Работа с родителями: Родительский клуб "Радость творчества"
методическая разработка

Ильенко Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_klub.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

               

                        РОДИТЕЛЬСКИЙ   КЛУБ

         

          «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»

Автор:

Ильенко Наталья Викторовна

                                   

                                                                       

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                     

                                                                                                       

                                                                                             

   

                   

 Положение о родительском клубе

                                «Радость творчества»

  1. Общие положения:
  1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе творческого развития ребёнка в период дошкольного детства.
  2. Основными принципами работы клуба «Радость творчества» являются: добровольность, компетентность, креативность, соблюдение педагогической этики.
  3. Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, педагог-психолог, заведующий ДОУ.
  4. Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог ДОУ
  5.  Клуб «Радость творчества» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
  6. Положение о Клубе утверждается заведующим МДОУ детского сада № 16 «Аннушка»
  1. Основные направления деятельности клуба «Радость творчества»
  1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах творческого развития дошкольников.
  2. Выявление и трансляция положительного опыта творческого семейного воспитания.
  3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  4. Популяризация деятельности МДОУ детского сада № 16 «Аннушка» среди населения микрорайона.

  1. Права и обязанности участников клуба «Радость творчества»
  1. Родители – члены клуба имеют право:

- на получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам творческого развития и воспитания ребёнка;

- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

- высказывание собственного мнения и обмен опытом по развитию творческих способностей детей;

- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

- участвовать в планировании работы Клуба.

3.2.  МДОУ детский сад № 16 «Аннушка» имеет право:

        - на выявление, изучение и распространение  положительного опыта          

        семейного воспитания;

       - внесение корректировки в план работы клуба «Радость творчества» в  

       зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности  

       предыдущего заседания и др.

3.3.МДОУ детский сад № 16 «Аннушка» обязано:

- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей;

- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

- предоставлять квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям;

- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4. Родители – члены Клуба обязаны:

       - уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов воспитания  

        детей;

       - соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

       - принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4. Организация деятельности клуба «Радость творчества»:

4.1. Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

4.2. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога МДОУ детского сада № 16 «Аннушка».

4.3. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей.

4.4. На итоговом заседании работы клуба «Радость творчества» обсуждаются результаты работы, её эффективность.

4.5. Формы организации работы клуба «Радость творчества»:

    - психологические тренинги;

    - практикумы;

    - мастер-классы;

    - обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;

    - презентации;

    - дискуссии;

    - беседы;

    - консультации;

    - круглый стол.

Введение

                                   «Истоки» творческих способностей и дарования детей            

                                      на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,  

                                    идут тончайшие ручейки, которые питают источник  

                                    творческой мысли.

                                                                           В. А. Сухомлинский.

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать  без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам творческого развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Основная задача Родительского клуба – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений, творческого развития детей и родителей.

Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребенка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.

Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери - больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Родителям стоит учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребенке наибольшую развитость левого полушария мозга, отвечающую за рационально-логические процессы, и правого, отвечающего за интуицию. Ученые доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, то есть понимать, что процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга.

Психологическое воздействие направлено на:

  • расширение осознанности мотивов воспитания;
  • выбор оптимального стиля воспитания;
  • оптимизацию форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.

Основным содержанием деятельности Родительского клуба становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье.

При выборе тематики заседаний Родительского клуба учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений.

Цели и задачи клуба

  1. Способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать особенности детей дошкольного возраста, обуславливающие развитие творческих способностей, индивидуальные особенности детей с целью подтверждения наличия творческого потенциала.
  3. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей.
  4. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.
  5. Познакомить родителей с разными видами гимнастических упражнений, способствующих не только укреплению здоровья, но и развитию творческих способностей детей; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по данному вопросу.
  6. Учить родителей закреплять у детей представления о цветах спектра и последовательности их расположения; формирование у родителей понятия о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста; знакомство родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов; воспитание у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности.

