Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством развивающих и дидактических игр.
статья

Морозова  Ирина Викторовна

В данной статье затронута проблема развития психических процессов у детей с нарушениями слуха. Дети дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости имеют значительное отставание  в 

развитии памяти, внимания и мышления по сравнению с их слышащими сверстниками, что негативно сказывается на интеллектуальном развитии. Чтобы преодолеть  отставание детей, связанное с потерей

или нарушениями слуха, недоразвитием речи, ограниченностью словесного общения в развитии от нормально слышаших детей, необходимо развивать психические процессы.

Одним из главных путей программы интеллектуального развития детей снарушениями слуха  и являются развивающие и дидактические игры, примеры которых представлены в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx757.39 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством  развивающих  и  дидактических игр.

                                                                                                                                        Морозова И.В.    

                                                                                                                              Воспитатель ВВК

                                                                                                                              ГБДОУ д/с №27 «Надежда»

 

Актуальность использования развивающих и дидактических игр                                                                в развитии интеллектуальных способностей детей с нарушениями слуха.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В дошкольные годы происходит становление первых форм абстракции, обобщений и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.

Главными путями программы интеллектуального развития детей являются познавательные и развивающие игры, а так же самостоятельная детская деятельность, развлечения, вечера досуга, организуемые детьми.

Игра – одно из самых привлекательных занятий. Достоинство игровой деятельности известно всем. В процессе игры развиваются планирование, воображение, умение анализировать результаты, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир, нужно только использовать способность воспринимать информацию через игру.

Поэтому важно как можно раньше начать формирование и развитие творческих способностей ребенка. Для этого надо окружить малыша такой системой отношений и такой обстановкой, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность.

Для творческого процесса необходима высокая концентрация внимания. Способность долго и увлеченно заниматься, преодолевать преграды лучше всего воспитывается в таких ситуациях, когда человек достигает  «потолка» своих возможностей, поднимая его все выше и выше.

Перенапряжения и переутомления не будут страшны ребенку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат гармонией того, что даже интенсивная умственная работа пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная  ребенку свобода не только исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

Для ребенка с нарушениями слуха игра имеет еще большее значение, т.к. она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально  слышащих детей, связанное  с потерей или нарушениями слуха, недоразвитием речи, ограниченностью  словесного общения. Таким детям необходимо развивать познавательные способности – это те психологические качества, которые определяют быстроту  и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разных практических задач.

Психофизиологические особенности и проблемы развития памяти и внимания у детей с нарушениями слуха.

Как известно, одну из ведущих ролей в познавательной функции человека играет память.

Память – это познавательный психический процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого. В памяти отражается прошлый опыт человека – результат его восприятия, переживаний, деятельности.   Она имеет огромное значение в жизни человека и, особенно  в жизни человека с нарушениями слуха.

Память является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его сознания и психических свойств, которое осуществляется в процессе воспитания и обучения (приобретение знаний, умений и навыков).

Функции памяти:

  • Запечатление
  • Сохранение
  • Узнавание
  • Воспроизведение

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным. Если человек не ставит перед собой цель запомнить материал и последний закрепляется сам собой, без волевых усилий, то в этом случае говорят о непреднамеренном или непроизвольном запоминании. Если же перед человеком стоит задача запомнить материал, усвоить его, то в том случае имеет место преднамеренное запоминание.

 Основная цель в  работе с детьми с нарушениями слуха  – это развить у них возможность именно произвольного запоминания.

Виды памяти:

  • Моторная (память – привычка)
  • Эмоциональная (память чувств: зрительная, слуховая, тактильная)
  • Логическая (смысловая)
  • Образная

Без специального обучения и воспитания ни один вид памяти не сформируется у детей с нарушениями слуха.

В жизни не слышащего ребенка очень важная  роль принадлежит зрительнoй памяти.

Важное условие развития памяти ребенка с нарушениями слуха – это совершенствование всей интеллектуальной деятельности,   его внимания и  мышления, как наглядно – образного, так и словесно – логического.

