Актуальные вопросы преемственности учителя-логопеда ДОУ и начальной школы.
статья (подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Актуальные вопросы преемственности учителя-логопеда ДОУ и начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под преемственностью  в педагогике понимают дидактическое правило, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимосвязи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.

Преемственность с позиции школы- опора на знания умения навыки которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с позиции ДОУ- это ориентация на требования школы, формирование знаний, умений, навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Перед вами модель преемственности .

Учитывая нарушения речи детей предлагается взять за основу стимулирующе-мотивационный компонент (личностный аспект ребёнка) и процессуально-деятельностный. Схема сформулирована Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным. « В её основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определённый тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новоообразования преемственностьь которых создаёт единство психического развития ребёнка» В.В.Давыдов

 Анализируя данные мониторинга здоровья первоклассников видим, что здоровых детей мало. Одной из задач здоровьесберегающей педагогики является сохранение высокой работоспособности, исключая переутомление. Одна из главных причин, мешающих успешно адаптироваться ребёнку в школе является речевое недоразвитие.

Взаимодействие дошкольной и школьной логопедической служб помогает осуществлять комплексный подход в коррекции речевых нарушений и сводит к минимуму трудности возникающие у детей.

Вопрос преемственности дошкольного образования и школы актуален и в настоящее время.

Условия для успешного осуществления преемственности:

–усовершенствование форм методов логопедического воздействия. Возможность использования многообразных форм развития и обучения детей с речевыми нарушениями на интегрированной основе, включая детские виды деятельности.

-совершенствование образовательного содержания коррекционных программ в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Обеспечение востребовательности «предыдущего в настоящем»

-поддержка речевой индивидуальности ребёнка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактика вторичных нарушений. Ознакомление с анамнезом, планом сопровождения, икрм ребёнка. Разработка индивидуального коррекционного развивающего маршрута на основании заключений ПМНК. Отслеживание результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.

-поддержание развивающей предметной среды, как в дошкольном образовательном учреждении так и в начальной школе. Функционально-моделирующее содержание детской деятельности.

В настоящее время интеграция в общество детей с ОВЗ является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями речи.

Дефицит концентрации памяти, внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому понятие « готовности к школьному обучению» для детей логопедических групп является одним из актуальных. С одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй, связная речь. С другой стороны констатируется дисграфия и дислексия. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиции системного строения речевой деятельности и не допустить отставания в усвоении программного  материала. Во главу угла каждый учитель ставит характер допущенных ошибок, чтобы спланировать коррекционную работу, а учеников учит самоконтролю. Создаёт ситуации «успеха», поощрение и поддержка его первых достижений.

Причины препятствующие преемственности:

  • Дети идут в разные школы, сложно проследить динамику их развития.
  • Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о содержании логопедичекой  работы в ДОУ и учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с программами школ.

Таким образом вопрос преемствености остаётся актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной работы по преемственности учителя-логопеда ДОУ и школы

        Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты буду...

Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.

В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...

актуальные вопросы преемственности детского сада и начальной школы

Тема: «Актуальные вопросы преемственности дошкольногои начального образования» Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, уч...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество  детей с недостатками речевого развития. Различные недостатки речевого разв...

Содержательные аспекты деятельности учителя-логопеда с обучающимися в начальной школе»,

Содержательные аспекты деятельности учителя-логопеда с обучающимися в начальной школе»,...

Актуальность вопросов преемственности ДОУ и школы при организации проектной деятельности в рамках круглого стола воспитателей и учителей начальных классов

Тезисы выступления и презентация из опыта работы на основе ключевых требований в преемственности технологий, методов и приемов...

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...