  1. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по музыкальному воспитанию ребёнка в семье, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.
  2. рассказать родителям о важности и значении развития творческих способностей детей с раннего возраста; показать способы и методы развития творческих способностей детей: тестопластика, пластилинография, бумагокручение; способствовать формированию желания у родителей развивать творческие способности детей, начиная с раннего возраста.
  3. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.
  4. Обогащать представления участников о видах и формах творческих работ.
  5. Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
  6. Привлекать внимание детей и родителей к ручной народной игрушке; формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней; учить выделять некоторые знакомые  детали игрушки (сарафан, кофта, платок, фартук и др.), видеть их красоту; формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей и родителей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

Тематическое  планирование

Дата проведения

Тема заседания и форма проведения

Сентябрь

Круглый стол. Развитие творческих способностей ребёнка.

Октябрь

Психологический тренинг. Практикум.                          

Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.

Ноябрь

Беседа. Игра.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Декабрь

Консультация. Практикум.

Волшебные краски.

Январь

Беседа. Игра.

Музыка и дети.

Февраль

Презентация. Мастер-класс.

Каждого из нас по-прежнему ждут золотые сады детства

Март

Презентация. Мастер-класс.

Нетрадиционные способы рисования. Наши пальчики играли!

Апрель

Открытое занятие с детьми.

Народно-прикладное искусство в каждом доме

Май

Круглый стол.

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

 Заседание родительского клуба «Радость творчества» № 1.

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Форма проведения: круглый стол.

Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: проанализировать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, обуславливающие развитие творческих способностей, индивидуальные особенности воспитанников группы с целью подтверждения наличия творческого потенциала; повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей.

1.Выступление старшего воспитателя:

Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.

Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества?

Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую и просто игнорируются, родители в лучшем случае не замечают.

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

2.Выступление педагога-психолога:

«Воображение - это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали».

Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

« Творчество - это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты»[1].

Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности - творческим мышлением. Способность человека к творческому мышлению называют креативностью.

Креативность {от лат. «созидание»): творческие возможности (способности), которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания.

«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (Торранс).

Способность к творчеству (креативность) предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Дети при поступлении в школу должны уметь следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести-, семилетнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем.

Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Поэтому уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих детей нужно следовать девизу: «Инициатива не наказуема».

3.Каждому родителю, присутствующему на собрании, выдается текст данных утверждений (время на их изучение - 5-6 минут).

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

22.Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

  1. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  2. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  3. В занятиях ребенка я нахожу что-то достойное похвалы.
  4. Я не хвалю его беспрестанно и неискренне.
  5. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  6. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  7. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
  8. Я помогаю ребенку быть личностью.
  9. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  10. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
  11. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  12. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  13. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге.

Дэвид Льюис считает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит еще подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

4.Изучение мнения родителей по теме заседания:

1.        Понятна ли вам необходимость рассмотрения темы «Раз-
витие творческих способностей» именно на современном этапе в детском саду?

  1. Изменилось ли мнение кого-либо из родителей об актуальности данной темы?
  2. Что хочется уточнить по теме заседания родительского клуба?
  3. Вы согласны принять к сведению данные на заседании рекомендации по созданию условий для развития творческой активности детей?
  4. Знаете ли вы свои собственные способности? Готовы ли представить их в рамках общего творческого проекта дошкольного учреждения «Радость творчества», который состоится в конце года?

Заседание родительского клуба «Радость творчества» № 2.

Тема: Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.

Форма проведения: практикум.

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.

1.Анкетирование родителей

Уважаемый родитель!

Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей.

Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.

1.        Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности
к изобразительному творчеству?

а)        да;

б)        способности ребенка, по-моему, очень умеренные;

в)        у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это
нельзя назвать;

г)        другое        .

  1. Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу (белую, цветную), краски, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти (нужное подчеркнуть, дополнить)?        
  2. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить)?        
  3. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого в основном просит?        
  4. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

а)        предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объ-
яснив, что сейчас заняты;

б)        переносите совместное рисование на другое время (день,
неделю), более удобное для Вас;

в)        откладываете дело, которым занимались, и включаетесь
в рисование;

г)        другое        .

6.        Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка про-
изведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.),
декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская,
гжельская роспись и др.)? Укажите, пожалуйста.

7.Как вы воспринимаете первые шаги вашего ребенка в изобразительной деятельности? Какие созданы для этого условия в семье?

____________________________________________________________

8.В какой мере вы помогаете своим детям: берете изобразительные материалы и учите ребенка правильно рисовать или рассматриваете детское творчество как познание и самовыражение?

________________________________________________________________

9.Вы развиваете художественный вкус своих детей (в процессе посещения выставочных залов, музеев, совместного рассматривания книг по искусству) или считаете, что заниматься этим в семье не следует?

________________________________________________________________

10.Как Вы предполагаете развивать творческие способности своего ребенка в будущем: хотели бы отдать его в художественную школу или ограничиться курсом школьного образования?

____________________________________________________________

        

Благодарим Вас за сотрудничество!

2.Практикум. «Дорисуй, что я задумал».

Родителям раздаются, начатые детьми рисунки. Важно не только дорисовать рисунок, но  угадать и поддержать замысел своего ребёнка.

По окончании рисования предлагается родителям поделиться своими ощущениями - легко или трудно было им поддерживать «рисуночный» диалог с ребенком.

3.        Познакомить родителей с результатами анкетирования.
Зачитываются результаты - понимание родителями ценности

изобразительного творчества в развитии ребенка в семье (анонимно)

4.        Игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагог бросает мяч любому родителю, при этом произносится начало фразы. Поймавший мяч заканчивает фразу по своему усмотрению, если затрудняется, перебрасывает мяч другому родителю.

Примерные фразы для игры:

  • Если рисунок ребенка выполнен в темной гамме, то...
  • Если, рисуя пейзаж, ребенок изображает небо в тучах, склоненные деревья, то...
  • Если, изображая семью, ребенок рисует одного себя или на дистанции от других членов семьи, то... и т. д.

Закончив упражнение, организовывается небольшое обсуждение обоснованности прозвучавших ответов.

5.        Игровое моделирование родителями своего поведения
в разных ситуациях.

Ребенок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:

а)        говорите ему, что потом посмотрите, сейчас заняты;

б) делаете ребенку замечание, что не следует пустяками отвле-
кать взрослых от дела;

в)        рассматриваете рисунок, выражаете свое отношение.

Ребенок мечтает сделать рисунок на сюжет из понравившегося мультфильма, сказки, но это трудно, у него не получается. Вы:

а)         нарисуете ребенку то, о чем он мечтает;

б)        посочувствуете ему в том, что его навыки еще ограничены
и предложите пока отказаться от мечты;

в)        поступите как-то иначе.

Родителям предлагается выбрать тот вариант поведения, который они одобряют, или заявить свой.

6.        Комментарий педагогических ситуаций.
Ситуация 1

Сима (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака.

«Что ты там увидела, смотри под ноги, а то упадешь», - говорит мать дочери.

«Ух ты, как здорово! Вон смотри - это облако совсем как наша собака Тишка, белый, пушистый и хвост колечком». - «Ну и фантазерка! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты все! Не отставай, иди быстрее».

Ситуация 2

Одна мать говорит другой: «Как хорошо рисует ваш Сережа! А у моего Пети одни каракули». - «А вы пробовали его учить?» -«Да, я часто усаживаю сына рисовать, наверное, он у меня неспособный», - отвечает мать Пети.

Ситуация 3

Мать рассматривает рисунок пятилетнего Саши:

«Ты что это у меня такой глупый? Где ты видел оранжевые елки? А трава почему розовая? Отвечай!»

Саша, опустив голову: «Потому, что это красиво».

7.Выступление педагога-психолога:

Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду. Создайте ребенку условия: выделите место для рисования, лепки, подберите разный материал (гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, карандаши и пр.).