В процессе работы с  не слышащими дошкольниками, одна из основных задач - это необходимость помогать, им овладевать запоминанием на длительный срок. Глухим детям особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо научиться связывать вновь запоминаемое,  с ранее приобретенными знаниями, включать новые знания в уже сложившуюся систему.

Необходимо отметить, что все психические процессы неразрывно связаны и составляют основу полноценной интеллектуальной личности. Именно поэтому нельзя рассматривать память от таких важных психических функций как внимание и мышление.

 Как известно, роль внимания в психической деятельности человека очень широка. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком с нарушениями слуха доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может ни научиться подражать действиям взрослых, ни действовать по образцу, ни выполнять словесные инструкции.

Внимание заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов с одновременным отвлечением от всего остального, то есть в сосредоточении психической деятельности на чем – то определенно. Внимание является необходимым успехом полноценного восприятия, имеет громадное значение для процесса восприятия   материала.

Внимание обладает параметрами или свойствами:

  1. Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно.
  2. Концентрация внимания – это степень сосредоточения сознания на объекте. Концентрация обеспечивает углубленное изучение познавательных объектов и явлений.
  3. Интенсивность внимания характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
  4. Устойчивость внимания – это общая направленность в процессе деятельности.
  5. Распределение или сосредоточение внимания выражается в умении выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами или объектами. Это способность выполнять несколько различных действий.
  6. Переключаемость внимания – это перенос внимания с одного объекта на другой.

Современные исследователи выделяют основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание детей с нарушениями слуха  неустойчиво, что объясняется тем, что у них быстро наступает истощаемость нервных клеток. Они быстро устают от предложенной им деятельности и отвлекаются на другие предметы.

Учитывая невозможность одновременного восприятия ребенком  с нарушениями слуха наглядного пособия и понимания  словесного объяснения, сначала  предлагается ребёнку рассмотреть показываемый объект и уже, затем дать объяснение его содержания.

 Поскольку  ведущим компенсирующим анализатором у детей с нарушениями слуха является зрение, то основной  задачей, направленной на развитие произвольного внимания, выступает грамотный подбор наглядного материала (он должен быть ярким, красочным, необычным, интересным), а так же четкое регулирование смены деятельности. Именно поэтому, одно из важных мест в  работе с детьми  занимают развивающие и дидактические игры.  

 

Особенности применения развивающих игр в работе с детьми с нарушениями слуха.

Творческие способности лучше всего развиваются у малышей в игре. Играя, дети используют игрушки, строительный материал, пирамиды, кубики, мозаику, но их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения.

Поэтому нужны игры нового типа,  игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов.
  2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде моделей, плоского рисунка, письменной или устной инструкции. Таки образом знакомят его с различными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены, как правило, в порядке сложности, т.е в них использован принцип “от простого к сложному”.
  4. В задания входят задачи разной сложности, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
  6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  8. Решение задач предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.
  9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью.
  10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

 

В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения   -  «от простого к сложному»   с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно. Эти игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В практике дошкольного воспитания подбор игр часто бывает недостаточно продуманным, и даже случайным. Между тем выбор игры для педагога – дело серьезное и ответственное.

В работе с детьми с нарушениями слуха необходимо привлечь их внимание  к развивающим играм в нерегламентированный период их деятельности и, как отдельные задания на занятиях. Сначала, естественно,  предлагаются более простые игры.

