Проблема физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
учебно-методический материал

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

Подготовка детей к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема физической подготовки детей  старшего дошкольного возраста к обучению  в  школе

К концу подготовительного периода у детей, как считают психологи , должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.
      Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения, т. е. ослабленные дети.
      Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом 6 - 7 лет. Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.
      Л. С. Выготский считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется прежде всего как утрата детской непосредственности. Л. С. Выготский предполагал, что такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, представляют собой нечто целое. Переживания ребенка сиюминутны, они существуют как отдельные моменты жизни и являются относительно скоропреходящими. Ребенок начинает манерничать, кривляться, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное: ребенок строит из себя шута. В 6-7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я голоден», «я сердит», «я добрый», «я злой» и т. д. 6-7-летний открывает сам факт своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис 6-7 лет.
      Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе.
      Рассмотрев кризис 6-7 лет, можно сделать следующий вывод: за внешними проявлениями - кривлянием, манерничаньем, капризами, которые наблюдаются в этом возрасте, - лежит потеря ребенком непосредственности; потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни; дифференциация возможна тогда, когда возникает обобщение переживаний; на основе такого обобщения у ребенка впервые появляется самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания. Одной из причин формирования самосознания является изменение отношения к среде.
      Появление кризиса в 6-7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.
      Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.
      Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.
      Целью подготовки к обучению в предлагаемой концепции является всестороннее развитие детей 5-летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.
      Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей, на устранение разноуровневой подготовки к школе, исключение дублирования школьной программы.
      Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

Во время социальных потрясений воспитание, развитие и образование маленьких детей становится всё более противоречивым процессом. Родители и педагоги, ученые и философы ведут споры вокруг того, какими путями должна развиваться личность ребенка. Одни из них делают акцент на интеллектуальное развитие (память, сознание, воображение и т.д.). Другие видят главным физическое развитие ребёнка: его здоровье, склонность к заболеваниям, наследственные факторы и прочее. А некоторые считают  развитие социально значимых качеств в ребёнке (общительность, честность, правдивость, справедливость, ценностные ориентиры и пр.).

Очень часто задается вопрос,  каким образом проходит отбор детей в специальные школы и что такое «готовность к школе».

Прежде всего, под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, уровень развития которых может быть разным. [5. с. 5-6]

Подготовка к школе - это также одна из задач дошкольного учреждения. Переход ребенка в школу - качественно новый этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам.

В содержание понятия общая подготовка и готовность входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Рассмотрим содержание и особенности каждого направления.

Неверно понимать специальную подготовку к обучению в школе как количественное накопление знаний. У ребенка-дошкольника хорошая память. Однако одной памяти для успешного обучения недостаточно. Наиболее необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Важно осознавать знания и умения, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделения и удерживания учебной задачи. Для того, что бы дети были интеллектуально подготовлены к школе, нужно дать определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формировании личности ребенка.

Очень важно, что бы ребенок физически был готов к мене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность выносливость. Отсюда следует, ослабленные дети будут иметь склонность к болезням, быстрой утомляемости, низкой работоспособности - это целиком отражается на качестве обучения и состояния здоровья. Таким образом, уже с раннего возраста воспитателям ДОУ и родителям следует заботиться о здоровье детей и формировании выносливости.

В содержании социально-психологической, нравственно волевой готовности к школе выделяют такие следующие компоненты: Готовность к обучению и готовность к новому образу жизни

Готовность к обучению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. К.П. Кузовковой и  Г.Н. Годиной установлено, что  самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста, при внимательном отношении взрослых к этой проблеме, она может приобрести характер устойчивых проявлений в разнообразной деятельности.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм и т.д.

Готовность к обучению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую установку на обязательность обучения.

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения. Интерес к школе у детей проявляется очень рано, происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привлекательной перспективе развития ребенка. Также присутствует эффект «привлекательности неизвестного». Лишь проявление таких мотивов свидетельствует о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе [8. c. 373].

Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки к школе.

Таким образом, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу, тем самым, способствуя успешному формированию готовности детей к обучению в школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая подготовка детей дошкольного возраста

В современных социально-экономических условиях остро встает проблема формирования здоровье сберегающей культуры воспитания навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Физическая подготовка детей дошкольного возраста

Данный материал содержит методический и практический материал для педагогов ДОУ...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Рекомендации для родителей инструктора по физической культуре на тему "Проблема ориентирования у детей дошкольного возраста".

В статье даются рекомендации родителям о том, как научить ребенка различать право и лево в обыденной жизни....

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Обучение грамоте — сложный процесс, требующий тщательной подготовки. ...