Важно понять, какой материал ребенок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приемы. Например, размывание акварели, создание новых оттенков, цветов.

Дома дети чаще всего рисуют то, что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше всего получается.

Попросите ребенка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства выразительности. (Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку? Почему выбрал этот цвет? И пр.) Такие вопросы заставляют его задуматься, перейти к сознательному отбору характерных признаков персонажа.

Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.

Рисунки нужно подписывать, ставить дату. Научите этому ребенка.

Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, папы, бабушки, картину для украшения своей комнаты.

Работы большого формата малыш может выполнять в течение определенного срока, постепенно дополняя свою картину. Например, нарисовать вашу улицу: сначала много домов, потом транспорт, деревья, того, кто живет в домах (смотрят в окна, стоят на балконе), идущих по улице и т. д.

8. Заключительный этап заседания. Подведение итогов

В заключение практикума делается вывод, что изобразительная деятельность - важный помощник родителей и педагогов в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе; в развитии творческих способностей.

Поблагодарить родителей за участие в практикуме.

Заседание родительского клуба «Радость творчества» № 3.

Тема: Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Форма проведения: беседа. Игра.

Цель: познакомить родителей с разными видами гимнастических упражнений, способствующих не только укреплению здоровья, но и развитию творческих способностей детей; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по данному вопросу.

  1. Сообщение инструктора по физкультуре «Использование различных видов утренней гимнастики как средство сохранения здоровья и развития творчества ребёнка.

Задача детского сада – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие. Но не будем забывать, что к любому вопросу нужно подходить творчески. Двигательная активность детей проявляется в разных формах: физкультурные и музыкальные занятия, плавание и хореография, подвижные игры, динамические паузы, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, спартакиады, походы и др.

Как сделать гимнастику и занятия физкультурой более интересными для детей?

Существуют различные виды утренней гимнастики. Очень полезна гимнастика с элементами логоритмики, привлекает ребят и ритмическая гимнастика.

(Во время выступления демонстрируются снаряды, с которыми можно делать  гимнастику: верёвочки, ленточки, обручи, скакалки, мячи, гантели, степы и т.п.

  1. Игра с родителямиродители выполняют все упражнения)
  1. Артикуляционная гимнастика. Её цель: выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
  2. Логоритмика. Ритм речи, прежде всего стихов, потешек, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Дыхательная гимнастика. Имеет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей. Для того, чтобы ребёнок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.
  5. Гимнастика после сна. Её цель: поднять настроение и мышечный тонус детей. Примеры: собирать пальцами босых ног с пола или ковра небольшие предметы и шарики; из положения сидя на полу придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз; ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой; рисовать карандашом, зажатым пальцами ноги, на листе бумаги, который придерживает другой ногой.
  6. Психогимнастика. Это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
  1. Заключительный этап. Творческие способности можно развивать не только используя  различные виды изодеятельности, но и занимаясь спортом. Сегодня вы в этом убедились на собственном примере.

Заседание родительского клуба «Радость творчества» № 4.

Тема: Волшебные краски.

Форма проведения: Консультация. Практикум.

Цель: учить родителей закреплять у детей представления о цветах спектра и последовательности их расположения; формирование у родителей понятия о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста; знакомство родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов; воспитание у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности.

Ход мероприятия:

  1. Выступление воспитателя.:

Наша сегодняшняя встреча посвящена играм, развивающим восприятие цвета. Почему такие игры необходимы и важны для детей дошкольного возраста?

Во-первых, использование и изучение цветовых сенсорных эталонов (семь цветов спектра и их оттенков) имеют огромное значение для развития цветоразличительных способностей, а значит, для развития любой продуктивной творческой деятельности (рисование, аппликация и т. д.).

Во-вторых, опытное сопоставление и смешение цветов представляют гимнастику для ума, развивая ассоциативно-образное мышление, а следовательно, важны для умственного развития детей.