КУБИКИ НИКИТИНА «Сложи узор»

Эта игра направлена на  развитие конструктивных способностей, развитие способностей к анализу и синтезу, пространственного мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, речи. В процессе игры дети с нарушениями слуха тренируют навыки счета, учатся ориентироваться. На первом этапе предлагается детям неполный набор кубиков из 4, 5, 9 штук и более простые задания с названиями изображений: «дорожки», «снежинка», «елочка», «светофор» и другие. Потом игра усложняется. Дети выкладывают изображения из 16 кубиков по расчлененной схеме, затем по нерасчлененной схеме, а далее придумывают самостоятельные узоры и названия к ним.https://pic8.kidstaff.net/pictures_user/356/886651/17912716/886651_20160316124251_1920_600x600.jpg

Регулярные игры и занятия с кубиками воспитывают такие важные качества личности   ребенка  как усидчивость, аккуратность, точность, целеустремленность, самостоятельность, учат ребенка мыслить творчески.  http://natatoys.biz/image/cache/data/IMG_1717-800x800.jpg

В работе с детьми с нарушениями слуха   также можно  использовать развивающие игры

В. Воскобовича.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В. ВОСКОБОВИЧА

Развивающие игры В.Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон участников игры. С одной  и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных задач.

Эти игры многофункциональны. С помощью одной игры  можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок с нарушениями слуха осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет и форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Оригинальность этих игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают в процесс «думанья над задачей». Развивающие игры       В. Воскобовича дают возможность  проявлять творчество и детям, и взрослым.

В  работе с детьми с нарушением слуха можно использовать такие игры, как «Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат) и «Прозрачный квадрат».

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат)

Это игра – головоломка, в процессе которой осваиваются приемы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм.http://itd3.mycdn.me/image?id=862149812163&t=20&plc=WEB&tkn=*Vto46wPWeUdNAUkMZl6ZvctAHa0

Данная игра способствует развитию у детей с нарушениями слуха  тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, памяти и внимания, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.       Ребенок, складывая геометрические фигуры разного размера, осваивает эталоны форм и величины, осознает структуру (стороны, углы, вершины) геометрических фигур.

       Освоение схем сложения предметных форм окружающего мира способствует формированию символической функции сознания.https://mypresentation.ru/documents/d352421c8cc923b620285fb5a2d05e4f/img6.jpg

Дети младшего дошкольного возраста  осваивают приемы сложения фигур, конструируя простые плоскостные фигуры, затем – сложные.

Дети старшего дошкольного возраста  складывают формы по схемам сложения, запоминая алгоритм конструирования. В дальнейшем дошкольники конструируют фигуру по собственному замыслу или описанию взрослого, зарисовывают пооперационную схему сложения.

                                                     

«Прозрачный квадрат».

 

        Развивающая суть игры состоит в том, что в процессе игровой деятельности у ребенка с нарушениями слуха развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. Дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношением целого и части (дроби), пространственными отношениями предметов. Игра развивает у детей  произвольность, концентрированность внимания, способствует совершенствованию внимания, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения. С помощью игры «Прозрачный квадрат»  ребенок узнает о таких физических формах, как прозрачность и гибкость.http://znaichishka.ru/pictures/product/big/26430_big.jpg

Все  усилия  педагога должны быть направлены на организацию познавательной игровой деятельности ребенка с нарушениями слуха, тогда он может учиться читать, считать, рисовать, решать задачи.

Развивающие игры должны доставлять детям радость, удовольствие, одновременно развивая и обучая их!

Особенности применения дидактических игр в работе

с детьми с нарушениями слуха.

Помимо вышеописанных  игр, эффективными материалами развития дошкольников с нарушениями слуха являются и дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, она имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

Дидактическая игра – средство обучения. Поэтому такие игры широко используются при усвоении любого программного материала,  как на занятиях, так и во время  проведения режимных моментов. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения к заданию, что так необходимо детям с нарушением слуха.

При отборе дидактических игр,  прежде всего,  необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития детей с нарушениями слуха, подбирать и предлагать игры в порядке постепенного усложнения с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения.

К таки играм можно отнести «Блоки Дьенеша»,   головоломки.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Логические блоки Дьенеша используются для ранней логической подготовки детей, для формирования и постепенного развития простейших и вместе с тем важнейших логических структур мышления посредством специальных игр и задач.

Играя и вспоминая упражнения с блоками, дети с нарушениями слуха закрепляют знания геометрических фигур, осваивают классификацию по одному, двум, трем признакам, развивают умение выявлять и абстрагировать свойства, читать символы, а так же развивают мышление, внимание, память.

