Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
консультация

Авраменко Ирина Викторовна

Консультация для педагогов: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

Старший воспитатель И.В Авраменко

         Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий его жизненный путь. Социально-коммуникативное развитие современного дошкольника - это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Социально-коммуникативное развитие в ФГОС ДО выделено в самостоятельную образовательную область. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

•        усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

•         развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

•         становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

•         развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу людей;

•         формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

•         формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:  

−        реализация основной образовательной программы;

−        использование в практике работы ДОУ образовательных технологий;

−        обогащение предметно-пространственной развивающей среды;

−        индивидуализация;

−        создание социальной ситуации развития;

−        организационно-методические условия;

−        доступность;

−        информированность;

−        соблюдение СанПин.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.  Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. Основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

−        содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

−        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

−        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

−        учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре:

−        Игровая деятельность детей с целью освоения различных социальных ролей;

−        Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

−        Патриотическое воспитание;

−        Трудовое воспитание.

Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»:

1.        Формы работы с воспитанниками по ФГОС;

Рекомендуемые инновационные формы работы по ФГОС:

Младший дошкольный возраст:

- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- Организация сюжетных игр;

- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- Игры с моделированием;

- Литература и игра (чтение).

 Средний дошкольный возраст:

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Старший дошкольный возраст:

- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

- Использование метода проектов.

- Использование метода коллекционирования.

- Использование театрализованной деятельности.

- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) .

- Самостоятельная деятельность детей.

2.        Большое значение играет выстраивание партнерских отношений с семьями воспитанников

−        Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

−        Вечера вопросов и ответов;

−        Родительские гостиные;

−        Тренинги по запросам родителей;

−        Клубы по интересам;

−        Родительские конференции;

−        Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

−        Творческие выставки и фотовыставки;

−        Тематические вечера и викторины;

−        Совместные досуги;

−        Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

−        Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

−        Совместное создание мини-музеев.

3.        Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении определенных организационно-педагогических условий:

−        Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

−        Обучение умению слушать и слышать другого;

−        Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

−        Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

−        Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

−        Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

−        Формирование чувства симпатии между участниками общения;

−        Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

−        Обучение умению детей владеть собой;

−        Развитие умения анализировать ситуацию;

−        Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

4.        Требования к основным компетенциям педагога:

−        Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

−         Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

−         Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

−         Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

−         Организация сотрудничества с родителями воспитанников

ФГОС ДО направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

Постоянная непрерывная работа по всем 4-м направлениям данной образовательной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся самостоятельными, целеустремленными, уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми к сверстникам и взрослым, способны к взаимопониманию и сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)

Социально- коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором час...

Карты развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО МБОУ "НШ-ДС№5"

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формиро...

«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление раскрывает систему методического сопровождения  художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспи...

Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста ( в соответствии с ФГОС)

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефици...

Презентация «Социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Актуальность социально- коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефиц...