Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
презентация по развитию речи

Елена Владимировна Ананьева

С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого времени, актуален сейчас, как никогда. Работая на протяжении трех лет с детьми с ОВЗ по данному направлению, можно с уверенностью сказать, что мнемотехника эффективна. 

В данной публикации я делюсь педагогическим опытом, выкладываю статью по данной проблеме, презентацию к ней и подборку игр, которые наиболее эффективно зарекомендовали себя в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_-_kopiya.pptx2.69 МБ
Файл sbornik_mnemoigr.pptx2.97 МБ
Файл statya.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 59» Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста Подготовила: Ананьева Е.В. 2016, г.Новосибирск

Слайд 2

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»

Слайд 3

Проблемы в развитии речи детей: маленький словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, плохое развитие связной речи, не умение запомнить и повторить цепочку из 5-6 слов.

Слайд 4

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания» ), впервые появилась в Древней Греции и сохранилась до наших дней, в виде специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Текст для запоминания кодируется в рисунках, пиктограммах, схематических изображениях.

Слайд 5

Дидактический материал мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы , мнемоколлажи , мнемоигры.

Слайд 6

Мнемотаблицы

Слайд 7

Сказки, стихотворения, пословицы, загадки, считалки в мнемотехнике Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик», стихотворение «По лесочку я хожу…», сказка: В.Даль «Война грибов с ягодами», скороговорка: «В миске у киски колбаса и сосиски..», сказка: И.Кочанская «Зубные червячки», сказка: В.А. Осеева «Синие листья»

Слайд 8

мнемоИгры

Слайд 9

«Сам нарисуй и сам вспомни» Л.Н.Толстой «Косточка» К.Д.Ушинский «Два козлёнка»

Слайд 10

Развивающая среда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 59» Сборник мнемоигр для развития памяти и речи детей дошкольного возраста Автор составитель: Ананьева Е.В. 2016г., Новосибирск

Слайд 2

Мнемоигры - развивающие игры, которые содержат задачу, вопрос, проблему.

Слайд 3

Жили – были… Жило – было зернышко пшеницы , что с ним потом стало? Жило – было яйцо , что с ним потом стало? Жила – была гусеница , что с ней потом стало?

Слайд 4

«Сам нарисуй и сам вспомни» Воспитатель читает фразу, ребёнок рисует то, что в дальнейшем ему помогло бы вспомнить эту фразу. Л.Н.Толстой «Косточка» К.Д.Ушинский «Два козлёнка»

Слайд 5

Волшебный календарь Составь картинку и придумай рассказ

Слайд 6

Посмотри и запомни Посмотри на таблицу, запомни, что изображено переверни и выбери карточки с теми предметами, которые были изображены на картинке.

Слайд 7

Расскажи… Что нарисовано на таблице? Что изменилось? Разложи по порядку, как было показано на таблице. Что добавилось? Составь рассказ? Продолжи рассказ…

Слайд 8

Вспомни и расскажи… Вспомни и расскажи сколько людей было изображено на таблице? Кто улыбался? А кому было грустно? А как ты думаешь почему он сердится? И т.д.

Слайд 9

Удивительная шестёрка Назови 6 объектов с общими признаками (например, острые, холодные, жаркие, мокрые, пушистые и т.д.). Придумай историю, в которой будут объединены такие предметы

Слайд 10

Нарисуй, что слышишь Расчертите листок на 6 частей. Ребенку диктуем 6 простых слов, он рисует по одному в каждом окошечке. Отложите листок на 5-10 мин. Через несколько минут попросите ребенка вспомнить слова по рисунку.

Слайд 11

Цвет в помощь Раскрась квадрат тем цветом, которым изображена картинка. Например, крокодил – зелёный…Назови какие предметы были изображены на картинках, ориентируясь на подсказки: цветные квадраты.

Слайд 12

Составь загадку Выбери те картинки, которые подойдут к твоей загадке. Если это загадка о животном, то где живёт, чем питается, чем полезен человеку, какую особенность имеет, каким цветом и т.д. Составь загадку, загадай ее ребятам.

Слайд 13

Вспомни пару На картинке изображены парные предметы, например замок-ключ, чашка – ложка и т.д.Посмотри внимательно и запомни всё, что видишь. Переверни картинки. На других картинках нет одного предмета из пары. Вспомни, назови его или дорисуй.

Слайд 14

Что не так?