На первом этапе,   предоставляется возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Используя их по своему усмотрению в разных видах деятельности, в процессе разнообразных манипуляций дети  устанавливают, что детали игры имеют различную форму, цвет, размер, толщину.C:\Users\Домашний\Desktop\Презентация Ира дид и разв игры\ФОТО ИРА\DSCN1932.JPG

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания: найди такую же фигуру по форме (по цвету, по размеру, по толщине). После такого знакомства с блоками  перейти к играм и упражнениям, которые предлагаются  детям на занятиях или в свободные часы, а так же в индивидуальной работе.

ГОЛОВОЛОМКИ

Игры – головоломки давно известны в педагогической практике и пользуются заслуженным вниманием. Модификаций головоломок очень много, но всех их объединяет один принцип – конструирование целых изображений фигур из частей.

Игры – головоломки являются эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста.

Развивающее, воспитывающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают  у  детей с нарушениями слуха память, внимание,  глазомер, пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, умение работать по правилам.

Иногда развивающий эффект головоломок снижается из-за сложной немотивированной подачи игрового материала.  

Игр – головоломок много. При выборе игр необходимо ориентироваться на их сложность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их возможности и уровень подготовки.C:\Users\Домашний\Desktop\Презентация Ира дид и разв игры\ФОТО ИРА\DSCN1936.JPG

Детей необходимо знакомить с головоломками учитывая принцип «от простого -  к сложному». Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

В работе с детьми  с нарушениями можно использовать такие игры – головоломки как «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо».

Все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Освоение игр этой серии происходит поэтапно:

  1. Знакомство с деталями и манипуляция по усмотрению ребенка.
  2. Конструирование предметных изображений из полного набора деталей игры по расчлененной схеме в масштабах один к одному.  При затруднении ребенка выкладывать изображение, глядя на образец, ему представляется возможность накладывать детали игры на схему.
  3. Конструирование предметных изображений из полного набора деталей игры по расчлененной схеме в уменьшенном масштабе. Дошкольник зрительно анализирует схему.
  4. Выкладывание изображений по силуэтной схеме в масштабах один к одному. На таких схемах указываются только контур фигуры и не видно составляющих ее деталей.
  5. Выкладывание изображений по силуэтной схеме в уменьшенном масштабе. Умение ребенка работать с такими схемами является лучшим показателем полного освоения игры.
  6. Развитие творческих способностей, в результате которых, ребенок придумывает и складывает из деталей игры предметные формы, сюжетные картины, дает им названия и составляет рассказ по ним.

       Развивающие и дидактические игры делают учение интересным занятием для детей с нарушениями слуха, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих и дидактических  игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

       При планомерной коррекционно - развивающей работе, проводимой с детьми дошкольного  возраста с нарушениями слуха с использованием дидактических и развивающих игр,  значительно повышается качество усвоения учебного материала. Такие игры являются важным компонентом умственного развития дошкольников со слуховой депривацией.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что представленные в статье игры  помогут вам в нашем нелегком, но очень интересном труде. Главное, проводить игры весело, с огоньком, доставляя детям радость и вызывая у них только положительные эмоции.

УСПЕХОВ!

 

Рекомендуемая  литература:

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика – М., 2001.
  2. Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. «Акцент», СПб, 1997.
  4. Непомнящая Р.Л., Михайлова З.А. Математика до школы часть 2 – «Игры – головоломки». «Детство – пресс», СПб, 2003.
  5. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры.
  6. Столяр А.А. Давайте поиграем – М.: Просвещение, 1991
  7. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования....

Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...

Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха  Цели:  Сформировать пре...

«Образовательный геокешинг» – современная педагогическая технология, как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Целью данной разработки является развитие познавательного интереса и обогащение социального опыта детей с нарушением слуха посредством «Образовательного геокешинга».  В дошкольном воз...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей   на тему:«Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...

РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»

В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...