Мы подобрали для вас несколько любопытных фактов, иллюстрирующих историю восприятия цвета человечеством. Ученые предполагают, что люди не всегда воспринимали то количество цветов, которое они видят сейчас. Вряд ли глаз достался человеку в «готовом виде». Как и любой человеческий орган, он подвергался длительному совершенствованию.

Так, древние греки и персы, по-видимому, не воспринимали синий цвет, В античных рукописях отсутствует фиолетовый. По свидетельству Миклухо-Маклая, папуасы не различали зеленый цвет, хотя и жили среди буйной тропической зелени. А примитивные наскальные рисунки, созданные первобытными людьми, ограничены желтой и красной охрой. Можно объяснить это недостатком красок, но справедливо, скорее всего, другое: человечество училось различать цвета так же, как и ребенок, — сначала ему открывались жёлтый и красный, затем зелёный и только потом синий.

   Сейчас люди воспринимают десятки тысяч цветов. Но вполне возможно, что нам предстоит ещё раздвинуть границы цветоведения. Представьте, что наши потомки будут видеть ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

А теперь остановимся на тех цветах и оттенках, которые должны знать дети среднего дошкольного возраста. Демонстрация таблиц смешения цветов.

  • Смешение основных цветов между собой (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).
  • Смешение основных и промежуточных с белым и черным цветами (синий + белый = голубой, красный + белый = розовый; зеленый + черный = темно — зеленый).
  • Смешение черного и белого цветов (серый).

Итак, сегодня вы познакомитесь с играми, с помощью которых дети могут закрепить знания о цветах спектра (и поупражняться в их назывании), о смешении основных цветов и получении производных, о взаимосвязи цветов в спектре, т. е. радуге.

2.  Проведение игр

1.        Игра «Чудесный мешочек

 Посмотрите, какой красивый мешочек я для вас принесла (в мешочке мелкие игрушки цветов спектра по количеству людей). Он не пустой. Хотите посмотреть, что в нем лежит? (Предлагает взять игрушку первому человеку.) Что ты достал? Какого цвета? (Ответ.)

Воспитатель по очереди подходит ко всем. В конце игры подводится итог.

2.        Игра «Угадай, какого цвета»

У воспитателя — карточки с силуэтами помидора, апельсина, цыпленка, огурца, василька, тучи, сливы и полоски цветов спектра.

 Что это? Какого цвета? (Помидор, красного цвета.) Покажите полоску такого же цвета, как помидор.

3.        Игра «Цветные волчки»

У воспитателя - вертушки-волчки по одному на человека, кружки из бумаги — красные, желтые, синие — с круглым отверстием в центре и прорезью по радиусу. Он раздает волчки и предлагает всем родителям:

Я покажу вам, как можно играть с весёлой игрушкой-волчком. Сейчас мы будем надевать на полоски разноцветные кружки и вращать волчки, а вы смотрите внимательно, как изменяется цвет кружков при вращении волчка (цвет меняется: жёлто-синий становится зелёным, красно-синий становится фиолетовым, жёлто-красный – оранжевым).

4.Игра «Радуга»

Все цвета в радуге располагаются по порядку. Сегодня мы с вами попробуем выложить радугу правильно, а поможет нам

стихотворение А. Венгера «Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета:

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки,

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

—        О каком цвете идет речь? (О красном.)

Найдите красную полоску и положите ее рядом с готовой половинкой радуги.

Оранжевой лисице всю ночь морковка снится —

На лисий хвост похожа: оранжевая тоже.

—        Какой цвет будет следующий? (Оранжевый.)

Желтое солнце на землю глядит, желтый подсолнух за солнцем следит. Желтые груши на ветках висят, желтые листья с деревьев летят.

—        Какой цвет положим после оранжевого? (Желтый.)

У нас растет зеленый лук и огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг и домики зеленые.

—        Какого цвета должна быть следующая полоска? (Зеленого.)

Глаза голубые у куклы моей, а небо над ними еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз, мы смотрим на небо, а небо — на нас.

—        Какой цвет идет после зеленого? (Голубой.)