Слайд 15

Письмо … Например, дети в Африке никогда не видели настоящей зимы, давайте составим и отправим им письмо… Или нам пришло письмо от древнего человек. Давайте расшифруем, что же он хочет нам сказать…

Слайд 16

Метод ассоциаций «Ц ы ган на ц ы почках, ц ы пленку ц ы кнул «Ц ы ц!» Долго ели т о рты, не налезли ш о рты. В огороде баба Ф ё кла , у неё на грядке св ё кла! Срубили е ль, сорвали щав е ль. (правильное ударение) И ван Р одил Д евчонку В елел Т ащить П еленку (падежи) Уж замуж не втерпеж . (после Ж нет Ь) К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан. (цвета радуги) М ама В сегда З апрещала М не, Ю ному С ледопыту, У знавать Н азвания П ланет! (название планет солнечной системы по порядку)



Предварительный просмотр:

 «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»    

В ходе своей педагогической деятельности моё внимание привлекло то, что современному ребенку независимого от его возраста и уровня развития предлагается не только запомнить, но и осмыслить, а затем и воспроизвести большое количество информации, что обусловлено современным темпом жизни и уровнем развития страны. Современный успешный человек должен обладать хорошей памятью и развитой речью, предпосылки к которой закладываются в дошкольном детстве.

В настоящее время дошкольное образование развивается стремительно. Изданы новые нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования», целевыми ориентирами которого на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

В процессе  наблюдения за детьми, бесед со специалистами, мы обратили внимание на то, что проблема развития памяти и связной речи детей дошкольного возраста  актуальна. Мы столкнулись с такими проблемами в развитии детей как маленький словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, плохое развитие связной речи, неумение запомнить и повторить цепочку из 5-6 слов. А ведь  как говорил Ж.Ж.Руссо: «У каждого ребенка свой срок и свой час постижения», а также вспомнив пословицу «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит», важно было подобрать  такие методы и формы работы, чтобы развитие памяти и речи было познавательным, эффективным процессом, учитывающим индивидуальные особенности развития ребенка. В психолого – педагогической литературе существует великое множество приемов, техник запоминания. Однако ответ подсказали сами дети. Они с огромным удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, охотно включались в пересказ текста, опираясь на сюжетные картинки, что стал очевиден выбор мнемотехники, как средства развития памяти и речи детей.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), впервые появилась в Древней Греции и сохранилась до наших дней, в виде специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Текст для запоминания кодируется в рисунках, пиктограммах, схематических изображениях.  Как говорил К.Д.Ушинский: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемоквадратов, мнемодорожек,  мнемотаблиц, мнемокаллажей,  огромный интерес у детей  вызывают  мнемоигры. В своей педагогической деятельности данный дидактический материал я подбираю с учетом календарно – тематического планирования.

Работая по мнемотаблицам, следует  придерживаться  следующих этапов:

сначала мы рассматриваем таблицу, разбираем, что на ней нарисовано, затем  осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем  абстрактные символы  в образы; и только затем пересказываем материала по заданной теме.

Огромный интерес у детей вызывают мнемоигры. Ведь они не только могут играть в уже созданные игры, но и сами становятся участниками создания своих игр. Мнемоигры – развивающие игры, которые содержат задачу, вопрос, проблему. Мы с детьми активно играем в следующие игры: «жили-были», «сам нарисуй и сам вспомни», «волшебный календарь», «посмотри и запомни», «удивительная шестерка», «блуждающий белый квадрат», «цвет в помощь», «что не так», «письмо» и др.

При подборе и создании мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоигр очень важно соблюдать следующие принципы:

  1. соответствие материала возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  2. построение образовательной деятельности с учетом интересов и возможностей  каждого ребенка;
  3. в процессе всей деятельности необходимо поддерживать инициативу ребенка и его самостоятельность;
  4. предоставить разнообразие мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоигр, что  даст ребенку возможность выбора, как самой игры, так и участников совместной деятельности.

Конечно, всё это возможно, благодаря         правильно организованной развивающей среде. В соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

В нашем саду предметно - развивающая среда предусматривает различные центры активности, которые у нас постоянно пополняются, изменяются в соответствие с изучаемой темой.

Очень активно в своей педагогической деятельности я применяю проектный метод работы, считая его наиболее результативным. Проектная деятельность способствует не только объединению педагогов, родителей и детей, но и развивает детскую любознательность, вызывает интерес к совместной деятельности, воспитывает у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Выбор тем проектов зависит от желания детей и календарно – тематического планирования. В каждый проект обязательно включаю работу по мнемотехнике.

Результативность своей работы отслеживаю, проводя мониторинг индивидуального развития каждого ребенка, где в карте индивидуального развития ребёнка обязательно есть раздел речевого развития, куда включены целевые ориентиры из ФГОС.

Проанализировав полученные результаты, стало очевидно, что использование мнемотехники способствует повышению уровня развития памяти и связной речи детей дошкольного возраста, при этом время запоминания речевого материала значительного сокращается. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Работа с «зашифрованным» материалом делает обучение интересным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это п...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Статья развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших до...

Статья на тему:"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи....