Программа «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность"
рабочая программа (старшая группа)

Кротова Лилия Фёдоровна

                                       Пояснительная записка.

 

   С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть похожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.  Наверное, нет такого детского сада  где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие педагоги выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно. Вспомним хотя бы гениального чеха-Яна Амоса Коменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам и одна из его учебных книг называлась –«Театр всевозможного».

   Но несмотря на известную «обкатанность», театрализованная игра и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкива- ться педагоги, театрализация остаётся, пожалуй, самой попу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabavushka_5-6.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

______________/Александрова В.Г./

«_____»___________________2018г.

ПРОГРАММА

«Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

                                                               Программу составила:

                                                           Музыкальный руководитель

                                                                      _________________/Л.Ф.Кротова/

                                                                      Рассмотрена и одобрена на

                                                                      педагогическом совете  № 1

                                                                      от 31 августа 2018 года_________

г. Калининград

2018 год

                                     

                                       Пояснительная записка.

   С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть похожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.  Наверное, нет такого детского сада  где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие педагоги выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно. Вспомним хотя бы гениального чеха-Яна Амоса Коменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам и одна из его учебных книг называлась –«Театр всевозможного».

   Но несмотря на известную «обкатанность», театрализованная игра и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкива- ться педагоги, театрализация остаётся, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без неё уже не мыслит ни один воспи- татель или музыкальный руководитель детского сада.

   Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность? С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра, а самая важная особенность театрализованной игры - это интерес всех и детей и взрослых. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате - спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Ведь искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей - педагогическое искусство - тоже опирается на определённые методы и приёмы, на логические модели построения игрового взаимодействия.

   Действительно, сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех её участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми разного возраста. При этом она позволяет включить в обыгрывание  практически любое содержание ( экологическое, математическое, музыкальное и др.). И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные способности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на её основе  взаимодействие с детьми разного  возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами  (психологом, логопедом и др.), а также с родителями.

        Методы работы по театрализованной деятельности позволяют  

 ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Чтобы добиться результатов в таком важном и сложном деле, как воспитание, необходима длительная, кропотливая работа педагогов. При этом важна система воздействия, направленная на достижение поставленных целей и задач, имеющая в своей основе осознанную идеологию, а также продуманную логику построения педагогического процесса.

  Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создаёт условия, в котором естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети - одарённые, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребёнка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке. Важно с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности( такой многогранной и разнообразной). Поэтому одно из главных условий достижения успеха в данной программе это увлечённость педагога, его готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками. Итак, основная цель создания театральной студии «Забава» - всесторонне развитие творческих способностей ребёнка

 В программе выделено два типа задач:

 Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребёнка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Для их решения необходимо:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в

театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и.т.д.);

  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной и с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.      
  • развивать любовь к театральному искусству, умению сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
  • поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывать диалоги действующим лицам;
  • развивать умение детей давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле, формировать эмоциональную выразительность речи детей;
  • развивать творческую самостоятельность детей, побуждать разыгрывать небольшие сценки, самостоятельно распределяя роли, подбирая кукол или атрибуты для творческой игры.                  

Данная программа включает в себя как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.) и как результат - постановка музыкальных спектаклей.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

-творческие занятия;

-кукольные спектакли;

-занятия-тренинги;

-развлечения;

-праздники.

 Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

  Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

-что делать, если ролей не хватает на всех детей;

-кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий, парное проигрывание ролей, кроме того, чтобы охватить всех детей можно придумать дополнительные роли.

Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных героев - несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве  случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных.

В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все и дети, и взрослые-артисты, и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.  Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему,  в конце концов этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

  Планируя свою театрализованную деятельность, опираюсь на программы  «Кукляндия» М.И.Родиной, Бурениной и «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханёвой.

Содержание программы включает в себя комплексы тренингов, психологических  игр с использованием кукол на повышение психологического статуса каждого ребёнка  и сплочение детского коллектива, игр на организацию внимания, релаксационных упражнений,  этюдов  на создание музыкально-игрового образа, сценок  и фонотеки, которая  дополняет спектакли и делает их  более насыщенными и интересными.

Взаимодействуя в игре с другими детьми в драматизации и при помощи театральной куклы, ребёнок, как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищённым, в таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

  Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать ВЫБОР.

Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Программа состоит их 2-х разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет). Программа  рассчитана на 2 года.

 Содержание программы (1 год обучения)

Сентябрь-диагностика

1.Обратить внимание детей на чувство уверенности в новой

   обстановки.