В синем море островок, путь до острова далек.

А на нем растет цветок — синий-синий василек.

—        Какой цвет положим рядом с голубым? (Синий.)

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она на столе в красивой вазе около окна.

—        Какой цвет будет лежать последним? (Фиолетовый.) 

3.Воспитатель начинает рассказывать сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик», останавливаясь в том месте, когда девочка держит в руках цветок и загадывает первое желание.

Сегодня я для вас тоже принесла волшебный цветок. Хотите загадать желание? Но где же цветок?

Ищут по всей группе. Звучит фонограмма грозы. После «дождя»  обнаруживают цветок, но он белого цвета: дождь смыл все краски.

Чтобы цветок снова стал волшебным и можно было загадать желание, надо раскрасить его лепестки.

Родители получают лепестки. На столах приготовлены все материалы, в том числе и краски, но только основных цветов. Родители сами выбирают, будут ли они раскрашивать лепесток готовой краской или же будут смешивать цвет на палитре.

По окончании работы цветок собирается на столе, зажигается свеча, гасится свет, и все загадывают желания.

Заседание родительского клуба «Радость творчества» № 5.

Тема: Музыка и дети.

Форма проведения: беседа. Игра.

Цель: Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по музыкальному воспитанию ребёнка в семье, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.

  1. Выступление педагога психолога: Мир музыки огромен. Он окружает нас повсюду. В основном это лёгкая, доступная эстрадная музыка, которая легко запоминается нами и нашими детьми. Но вместе с тем нас, педагогов, нередко удивляет то, что наши дети не могут спеть любимой песни, хотя с легкостью исполняют любой музыкальный рекламный ролик.

А как хотелось бы, чтобы наши дети умели слушать и понимать не только то, что легко воспринимается, но и серьезную, классическую музыку, над которой нужно задуматься. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения человека в мир музыки.

  1. Выступление музыкального руководителя Шапетьевой А.Л.: Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке - всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребенку музыка? Дмитрий Борисович Кабалевский писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии».

Ребенку совсем необязательно иметь собственный талант, но практика показывает, что немузыкальных детей практически нет. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Но нет детей, которые бы не любили слушать музыку, хотя бы из мультиков.

Приобщение ребенка к музыке начинается с рождения. Родители включают музыку на 20-30 секунд, чтобы привлечь внимание ребенка.

Важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери, но, к сожалению, мамы стали петь реже, а жаль. Если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в раннем возрасте, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребенку 4-6 лет.

Какую музыку давать слушать детям? Ребенок может и должен слушать Чайковского и Бетховена, Моцарта, Шопена. Особенно большое значение имеет настрой родителей. Если вы с нетерпением ожидаете концерт по телевидению, то это передается и ребенку.

  1. А теперь проверим ваш музыкальный кругозор. Время на обдумывание не даётся, отвечаем сразу.

Задание № 1. Разминка.

  1. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен)
  2. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь)
  3. Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного звука? (Канифоль)
  4. Какого композитора слушают все новобрачные? (Феликс Мендельсон, «Свадебный марш»)
  1. Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки.)
  2. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (Темп.)
  3. Как называется дирижер, который руководит хором? (Хормейстер.)
  4. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон.)
  5. Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии.)
  1. Какую птицу называют «певцом русских полей». (Жаворонок.)
  2. В основу государственного гимна (с 1991 по 2000 год) был положен хор из этой оперы Михаила Ивановича Глинки. («Иван Сусанин», «Патриотическая песня».)
  3. Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы. (Марш.)
  4. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков. (Ноты.)
  5. Талантливый музыкант-скрипач, руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы». (Владимир Спиваков.)
  6. Как называется соловьиная песня? (Трель.)
  7. О чем в словаре Владимира Даля сказано: «Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями, нередко с подражанием в движениях словам песни»? (Хоровод.)
  8. Писатель Эдуард Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? (Владимир Шаинский.)
  9. Русский народный трехструнный щипковый инструмент. (Балалайка.)
  10. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
  11. Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан.)
  12. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано.)
  13. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян.)
  14. Этот инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов. (Горн.)
  15. Какой музыкальный стиль объединил Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Леонида Утесова? (Джаз.)
  1. Этот инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов. (Камертон.)
  2. Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером. (Оркестр.)
  3. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник.)
  1. Как называют модную песенку, хит, гвоздь сезона? (Шлягер.)
  2. Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта. (Антракт.)
  3. Как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? (Виртуоз.)

