Главные вкладки

    Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
    презентация по развитию речи

    Елена Владимировна Ананьева

    С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого времени, актуален сейчас, как никогда. Работая на протяжении трех лет с детьми с ОВЗ по данному направлению, можно с уверенностью сказать, что мнемотехника эффективна. 

    В данной публикации я делюсь педагогическим опытом, выкладываю статью по данной проблеме, презентацию к ней и подборку игр, которые наиболее эффективно зарекомендовали себя в работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mo_-_kopiya.pptx2.69 МБ
    Файл sbornik_mnemoigr.pptx2.97 МБ
    Файл statya.docx24.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 59» Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста Подготовила: Ананьева Е.В. 2016, г.Новосибирск

    Слайд 2

    Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»

    Слайд 3

    Проблемы в развитии речи детей: маленький словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, плохое развитие связной речи, не умение запомнить и повторить цепочку из 5-6 слов.

    Слайд 4

    Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания» ), впервые появилась в Древней Греции и сохранилась до наших дней, в виде специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Текст для запоминания кодируется в рисунках, пиктограммах, схематических изображениях.

    Слайд 5

    Дидактический материал мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы , мнемоколлажи , мнемоигры.

    Слайд 6

    Мнемотаблицы

    Слайд 7

    Сказки, стихотворения, пословицы, загадки, считалки в мнемотехнике Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик», стихотворение «По лесочку я хожу…», сказка: В.Даль «Война грибов с ягодами», скороговорка: «В миске у киски колбаса и сосиски..», сказка: И.Кочанская «Зубные червячки», сказка: В.А. Осеева «Синие листья»

    Слайд 8

    мнемоИгры

    Слайд 9

    «Сам нарисуй и сам вспомни» Л.Н.Толстой «Косточка» К.Д.Ушинский «Два козлёнка»

    Слайд 10

    Развивающая среда


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 59» Сборник мнемоигр для развития памяти и речи детей дошкольного возраста Автор составитель: Ананьева Е.В. 2016г., Новосибирск

    Слайд 2

    Мнемоигры - развивающие игры, которые содержат задачу, вопрос, проблему.

    Слайд 3

    Жили – были… Жило – было зернышко пшеницы , что с ним потом стало? Жило – было яйцо , что с ним потом стало? Жила – была гусеница , что с ней потом стало?

    Слайд 4

    «Сам нарисуй и сам вспомни» Воспитатель читает фразу, ребёнок рисует то, что в дальнейшем ему помогло бы вспомнить эту фразу. Л.Н.Толстой «Косточка» К.Д.Ушинский «Два козлёнка»

    Слайд 5

    Волшебный календарь Составь картинку и придумай рассказ

    Слайд 6

    Посмотри и запомни Посмотри на таблицу, запомни, что изображено переверни и выбери карточки с теми предметами, которые были изображены на картинке.

    Слайд 7

    Расскажи… Что нарисовано на таблице? Что изменилось? Разложи по порядку, как было показано на таблице. Что добавилось? Составь рассказ? Продолжи рассказ…

    Слайд 8

    Вспомни и расскажи… Вспомни и расскажи сколько людей было изображено на таблице? Кто улыбался? А кому было грустно? А как ты думаешь почему он сердится? И т.д.

    Слайд 9

    Удивительная шестёрка Назови 6 объектов с общими признаками (например, острые, холодные, жаркие, мокрые, пушистые и т.д.). Придумай историю, в которой будут объединены такие предметы

    Слайд 10

    Нарисуй, что слышишь Расчертите листок на 6 частей. Ребенку диктуем 6 простых слов, он рисует по одному в каждом окошечке. Отложите листок на 5-10 мин. Через несколько минут попросите ребенка вспомнить слова по рисунку.

    Слайд 11

    Цвет в помощь Раскрась квадрат тем цветом, которым изображена картинка. Например, крокодил – зелёный…Назови какие предметы были изображены на картинках, ориентируясь на подсказки: цветные квадраты.

    Слайд 12

    Составь загадку Выбери те картинки, которые подойдут к твоей загадке. Если это загадка о животном, то где живёт, чем питается, чем полезен человеку, какую особенность имеет, каким цветом и т.д. Составь загадку, загадай ее ребятам.

    Слайд 13

    Вспомни пару На картинке изображены парные предметы, например замок-ключ, чашка – ложка и т.д.Посмотри внимательно и запомни всё, что видишь. Переверни картинки. На других картинках нет одного предмета из пары. Вспомни, назови его или дорисуй.

    Слайд 14

    Что не так?