2. Развитие связной  и выразительной речи.

3. Развитие звуковой культуры, координации движений.

Октябрь-апрель.

Развитие осознанного отношения к исполнению роли (исполнение коротких сценок, народных и импровизированных сказок)

-развитие речи, мимики, пластики;

-расширение словаря и понятий о театре;

-работа по формированию культуры поведения на сцене;

Май - диагностика.

-заключительная диагностика;

-совместная работа над созданием театральной афиши, билетов и программ, театральных атрибутов, некоторых декораций и элементов костюмов;

-подготовка и показ спектакля.

Содержание программы 2 год обучения

Сентябрь-диагностика

1.Обратить внимание на развитие личностных качеств детей (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности и др.), способствующих достижению социальной зрелости.

2. Укрепление психологического статуса ребёнка (адекватной самооценки; способности играть главные и второстепенные роли в спектаклях и др.).

Октябрь-апрель.

1. Продолжение работы по всем направлениям предыдущих этапов.

2. Синтез всех видов театра в общих театрализованных

    представлениях.

-развитие речи, мимики, пластики;

развитие творческих способностей детей;

-расширение словаря и понятий;

-работа по формированию культуры поведения на сцене;

Май - диагностика.

-заключительная диагностика;

-совместная работа над созданием театральной афиши, билетов и программ, театральных атрибутов, некоторых декораций и элементов костюмов;

-подготовка и показ спектакля.

Первый год обучения.

Цель : Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал, вовлекать их в различные театрализованные представления.

Упражнения.

Цель: Учить детей концентрировать внимание и переключаться с одного действия на другое.

Виды упражнений.

  • На развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь, внимателен!», «Сочини сказку», «По ягоды», «Полёт», «Ёжик», «Замри!», «Дождик поливает грядки», «Не упади!», «Птицы», «Белый медведь», «Сорока», «На лошадке», «Наши кони чисты», «Купание», «Лужа».
  • На развитие памяти: «Художник», «Запомни позу», «Узнай инструмент»,
  • На развитие мышления: «Карнавал зверей», «Смастери и сочини», « «Бывает же такое».
  • На развитие воображения и фантазии: «Фантазёры», «Выбери профессию», «Оживи предмет».
  • На развитие голоса, речи и артикуляции; «Простоквашу дали Клаше», «Котауси и Мауси», «Дождик, лей!», «Варвара», «Старуха-говоруха», «Потягушки», «Бублик и баранка», «Поедалочка», «Заварили чай», «Солнышко-вёдрышко», «Вёз корабль карамель», «Волк овцу весь день волок», «Бабка-липка».
  • На развитие музыкального ритма (с атрибутами): «Наш оркестр», «Сделай, как я», «По ягоды», «Молоток», «Смешинка», «На самолёте».
  • На выразительность жеста: «Прятки», «Апельсин», «Считалка о рыбалке», «Купили по книжке братишкам», « Строитель хочет строить дом».
  • На выразительность основных эмоций: «Воробей», «Мишка», «Капуста», «Заяц, заяц, чем ты занят?», «Печалиться не надо», «Петушки», «Ну-ка, повтори!», «Палочка-выручалочка», «Зеркало».
  • На сопоставление различных эмоций: «Шар надули две подружки», «Мишка лапу занозил», «Встретил ёжика  бычок»,   «Пассажиры», «Цветы».
  • На воспроизведение отдельных черт характера: «Шерсть чесать, рука болит», «Носорог», «Добрый доктор Айболит», «Верблюд», «Мы играли в каравай», «Шлёпают гуськом гусята», «Коза и козлята», «Лиса».

Игры.

Цель: Развивать у детей интерес к различным творческим заданиям.

  • На расширение словаря: «Назови ласково соседа», «Придумай рифму», «Солнечные зайчики и тучка», «Петя-петушок», «Маскарад», «Здравствуй, Осень!», «Лавата».
  • На повышение психологического статуса и сплочения детского коллектива: «Что это за сказка?», «Козочка и пастух», «Наши кони чисты», «Полёт», «Не упали!», «Заморожу», «Спрячься от гусей-лебедей», «Зайцы и волк», «Здравствуй, дружок!», «Гости», «Рыбки», «Хоровод дружбы», «Здравствуй, друг!».
  • На организацию внимания: «Догадайся, кто я», «Сигнальщики», «Мишка и пчёлы», «Паучок и мушки», «Гриб волнушка», «Филин», «Звёздочки», «Иголка и нитка».
  • На развитие слухового внимания: «Я бегу, бегу, бегу», «Яблоко», «Ветер северный», «Кит и рыбки», «Горячий конь».
  • На координацию речи и движений: «Мышки», «Кот-царапка», «Снежинки, летайте!», «Волшебный цветок», «Весёлые путешественники», «Где петушок носит гребешок?», «Прыгай, прыгай, заинька!», «Лесные жители», «Колобки», «У моря».  

