Культура речи младшего воспитателя
учебно-методический материал

Калинкина Светлана Юрьевна

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим
миром является речевое общение.

Поэтому очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развития его самосознания и уверенности в себе: во-первых, окружающему, во-вторых, деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Культура речи младшего воспитателя»

Воспитатель: Калинкина С.Ю.

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим
миром является речевое общение.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Речь ребенка – это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи взрослых.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с 
другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает
огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка дошкольном возрасте и рассматривается в дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Поэтому очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развития его самосознания и уверенности в себе: во-первых, окружающему, во-вторых, деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка, он учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам.

 «По речи узнают человека» — гласит народная пословица. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Культуре речи человека всегда
уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об
его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
                Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

 Вот простейшая формула культуры речи:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия?

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи сотрудников ДОУ.

Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей, но  не надо забывать и про няню – сегодня «младшего воспитателя».   Сегодня младший воспитатель должен участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении, а главное быть помощником во всем воспитателю.

Когда малыш впервые переступает порог детского сада, его с улыбкой и нежностью встречают два человека: воспитатель и младший воспитатель. И до самого выпуска младший воспитатель наравне с педагогом участвует в жизни ребёнка: хранит его «детские секреты», вытирает нечаянные слёзы, утешает, поддерживает во всём.

Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому младший воспитатель должен подавать пример, потому что младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей, ребенок имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом. Важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. От культуры речи  младшего воспитателя так же зависит культура речи детей. 

Поэтом речь младшего воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.

 Большое значение имеет этичное поведение младшего воспитателя, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен
разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в 
исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего,
от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Важно, чтобы
младший воспитатель сам владел четкой и грамотной речью и умел слышать
недостатки в речи своих воспитанников.
 

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

 Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?

Самые распространённые ошибки в речи  младшего воспитателя:

  1. Употребление слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

 Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный,  торопливый.

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем»

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарныйбабай», «ёшкин кот», «ёперный театр». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться. 

  1. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Сашенька, вымой ручки. Танечка, убери чашечку со столика.  

Ласковые слова очень нужны, но речь взрослого не должна состоять преимущественно из них!

  1. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того, чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Зачем это нужно? Прежде чем ребенок научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать.

Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда   правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы– почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

  1. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:

Ржать,дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.

 а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

  1. Нелитературное произношение слов: 

Смягчение согласных перед мягкими согласными.

Например, "кирьпич", "сосиська".

Вставка мягкого звука в середину слова: "пиянино", "шпиен".

Вставка гласного звука между двумя согласными в слове. "Рубель" вместо рубль.

Ассимиляция согласных в глаголах. Простой пример: боишься - "боисся". Расподобление согласных. Иными словами, подмена согласных букв. Вместо трамвай произносят "транвай", вместо директор - "дилектор".

Спряжение глаголов "под себя": "хочу", "хочем", "хочут".

Вместо существительных среднего рода употребляются существительные женского или мужского родов. Примеры слов просторечия такого: "какой яблок зеленый".

Склонение несклоняемых слов: пальто - "пальта", кино - "кина".

Использование терминов родства при обращении к постороннему человеку: "мамаша, садитесь".

Говорите не спеша, красиво и вдумчиво. Русский язык - один из самых красивых в мире. Он уникален, зачем же портить его красоту и уникальность? Тем более, носителям данного языка.

Речь младшего воспитателя, который находиться в поле зрения детей, в общении с ними, является одним из  источников, из которого дети понимают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но, и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонировано выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. 

   Чтобы речь младшего воспитателя была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств.

Одно из них – это чтение.

 Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь,
чем чтение качественной литературы! Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Другое  средство - это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

Русские пословицы и поговорки, которые младший воспитатель может применить для оживления своей речи  во время разговора с детьми и в детских играх.

 Ласка и шутка:

 

 Маленький, да удаленький. Мал, да удал;

 Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

 Идет, словно павушка плывет.

 Танина коса — всему городу краса.

 Растут детки, как грибки-дождевички.

 Ау, подай голосок через темный лесок!

   Сядем рядком да потолкуем ладком.

  Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

  Прытко бегают, да часто падают.

 

 Поучение или наставление:

 

 За правое дело стой смело.

 Для друга все не туго.

  Поспешишь — людей насмешишь.

 Спеши, не спеши, а поторапливайся.

  На скору ручку — комком да в кучку.

 Умел потерять, умей и найти.

  Умей сказать, умей и смолчать.

 Умей шутить, умей и перестать.

  Скучен день до вечера, коли делать нечего.

 Не сиди сложа руки, не будет скуки.

 

 Порицание:

 

 Много шуму — мало толку.

 Шумят, как воробьи на дождь.

 Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски.

 Весь дом вверх дном.

 У наших у ворот всегда хоровод.

 Кто весел, а кто и нос повесил.

  У всякого Федорки свои отговорки.

  Я про сапоги, а он про пироги.

 Наш пострел везде поспел.

Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и младшего воспитателя содействует быстрому развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

Так, работающая со мной младший воспитатель Иванова Т.Н. это моя правая рука и опора. Она активно помогает по совершенствованию и дальнейшему развитию речи детей в группе. В то время, когда воспитатель занимается с детьми образовательной деятельностью, младший воспитатель играет с детьми, которые не заняты.  

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.

 Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

  Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.

Речевая работа вне занятий главным образом должна быть направлена на закрепление навыков речи, активизацию словаря.

 Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации.

И пожить, и порадоваться в сказке может каждый ребенок. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется ЗКР. Дети очень любят, используя атрибуты для театральной игры, входить в роль персонажа сказки, использовать его мимику, жесты, движения, лексику, что отображается на эмоциональном состоянии ребенка, обогащении его словаря. Театральный уголок — неотъемлемая часть нашей группы, в нем присутствуют: пальчиковый театр, би-ба-бо,  настольный театр. Дети становятся активными участниками в мире сказки и фантазии. В театрализованных играх идет работа над развитием голоса, речевого аппарата, над техникой речи, работа по звукоподражанию.

      Книга — это наш друг и помощник. Рассматривание иллюстраций, знакомство с новой книгой, беседа по иллюстрациям детям очень нравится, помогает расширять словарь детей, развивать речь. Для речевого развития младший воспитатель использует работу с образцами правильной русской речи. Выбирает наиболее выразительные и полнозвучные произведения литературы и образцы малого детского фольклора.

А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.

 Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

Уже традицией в нашем детском саду стала негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад на тему: «Культура речи младшего воспитателя» МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка» Г.Рассказово Тамбовской области Воспитатель: Калинкина С.Ю. 2019

Слайд 2

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Слайд 3

“ Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Профессор Л.И.Скворцов формула культуры речи: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?

Слайд 4

Речь младшего воспитателя должна быть: Правильной Ясной Выдержана в определенном темпе и громкости Итонационно выразительной Доступной для понимания с правильным и точным использование словесных обозначений

Слайд 5

Употребление слов-паразитов: Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», « это самое», «вот», «ну вот», «ну», « ну ваще », «короче», «то есть» «практически» « по-любому » «жесть», « вобщем » « пипец » «да не вопрос» «без проблем»

Слайд 6

Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Звуки-паразиты

Слайд 7

Ё

Слайд 8

Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Слайд 9

Нелитературное произношение слов Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку, а также слов-сокращений : Скоко , щас , Ленок, Толян , Катюха , авось, айда , куды , отсель, стукач, лох, слинять, дрыхнуть Тащусь (нравится). Нафиг (зачем). Шпарит (говорит). Швабра (женщина). Обалдел (удивился). Круто (здорово). Прикольно (интересно). Кайф (удовольствие).

Слайд 10

Русский язык - один из самых красивых в мире. Он уникален, зачем же портить его красоту и уникальность? Ничто не развивает лучше речь,чем чтение качественной литературы!

Слайд 11

Ласка и шутка: Маленький, да удаленький. Мал, да удал; Шапочка с ушами, молодчик с кудрями. Идет, словно павушка плывет. Танина коса — всему городу краса. Растут детки, как грибки-дождевички . Ау, подай голосок через темный лесок! Сядем рядком да потолкуем ладком. Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл. Прытко бегают, да часто падают. Поучение или наставление: За правое дело стой смело. Для друга все не туго. Поспешишь — людей насмешишь. Спеши, не спеши, а поторапливайся. На скору ручку — комком да в кучку. Умел потерять, умей и найти. Умей сказать, умей и смолчать. Умей шутить, умей и перестать. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Порицание: Много шуму — мало толку. Шумят, как воробьи на дождь. Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски. Весь дом вверх дном. У наших у ворот всегда хоровод. Кто весел, а кто и нос повесил. У всякого Федорки свои отговорки. Я про сапоги, а он про пироги. Наш пострел везде поспел.

Слайд 12

Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.

Слайд 13

Помните, уважаемые взрослые: Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

"Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников

Методические рекомендации и родителям. и воспитателям по формированию звуковой культуры речи у младших дошкольников...

Консультация для воспитателей массовых дошкольных учреждений "Звуковая культура речи"(младший и средний возраст)

Данная консультация  имеет цель напомнить, какую важную роль имеет звуковая культура речи в развитии детей  дошкольного возраста.  В консультации систематизированы игры и упражнения, ко...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников.

Игры по развитию звуковой культуры речи детей 3-4 лет....

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (младшие дошкольники)

Игры  помогут развивать артикуляционный аппарат, фонемотический слух...