    Слайд 15

    Письмо … Например, дети в Африке никогда не видели настоящей зимы, давайте составим и отправим им письмо… Или нам пришло письмо от древнего человек. Давайте расшифруем, что же он хочет нам сказать…

    Слайд 16

    Метод ассоциаций «Ц ы ган на ц ы почках, ц ы пленку ц ы кнул «Ц ы ц!» Долго ели т о рты, не налезли ш о рты. В огороде баба Ф ё кла , у неё на грядке св ё кла! Срубили е ль, сорвали щав е ль. (правильное ударение) И ван Р одил Д евчонку В елел Т ащить П еленку (падежи) Уж замуж не втерпеж . (после Ж нет Ь) К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан. (цвета радуги) М ама В сегда З апрещала М не, Ю ному С ледопыту, У знавать Н азвания П ланет! (название планет солнечной системы по порядку)



    Предварительный просмотр:

     «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»    

    В ходе своей педагогической деятельности моё внимание привлекло то, что современному ребенку независимого от его возраста и уровня развития предлагается не только запомнить, но и осмыслить, а затем и воспроизвести большое количество информации, что обусловлено современным темпом жизни и уровнем развития страны. Современный успешный человек должен обладать хорошей памятью и развитой речью, предпосылки к которой закладываются в дошкольном детстве.

    В настоящее время дошкольное образование развивается стремительно. Изданы новые нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования», целевыми ориентирами которого на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

    В процессе  наблюдения за детьми, бесед со специалистами, мы обратили внимание на то, что проблема развития памяти и связной речи детей дошкольного возраста  актуальна. Мы столкнулись с такими проблемами в развитии детей как маленький словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, плохое развитие связной речи, неумение запомнить и повторить цепочку из 5-6 слов. А ведь  как говорил Ж.Ж.Руссо: «У каждого ребенка свой срок и свой час постижения», а также вспомнив пословицу «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит», важно было подобрать  такие методы и формы работы, чтобы развитие памяти и речи было познавательным, эффективным процессом, учитывающим индивидуальные особенности развития ребенка. В психолого – педагогической литературе существует великое множество приемов, техник запоминания. Однако ответ подсказали сами дети. Они с огромным удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, охотно включались в пересказ текста, опираясь на сюжетные картинки, что стал очевиден выбор мнемотехники, как средства развития памяти и речи детей.

    Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), впервые появилась в Древней Греции и сохранилась до наших дней, в виде специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Текст для запоминания кодируется в рисунках, пиктограммах, схематических изображениях.  Как говорил К.Д.Ушинский: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

     У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту.

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемоквадратов, мнемодорожек,  мнемотаблиц, мнемокаллажей,  огромный интерес у детей  вызывают  мнемоигры. В своей педагогической деятельности данный дидактический материал я подбираю с учетом календарно – тематического планирования.

    Работая по мнемотаблицам, следует  придерживаться  следующих этапов:

    сначала мы рассматриваем таблицу, разбираем, что на ней нарисовано, затем  осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем  абстрактные символы  в образы; и только затем пересказываем материала по заданной теме.

    Огромный интерес у детей вызывают мнемоигры. Ведь они не только могут играть в уже созданные игры, но и сами становятся участниками создания своих игр. Мнемоигры – развивающие игры, которые содержат задачу, вопрос, проблему. Мы с детьми активно играем в следующие игры: «жили-были», «сам нарисуй и сам вспомни», «волшебный календарь», «посмотри и запомни», «удивительная шестерка», «блуждающий белый квадрат», «цвет в помощь», «что не так», «письмо» и др.

    При подборе и создании мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоигр очень важно соблюдать следующие принципы:

    1. соответствие материала возрастным и индивидуальным особенностям детей;
    2. построение образовательной деятельности с учетом интересов и возможностей  каждого ребенка;
    3. в процессе всей деятельности необходимо поддерживать инициативу ребенка и его самостоятельность;
    4. предоставить разнообразие мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоигр, что  даст ребенку возможность выбора, как самой игры, так и участников совместной деятельности.

    Конечно, всё это возможно, благодаря         правильно организованной развивающей среде. В соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

    В нашем саду предметно - развивающая среда предусматривает различные центры активности, которые у нас постоянно пополняются, изменяются в соответствие с изучаемой темой.

    Очень активно в своей педагогической деятельности я применяю проектный метод работы, считая его наиболее результативным. Проектная деятельность способствует не только объединению педагогов, родителей и детей, но и развивает детскую любознательность, вызывает интерес к совместной деятельности, воспитывает у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Выбор тем проектов зависит от желания детей и календарно – тематического планирования. В каждый проект обязательно включаю работу по мнемотехнике.

    Результативность своей работы отслеживаю, проводя мониторинг индивидуального развития каждого ребенка, где в карте индивидуального развития ребёнка обязательно есть раздел речевого развития, куда включены целевые ориентиры из ФГОС.

    Проанализировав полученные результаты, стало очевидно, что использование мнемотехники способствует повышению уровня развития памяти и связной речи детей дошкольного возраста, при этом время запоминания речевого материала значительного сокращается. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Работа с «зашифрованным» материалом делает обучение интересным и увлекательным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

    Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

    Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

    Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

    Статья"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это п...

    Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...

    Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...