Игроритмика.

Цель: Развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей.        

«В пустыне», «Самолёт», « Мишка-воришка», «Заинька», «Принцесса», «Муравьи», «Прогулка в лес», «Грибы», «Ты, шагай!», «Лёшкин клён», «На огороде», «Мороз», «Зимние забавы», «Умелые руки», «Обезьянки», «Кто как идёт».

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развивать координацию движений в мелких мышечных группах

            пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений в этих

           суставах, улучшение координаций в работе зрительного,

           слухового и двигательного анализаторов, развитие быстроты

           реакции.

«Здравствуй!», «Кот», «Маляр», «Гусеница», «Меж еловых лап», «Малина», «Варим суп», «Осень», «Строим дом», «Снеговик», «Украшаем ёлку», «Мастера», «Вышла чашка погулять», «Вертолёт», «Самолёт», «Две мартышки».

Сказки-импровизации.

Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребёнка.

«Сочини сказку»,«В лесу»,« Добрая девочка»

Этюды.

Цель: Развивать у детей умение  творчески перевоплощаться.

На выразительность изображения мимики:

- «Учимся говорить по-разному», «У страха глаза велики», «Курочка- ряба»,

На развитие выразительности пантомимики:

- «Разговор с  лесом»,

На создание музыкально-игрового образа:

- «Едем на паровозике»,  «Колобок на новый лад».

Танцы и хороводы.

Цель: Развивать у детей чувство ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой и текстом.

-«Осенний сон»,  А.Джойса, «Сударушка», «Полька», «Вальс» П.И.Чайковского.

-«Урожай собирай», «По малину» А.Филиппенко, «Новогодний хоровод»

Дыхательная гимнастика ( по методу Т.В.Будённой)

Цель: Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы органов.

«Вкусная жвачка»,  «Волны iшипят», « Собака», «Насос»,«Ныряние»;

«Подуем в шарик», «Страшная сказка» (на увеличение выдоха», «Зайчик»,

«Плаваем», «Звуковое дыхание»,  «Мишка пугает детей» (на развитие жевательно - артикуляторных мышц), «Мишка принюхивается» (на развитие мимико-артикуляторных мышц),«Сидим по-турецки», «Ветер», «Салют» (на приобретение навыка короткого, активного выдоха», «Волчок».

-«Дыхательные упражнения с подниманием рук вверх».

-«Вдох- поднимаем руки вверх, выдох- опускаем руки».

Фонопедическое упражнение. ( по методу В.В.Емельянова).

Цель: Развивать у детей речевое дыхание и навыки артикуляционный моторики.

 «Осень», «Дорожкино - Лукошкино», «Петушок», «Перед дождём», «Листочек», «Поёт вьюга свою песню», «Метель», «Напугаем медведя», «В лесу», «Зима», «Морозята», «Снежинка», «Кто как кричит», «Ракета», «Весна», «Полюбуйся -Весна!», «Колокольчики будили».

Релаксация (по методу М.И. Чистяковой).

Цель: Учить детей правильно расслабляться и отдыхать.

«Загадочные сны», «Дождь», «Тихий сон», «Сон-фантазия», «Море волнуется»

Драматизация сказок:

Цель: Развивать  умение детей использовать различные средства

      выразительности в передаче образов героев сказок:

«Гуси-лебеди»,  «Колобок на новый лад».

        Второй  год обучения.

Цель : Продолжить развивать  артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал, вовлекать их в различные театрализованные представления.

Упражнения.

Цель: Учить детей концентрировать внимание и переключаться с одного действия на другое.                      

Виды упражнений.

  • На развитие памяти: «Обезьянки», «В музее восковых фигур», «Строители», «Собери подснежники», «Приставалка», «Сигнальщики».
  • На создание игрового образа: «Новые штаны»,  «За столом», «Уважительная причина», «Вот какие чудеса», «Курочка и петушок», «Где вы были?», «Овощи», «Цапля», «Медведь»,

    «12 месяцев», «Веник», «Потеря», «Плясовая», «Лягушка».

  • На развитие восприятия: «Распознай атмосферу», «Обидели», «Угадай», «Произнеси слово», «Удержи атмосферу».
  • На развитие воображения и фантазии: «Слушаем звуки», «Нам грустно», «На берегу моря», «Чайник», «Цветок», «Прогулка», «Котёнок», «Арбуз», «Крот»
  • На развитие мышления: «Наш оркестр», «Робот», «Смерч», «Шаловливые сосульки», «На коне», «Приземление».
  • На развитие голоса,  речи и артикуляции:  «Щегол в гнезде щеглят считал», «Скок-поскок», «Гром гремучий», «Серый ворон», «Бегут, бегут со двора», «Солнышко»,
  • На развитие слухового внимания и ритма. ( с атрибутами): «Весёлые молоточки», «Повтори за мной», «Ритмическое эхо». «Мы идём», «Дождик», «Мосток», «Кузнец», «Самолёт», «Молоточки», «Замри!» «Яблоки», «Три барабана», «Бубен», «Оркестр».

Игры.

Цель: Развивать у детей интерес к различным творческим заданиям.

  • На расширение словаря: «Придумай ласковое слово», «Разноцветная карусель», «Гуляем в парке»,  «Зоренька-заря», «Егорка», «Совушка-сова».
  • На повышение психологического статуса и сплочения детского коллектива: «Поиграем в день рожденье», «В гостях у Снежной Королевы», «Давайте всё делать как я», «Перстенёк», «Тропинка», «Дети и волк», «Цыплята и коршун».
  • На организацию слухового внимания: «Звуки улицы», «Кто за дверью прячется?», «Мы идём», «Ледяные фигуры», «Не заблудись!», «Найди своё дерево», «Кто пасётся на лугу?», «Рыбка» «Снежная баба», «Весёлый бубен», «Маленькая Юлька», «Жмурка с колокольчиком», «Часы».
  • На координацию речи и движений: «Зайкин день», «Совушка-сова», «Седьмой прыжок», «Собираемся на бал», «Сапожник», «Заяц и лиса», «Чучело», «Горошина», «Снеговик», «Медведь», «Звездочёт», «Огуречик», «Волчок», « Как на горке снег идёт»,

«Звери на ёлке», «Тополёк», «Кошка хвостиком играла», «Пограничники», «Сова», «Лягушата».

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развивать координацию движений в мелких мышечных группах

            пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений в этих

           суставах, улучшение координаций в работе зрительного,

           слухового и двигательного анализаторов, развитие быстроты

           реакции: «Зайкин день», «По грибы», «Пирог», «На ёлке», «Пироги пшеничные», «Аты-баты», «Как петух в печи», «Напёрсток», «Герасим- грачевник», «Чебурек», «Зайчик и ушки», «Птенчики в гнезде», «Осенний букет», «Осенние листья», «Капуста», «Орехи», «Сидит белка», «Из песка мы смастерим», «Не плачь, куколка моя», «Мухи»,«Вышел котик погулять», «Танец мух», «Мячик», «Я- художник», «Бойцы-молодцы», «Птичка», «По клавишам стучим», «Пирожки и плюшки», «Кря! Кря!  Кря!»

Игроритмика.

Цель: Развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей: «Эхо», «Тук-тук!», «Цветы», «Капли», «Дрозд- дроздок», «Колоски», «Петушок», «Дедушка Рох», «Синичка», «У оленя дом большой», «Едем, едем на лошадке», «На коне», «Башмачок», «Мы шагаем», «Будь, космонавтом!», «По дороге мы идём», «Мы идём по кругу», «Раз-два!», «Помидоры», «Ёжик и барабан», «Подсолнух», «По извилистой дорожке» «Карусели», «На дворе мороз и ветер» «Метелица», «Кошкин дом», «Хорёк».

Сценки - импровизации.

Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребёнка:«Добрые соседи»,«Воскресенье»,

« Одинокая ёлочка», «Гости», «Ёжик и мышки», «Весёлые музыканты».

Этюды.

Цель: Развивать у детей умение  творчески перевоплощаться.

