности к школе являются физические упражнения, а вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения - это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое, отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

1.        Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в
обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

во-первых, обеспечить разностороннее физическое воспитание человека;

во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность и на подготовку детей к обучению в школе. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств ребенка, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья [8. c. 211-212].

Образовательная роль физических упражнений заложена в  законах движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, дети учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать за коны движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает ребенок, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

Влияние на личность физических упражнений требует зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, ребенок вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание и форма физических упражнений тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения. 

Специфика использования физических упражнений с целью подготовки детей к обучению детей к школе.

В целях  правильного отбора физических упражнений для детей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы.

При выборе упражнений основное внимание уделяется общему физиологическому эффекту, вызываемому данным упражнением.

При этом следует считаться со специфическими особенностями детей в отдельные возрастные периоды.

К полезным упражнениям, оказывающим полезное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. Они вызывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего организма.

При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах (например, ходьба, бег, прямые боковые наклоны, выпрямление и др.).

Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усиливает сложные окислительные процессы, улучшает питание мышечной, покровной, почечной и других тканей.

Интенсивная работа мышц усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствует укреплению и росту силы мышц и развитию скелета.

В целях гармоничного физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всех мышечных групп.

Поэтому при подборе физических упражнений нужно предусматривать разнообразие движений. Равномерное развитие мышц, а тема самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных  пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой руками и ногами, с наклонами и вращением туловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все общеразвивающие упражнения с предметами – мячом, флажками, палками и т.п.

Одной из характерных возрастных особенностей дошкольников является неустойчивость внимания. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разнообразить движения и менять их по характеру. При смене  характера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения. Подбор разнообразных физических упражнений сохраняет работоспособность нервной системы, что практически выражается у ребенка в сохранении внимания.

Известно, что у детей дошкольного возраста способность к работе мышц невелика и утомление возникает очень быстро. Утомление мышц зависит не только орт количества проделанных движений, но и от характера их выполнений. Упражнения статического характера и отличаются большим напряжением мышц.

Статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц,  участвующих в данном статическом усилии, уменьшении снабжения кислорода, накопление молочной кислоты и других продуктов обмена.

Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые упражнения, требующие большой мышечной силы, несоответствующие возрастным особенностям ребенка (например, перетягивание, одностороннее ношение тяжестей и т.п.).

Вспомогательными средствами подготовки детей к школе являются оздоровительные силы природы, которые  оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности ребенка.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают нищую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Немаловажную роль  в организации физических упражнений играют гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Резюмируя вышесказанное, средства физической готовности к школе являются немаловажными способами формирования успешной физической готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания».

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Фи...

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания»

Исследование проводилось на базе МДОУ «Ягодка» города Лабытнанги ЯНАО в течение двух учебных годов (2010-2012г.г.).  В исследовании принимало участие 1 группа дошкольников (сначала он...

Опыт использования интерактивной доски (MIMIO) в аспекте подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...

Использование ИКТ при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А ...