Задание № 2. Угадай-ка.

Угадывание детских песен по фрагментам.

Задание № 3. Песни-перевёртыши.

Проверим дословное знание песен, а также внимательность и смекалку, которая немаловажна в деле музыкального воспитания детей. Слова из знакомой песни «перевернуты», т. е. заменены другими противоположными по значению словами. Например: черное - белое, пол - потолок.

  1. За поле березу срубили. (В лесу родилась елочка.)
  2. Девушек вот мало замужних. (Парней так много холостых.)
  1. До гримасы светлая ночь темней. (От улыбки хмурый день светлей.)
  2. Он не был никогда хорошим предметом с именем. (Я был когда-то странной игрушкой безымянной.)
  3. Там некто в бочке поднялся. (Вот кто-то с горочки спустился.)
  4. Смейся мальчик, наступит засуха. (Не плачь, девчонка, пройдут дожди.)

Задание № 4. Музыкальный кроссворд.

(звучит тот или иной музыкальный инструмент, родители определяют и заполняют кроссворд).

  1. Виолончель.
  2. Труба.
  3. Арфа.
  4. Флейта.
  5. Балалайка.

Задание 5. Хоровое пение.

 А сейчас задание на знание детского песенного репертуара. А также проверим вокальные данные, умение петь в хоре. Как говорится, поющий родитель - поющие дети.

По краткой характеристике нужно отгадать песню, а затем хором ее исполнить. Оценивается чистота интонирования и выразительность исполнения.

  1. Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины. (Два веселых гуся)
  2. Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик.)
  3. Это песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рожденья. (Песенка крокодила Гены.)

Задание № 6. Пантомима.

Посмотрим, как развиты у вас фантазия и воображение. Каждой команде нужно изобразить музыкальный инструмент, а остальные команды - угадывают.

Задание № 7. Высокая поэзия.

Каждый родитель у нас - творческая личность, и сейчас вам предоставляется шанс это продемонстрировать. Придумайте окончание стихотворения.

  1. Шла собака по роялю, говоря примерно так...
  2. Вы слыхали, на базаре балалайку продавали...

Царь издал такой указ: «Всем боярам тот же час...»

Задание № 8. Танцевальные движения.

Все родители встают в круг. Включаются фрагменты танцевальных мелодий (цыганочка, ламбада, вальс, краковяк, марш и т. п.) и участники команды по очереди выполняют движения под музыку.

Задание № 9. Инсценировка песни.

Каждой команде дается песня, которую нужно спеть, инсценировать и исполнить на музыкальных инструментах (предлагаю на выбор музыкальные инструменты).

  • Русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько»
  • Русская народная песня «Где был Иванушка».
  • Русская народная песня «Как у наших у ворот».

Вот и подошел к концу наш «Музыкальный калейдоскоп». Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы разбираетесь, вокальные данные присутствуют, вы любите и умеете петь, танцевать, фантазии и творчества у вас не занимать, поэтому со всей уверенность можно сказать, что вашим детям повезло с родителями. Родители смогут увлечь их музыкальным искусством, научить любить и понимать музыку, а мы - педагоги, вам в этом поможем.

Исполняется финальная песня «Гимн детского сада».

Заседание родительского клуба «Радость творчества»  № 6.

 Тема: Каждого из нас по-прежнему ждут золотые сады детства.

Форма проведения: Презентация. Мастер – класс.