  • На восприятие отдельных черт характера: «Мне грустно», «Бараны», «Пластилиновый пёс», «Что я могу», Нагрубил», «Груша», «Говорит гусь Коле», «Весёлый старичок», «Хитрый Ивасик», «Сеня-трус-всего боюсь», «Орехи», «Кто как ходит».
  • На развитие воображения: «Слушаем звуки», «Нам грустно», «Капли», «Подарки», «Весёлые слоны», «Каравай», «Злой волшебник», «Важный пёс», «Рисунок», «Облака».
  • На создание музыкально-игрового образа, «Отлёт птиц», «Колоски», «В гостях у гнома», «Собираемся на бал», «Собираем урожай»,
  • На развитие мышления: «Прачки», « Снежный ком», Дровосек», «Уж как шла лиса».
  • На выражение основных эмоций: «Курочка», «Приятная встреча», «Грустная песенка», «Зайка, заинька-дружок», «Заболела эта книжка», «Слон и ослик», «Прыжки с остановкой».
  • На сопоставление различных эмоций: «Заячий дом», «Тигр-свирепый зверь», «Весёлый старичок».

Танцы хороводы:

Цель: Развивать у детей чувство ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой:

-« Алёнушки», «Менуэт», «Лесные человечки», «Кадриль»;

-На горе-то калина» (р.н.п.), «Урожайная –хороводная» А.Филиппенко, «Времена года» (нем.н.п.) ,«Широкий хоровод» ( фран.н.п.).

Дыхательная гимнастика ( по методу Б.Толкачёву

Цель: Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы органов: «Снегири», «Волны iшипят», «Ветер и листья», «Подуй на пальцы»,

«Насос», «Ныряние», «Мышка принюхивается», «Подуем в шарик», «Плаваем», «Сидим по-турецки», «Синьор-помидор», «Осы», «Пожалеем мишку», «Пузыри», «Пчела», «Дятел», «Ветерок», «Ёжик».

Релаксация.

Цель: Учить детей правильно расслабляться и отдыхать:«Глажу котёнка», «Крепкий сон», «Мою руки», «Звуки леса», «Звери и птицы спят», «Наши ножки устали».

Драматизация сказки.

Цель: Совершенствовать умение детей

-«Лечебная травка»

-«Муха-Цокотуха»;

Тематический план (1 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Литература

1 блок «Творческое знакомство»

Сентябрь-октябрь

-начальная диагностика;

-формирование у детей чувства уверенности в новой обстановки;

-создавать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений;

 -знакомство с различными видами театров;

-освоение основных театральных действий.

2 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

2 блок « Этюды»

Ноябрь-декбрь

-развивать способность понимать собеседника;

- учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты сказочных персонажей; (этюды тренинги, пантомимические игры);

-совершенствовать интонационную выразительность (этюды,

тренинги, упражнения).

4 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

3 блок «Сценки»

Январь-февраль-

март

-расширить «словарь» жестов и мимики;

-учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев (пальчиковые игры);

-совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки;

-развивать интонационный строй речи детей (упр., игры, ситуации на отработку интонационной выразительности);

-сценка «Теремок»

4 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

        

        

        4 блок «Драматизация сказки»

Апрель-май

-диагностика детей;

-погружение в сказочную ситуацию;

-учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность;

-совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя

разнообразные средства выразительности (упр. этюды,

тренинги);

-распределение ролей, ряжение;

-драматизация сказки.

4 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Тематический план (2 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Литература

1 блок «Творческое знакомство»

Сентябрь-октябрь

-начальная диагностика;

-формирование у детей чувства уверенности в новой обстановки;

-создавать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений;

 -знакомство с различными видами театров;

-освоение основных театральных действий

.-экскурсия в  театр.

2 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

2 блок « Этюды»

Ноябрь-декабрь

-развивать способность понимать собеседника;

- учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты сказочных персонажей; (этюды тренинги, пантомимические игры);

-совершенствовать интонационную выразительность (этюды,

тренинги, упражнения);

-экскурсия в театр.

4 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

3 блок «Сценки»

Январь-февраль-март

-расширить «словарь» жестов и мимики;

-учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев (пальчиковые игры);

-совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки;

-развивать интонационный строй речи детей (упр., игры, ситуации на отработку интонационной выразительности);

-сценка «Гуси-лебеди»

4 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

4 блок «Драматизация сказки»»

Апрель-май

-диагностика детей;

-погружение в сказочную ситуацию;

-учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность;

-совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя

разнообразные средства выразительности (упр. этюды,

тренинги);

-распределение ролей, ряжение;

-музыкальная сказка.

4 часа

М.И.Родина,,А.И.Буренина

«Кукляндия»,

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»,

А.М.Михайлова

«Сказотерапия»,

А.И.Буренина

«Театр всевозможного»,

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Структура комплекса занятий с детьми в театральной студии

Части комплексов

Длительность

Количество упражнений

Преимущественная направленность упражнений

Вводная часть

- приветствие

(в игровой форме);

- тренинг;

5 минут

2 упражнения

-на развитие мимики;

--на выразительность движений.

