«Вежливость воспитывается вежливостью».
статья (старшая, подготовительная группа)

Астафьева Елена Юрьевна

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задачи выходят на первое место в воспитательной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

 «Вежливость воспитывается вежливостью».

Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребёнку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие высказывания их – к большому удивлению – наказывают. «Дети – увеличительные стёкла зла, - как-то заметил Л. Н. Толстой, - Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, т. к. последнее для детей привычнее, чем первые… ». Современный подход к ребёнку, как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении её интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объёме, как родители, так и педагоги. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задачи выходят на первое место в воспитательной работе. Но добиться положительных результатов в воспитании этического поведения можно только при условии, что эта работа ведётся с раннего возраста систематически и целенаправленно, с использованием различных форм, средств и методов воспитательного воздействия. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда взаимосвязаны. Нельзя научить ребёнка добру, не сформировав у него понятий «красивое» и «некрасивое», не сформировав эмоционального протеста против зла, который в этом возрасте бывает особенно выразителен под воздействием произведений литературы, искусства. В детсаду дети общаются друг с другом до 10 часов в день. Во время общения и проходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое и ценное. Замечено, что педагог часто учит не тому, что говорит, а как говорит, как общается, как относится к детям, коллегам. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания, но не умеет слушать, поблагодарить ребёнка или извиниться перед ним. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные» слова и взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки) . Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особенно важно наполнить детский словарь словесными средствами. Самых распространённых «вежливых» слов, которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около тридцати. Задание для взрослых: посчитайте свой запас, а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь… ». Так что же мы отдаём из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем! Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? ». За завтраком, обедом, ужином : «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Всё было очень вкусно». Во время общения – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа – «Как спалось? », «Как твоё здоровье? ». Вечером – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов». Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдаётся таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение / разговоры, беседы/. Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикета и этикетного поведения, необходимости их соблюдения, всё же самым действенным, на мой взгляд, способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослого, является ролевая и театрализованная игра. Велика роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, вежливого поведения и наоборот. Не следует забывать о значении дидактических картин в развитии словаря и связной речи, в усвоении норм и способов общения. Само содержание серий этических картин даёт такую возможность: дети обсуждают поведение, поступки героев, как надо поступать, что сказать в том или ином случае. Любая совместная продуктивная деятельность даёт возможность формировать положительное отношение к партнёрам, использовать правила речевого этикета. Беседовать при удобном случае на темы важности и полезности, необходимости соблюдения правил. Воспитание вежливого человека предполагает не только развитие речевых навыков, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания. В заключение хочется процитировать слова В. Г. Белинского, которые актуальны и по сей день: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью. Будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая. Первоначально же воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть ЧЕЛОВЕКОМ … »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - воспитывается вежливостью.

"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...

Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".

 В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...

"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей

Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...