Основная часть.

- работа над сценками и этюдами

25 минут

4 этюда,

2 сценки.

-совершенствовать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей;

-работа над актёрским мастерством;

-развитие звуковой культуры.

Заключительная часть.

-упражнения на релаксацию;

-уход из театральной студии.

5 минут

2 упражнения

-на развитие воображения, произвольности движений;

-на повышение психологического статуса ребёнка и сплочения детского коллектива.

Структура проведения занятий в театральной студии.

1-й этап-знакомство с театром.

Дети смотрят представление, которое им показывает взрослый или старшие  дети. Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театральной деятельности.

2-й этап-подготовка к представлению.

 Это выполнение упражнений: для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.

3-й этап- игры- импровизации.

 На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.

4-й этап-выступление.

Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для  музыкальных спектаклей либо для постановки драматизации. На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей и как артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнёрства, учатся двигаться и ощущать пространство сцены ( одному и в коллективе).

Логика построения содержания работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату-выступлению.

              Принципы организации совместных творческих игр

                    детей  раннего возраста и педагогов.

   Существуют различные способы организации деятельности детей в

разновозрастной группе. Наиболее типичный из них- подгрупповая ра-

бота педагога с дошкольниками, когда дети одновременно занимают-

ся разными видами деятельности, иногда с различными специалиста-

ми (например, логопедом, психологом и др.).

   Другой, более сложный способ –включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдётся интересная и посиль- ная роль или задание. Такой объединяющей, универсальной  деятель- ностью является театрализованная игра, которая, как упоминалось выше позволяет реализовывать буквально любое содержание в раз-

личных формах работы с детьми (на занятиях, экскурсиях, утренниках и др.).

   В предлагаемой технологии реализуется деятельный подход, в про-

цессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой дея-

тельности:

- мотивизация в игре;

- определение темы и цели игры;

- выбор игровых средств, распределение ролей;

- апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достиже-

  ния цели (апробирование различных вариантов);

- достижение игровой цели;

- осознание результатов игры.

   Данный деятельностный метод является одним их ключевых в кон-

цепции современного развивающего обучения. Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний  в объяснительно-

иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети

с помощью педагога сами находят способ решения проблемы.

   Напомним и другие дидактические принципы, которые особенно важны для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста.

  • Принцип психологической комфортности.

    Это прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя

   «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей

   на успех и главное, ощущение радости, получение удовольствия от

   самой деятельности.

  • Принцип творчества (креативности).

    Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на твор-

    ческое начало, приобретение детьми собственного опыта творчес-

    кой деятельности.                                        

  • Принцип целостного представления о мире.

    Здесь речь идёт не просто о формировании научной картины мира,

    но и о личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, а так-

    же об умении применять их в своей практической деятельности.

    В современной трактовке это называют компетентностным подхо-

    дом.

  • Принцип вариативности.

    Современная жизнь требует от человека умения осуществлять

    выбор -от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный

    принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления,

    то есть понимания возможности различных вариантов решения

   задачи». Этот метод развивает не только творческое, «изобразите-

   льное» мышление у детей и педагога, но и тренирует способность

   спокойно, философски относиться к «тупиковым» ситуациям, умение    искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных

   ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип даёт

   свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить

   множество различных вариантов реализации требуемого содержа-

   ния в работе с детьми.

  • Принцип минимакса.

     Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности

     детей и обеспечить их продвижение вперёд своим темпом.

     Перечисленные выше дидактические принципы ещё раз доказали,

что стержнем каждой такой модели является игровая тема, которая становится смыслообразующей для развёртывания различных вариантов театрализованной деятельности. Вокруг игрового сюжета

педагог выстраивает содержание различных видов деятельности,  организует совместное творчество с детьми разного возраста, пред- лагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого  ребёнка. Так в сочинение сюжетов  активное участие принимают, как правило старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением

исполнением доступных для них ролей (зайки, кошечки, цыплята и др.)

Кое-что необходимое для спектакля малыши могут изготовить на заня-

тиях по изодеятельности (например, украсить платочек или фартучек

для Матрёшки). Приводить много примеров, пожалуй нет смысла, пос-

кольку каждый педагог на практике увидит много возможностей для

включения каждого ребёнка в игру.

   Как правило обыгрывание предложенных ниже моделей подводит

детей к постановке спектакля либо к сочинению истории, которую мож-

но записать, нарисовать иллюстрации, создать макет придуманного ими сюжета и потом самостоятельно продолжать играть с ним.                                              

                              Моделирование игровых ситуаций.

  На мой взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и

дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закреплённые бытовой культуре как известные обряды или традиции, или знакомые сказки, например празднование дня рождения , встречу Нового года,

новоселье , сюжет знакомой сказки. Именно это имеет опору на их

собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения.                       

  Игра в «День рождения»

Действительно, каждый ребёнок с детства знает, что у всех есть

день рождения, Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается

поздравлять именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою

очередь должен заранее пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он будет развлекать и.т.д. анализ данной традиции высвечивает некую схему или модель: «Именинник» - «Гости» -«Угощение» - «Поздравление» - «Развлечения».Таким образом, сюжет празднования «Дня рождения» приобретёт законченное драматурги- ческое развитие. Рассмотрим вариант его обыгрывания.

Если на место именинника подставить разных персонажей, то на

основе этой схемы можно смоделировать множество ситуаций. Конеч- но, персонажи игры выбираются произвольно либо в соответствии с

сюжетом сказок (сначала. безусловно, необходима помощь взрослого)

а кто придёт на день рождения без приглашения и что тогда произой-

дёт -это уже игровая задача, которую можно решить вместе с детьми и

таким образом сочинить оригинальный сюжет, свой сценарий игры.

Итак, игровые задания:

1. Придумать:

  • Кто празднует день рождения (Котёнок, Матрёшка, Буратино,

    Василиса Премудрая и др.)?

  • Кто приглашён в гости?
  • Какие подарки принесут гости?
  • Какое будет приготовлено угощение?
  • В какие игры все будут играть?
  • Что может произойти если придёт незваный гость?
  • Сочинить конец.

2.Придумать и изготовить:

  • эскизы костюмов;
  • атрибуты для игры;
  • декорации (или их элементы);

3.Подобрать музыку:

  • для общих танцев;
  • для характеристики персонажей.                                                

Действительно, вымышленный день рождения даёт столько простора фантазии, может реализовать задачи по развитию речи (формирова-

ние диалоговой и монологовой речи, воспитание звуковой культуры

речи и.т.д. ), и по развитию логико-математических представлений детей (сколько придёт гостей, сколько нужно приготовить посадочных

мест, приборов и др.) и акцент на различных структурных элементах

данной модели поможет педагогу сориентировать игру на определён-

ное направление: экологическое -если в центре внимания- животное,

цветок, дерево; музыкальное- если заняться подбором музыкальных характеристик персонажей. В процессе обыгрывания данной ситуации представляется много возможностей для организации изодеятельнос-

ти с детьми (изготовление пригласительных билетов, подарков для

именинника и др.) А каким интересным можно придумать празднич-

ное меню! Тут и знакомство с кулинарными рецептами, и с правилами

сервировки стола. Составление сметы требует знаний того, сколько

стоят продукты, как рационально их можно использовать, и в каком

количестве их нужно иметь, чтобы угостить определённое количество гостей (практическая математика). Модель «День рождения» также чрезвычайно удобна для серии занятий по культуре поведения:

- как подобрать (изготовить) и упаковать подарок,

- как его преподнести имениннику,

- как именинник должен его принять, какими словами поблагодарить,

- как гости и хозяин ведут себя за столом и.т.д.

В игре можно безболезненно для самолюбия детей показать ошибки

поведения тех или иных персонажей.

   Обратим внимание на «сверхзадачу» этой игры-социально-эмоцио-

нальное и нравственно-коммуникативное развитие личности ребёнка.

Как уже подчёркивалось, в работе с дошкольниками главным приори-

тетом является воспитание, а не обучение.

Итак, какие же нравственные черты характера позволяет сформиро-

вать данная игра? Да, конечно общительность, заботу друг о друге,

доброту.

        Игра в пересказывание сказок и историй «наоборот»

   Сочинить новый сюжет можно путём пересказывания событий в

 обратной последовательности, либо изменив характеристики персонажей, мотивы их поступков и.т.д.

   Попробуем, например, подсказать, как можно рассказать сказку

«Колобок» наоборот.

   Сначала всё происходит по тексту сказки. После того, как Старуха

испекла Колобок и положила его на окошко студиться, педагог заме-

чает, что Старуха от работы устала и заснула, а Колобок лежал-лежал на окошке, стал черстветь и…покатился по дорожке. Затем он встре-

чается с известными персонажами и предлагает им себя съесть                                                    

(поёт рекламную песенку).

   Итак, творческие задачи:

  • сочинить рекламную песенку Колобка;
  • придумать ответы зверей, которые не хотят его есть;
  • придумать счастливый (и поучительный) конец всей истории.

Творческие задания на развитие пантомимы.

                                          Задания.

1. Показать как (Коза, Баба-яга, Красная Шапочка и др.)

-   смотрится в зеркало;

-   пробует любимое блюдо;

-   выслушивает комплимент;

-   выслушивает замечание;

-   садится на стул.

2. Диалоги-пантомимы:

-   разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга с помо-

    щью жестов в различных ситуациях, например: в магазине, на вок-

    ле, в аптеке и.т.д.;

-   разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает

    на ногу другому (например в трамвае); показать как они выясняют  

    отношения с помощью жестов.

3. Загадки-пантомимы:

- в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.)-

  отгадать, какой товар нужен покупателю или какой стоит на полке;

- в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

- отгадать профессию (по характерным движениям и позе);

- отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, само-

  лётом, поездом и пр.);

- отгадать настроение ( по позе, выражению лица, походке и.т.д.);

- отгадать, какая на улице погода;

- определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака»,

  очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут

  ботинки, и.т. д.).

4. Показать (руками или пальцами):

- Стой на месте!

- Идём со мной!

- До свидания!

- Давай, помиримся!

- Я тебя люблю!

- Я боюсь!

5. Показать частями тела:

- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной , человек»;

- как твой палей говорит: «Иди сюда!»;                                              

- как твои глаза говорят: «Нет»;

- как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»;

- как твоё ухо говорит: «Я слышу птичку»;

- как твой нос говорит: «Мне что не нравится…»

              Этюды на развитие творческого воображения.

   Как считал К.С.Станиславский, творчество начинается с магичес-  кого «если бы», т.е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуа-

ции дети легко принимают эти условия и начинают действовать в

вымышленной ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений

1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- королевский трон;

- аквариум с экзотическими рыбками;

- костёр;

- куст цветущих роз.

2. Передать книгу друг другу так, как будто это:

 -  кирпич;

 -  кусок торта;  

 -  бомба;

 -  фарфоровая статуэтка и.т.д.

3. Взять со стола карандаш так, как будто это:

 -  червяк;

 -  горячая печёная картошка;

 -  маленькая бусинка.

4. Выполнять различные действия:

 -  чистить картошку;

 -  нанизывать бусы на нитку;

 -  есть пирожное и.д.т.

                                              Заключение.

   Главное , что мы педагоги хотим добиться используя в своей работе игры-драматизации - это творческое развитие детей и взрослых.

   Участие детей в театрализованных играх проявляет их способности,

умения, темперамент и характер. Помогает преодолеть свою стесни- тельность, когда они впервые играют на праздничном утреннике, раз-

вивает их память, внимание, мышление, речь. Лёгкость и радость общения с ребёнком, готовность к импровизации и экспромту, стрем-

ление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

        Литература.

     1.   Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» - 2013 г.

 2.   А.И.Буренина «Театр всевозможного» - 2010г.

        3.   А.И.Буренина, М.А.Родина «Кукляндия» - 2008 г.

  1.  А.И.Буренина «Коммукативные танцы-игры для детей» - 2009 г.
  2.  А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»-2009 г.
  3. А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнникова «Тутти»-2012 г.
  4. Л.Б.Гавришева, Н.В. Нищева «Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»-2008 г.
  5. Н.В.Зарецкая «Календарный музыкальные праздники в детском саду» -2011г.
  6. М.Ю.Картушина «Театрализованные представления для детей и взрослых»-2011г.
  7. И.М.Каплунова и И.А.Новоскольцева «Игры, аттракционы, сюрпризы»

-2015 г.

  1.  М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду» -2010г.
  2. С.И.Мерзлякова «Театрализованные игры» -20121 г.

13. М.А.Михайлова «Развитие музыкальный способностей детей»-2011 г.

14. Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика для детей» -2012 г.

15. М.И.Чистякова «Психогимнастика» -2012 г.

16. Н.А.Щербакова «Музыкальный сундучок» -2012 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

В данной статье авторы рассматривают вопросы влияния театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника, способы и формы ее организации в детском саду.  Делятся опытом ра...

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.

Доклад: Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельностьТворчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, с...

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.  Это самый распространенны...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Театрализованная деятельность пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театр оказывает на личность ребенка, позволяет использовать его, как сильное, но не навязчивое пед...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...

Доклад для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». Гусейнова Н.С.

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность»....