Цель: рассказать родителям о важности и значении развития творческих способностей детей с раннего возраста; показать способы и методы развития творческих способностей детей: тестопластика, пластилинография, бумагокручение; способствовать формированию желания у родителей развивать творческие способности детей, начиная с раннего возраста.

  1. Выступление педагога-психолога.:

К п          К проблеме развития творческих способностей детей педагогика обращалась во                                                                                                                              

              времена, актуальна она и на современном этапе. Более того, с каждым годом её                          

              звучание становится всё сильнее.

                     Ребёнок, овладев основными мыслительными процессами по созданию творческого                          

                    продукта:

  • Успешно адаптируется к школе, вне зависимости от системы обучения
  • Он умеет и хочет сам учиться
  • У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое      
  • мышление, развитое воображение

                 Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом                                                                          

                 деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. И перед нами ставится                                                                                              

                 задача чрезвычайной важности: постараться, чтобы каждого из тех детей, кто сейчас                                                      

                 ходит в детский сад вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и –                                

                 обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий

                 подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

                                  Теоретические и психологические основания для развития творческих                                        

                 способностей детей средствами мозаичной аппликации  содержатся в работах

                 известных психологов, педагогов, очень ёмко об этом говорится в высказывании

                 Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и

                 дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

                 тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».                                                                                                                                                        

   А           Александра Васильевича Запорожца. Он считал, что «Детское творчество существует

  1.            и, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать                            
  2.            методы, побуждающие и развивающие детское творчество.
  3.            2.  Презентация Ильенко Н.В.:

                Понятие пластилинография имеет два корня. Графия – создавать, изображать, а первая                                

                половина подразумевает материал, из которого создаётся изображение.

15.           Принцип данной техники заключается в создании лепной картины на горизонтальной                                        

                поверхности при помощи пластилиновых шариков. Помимо главной цели: развития                                              

                творческих способностей детей, мы решаем ещё одну задачу: развитие мелкой                                                    

                 моторики.

16.           Начинаем мы работать уже в первой младшей группе. Сначала мы вводим только

                элементы пластилинографии, но и здесь ребята уже проявляют творчество.

17.           Занятия проходят в интересной игровой форме познавательного характера. Решается

                ещё одна задача: развитие познавательных способностей детей.

19.             Для работы используем любую тему по окружающему миру или развитию речи.

21.             Большую роль в мозаичной аппликации выбранного нами типа играет цветовое

                  оформление, что оказывает огромное влияние на развитие художественного вкуса

                  детей.

  1.             Цвет эмоционально влияет на ребёнка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому
  2.              ещё одной из задач ставится развитие у детей чувства цвета.
  3.            Наряду с пластилинографией со первой младшей группы мы начинаем заниматься                            
  4.              интересным видом мозаичной аппликации: бумагокручение. Бумагокручение
  5.             относится к технике корейской миниатюры и основано на умении скручивать полоски              
  6.            бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных
  7.            деталей композиции. Мы используем салфетки потому, что салфеточная бумага
  8.           отличается мягкостью, даже пушистостью и яркими оттенками.

  1.              Темы работ могут быть самыми разнообразными: натюрморты с цветами, различные
  2.              животные, растения, явления природы, сказочный мир.

25.             Когда дети освоили простые картинки, можно усложнить задание созданием

                   коллективных работ.

  1.              Перед выполнением работы можно рассматривать с детьми репродукции картин
  2.             известных художников на заданную тему. Во время работы детям можно включать
  3.             классическую музыку, тем самым решая ещё одну задачу: приобщение детей к
  4.             мировой культуре.

27.          Следующим этапом нашей работы: сочетание двух техник.

28.          Дети сами выбирают, в какой технике они хотят работать, действуют не по шаблону, а

               по своему желанию.

29.             Данные техники хорошо сочетаются и с природным материалом.

30.             Работы усложняются с каждой возрастной группой.

32.            Мозаичной аппликацией мы занимаемся на специально организованных занятиях, в

                 системе кружковой работы и в свободной деятельности детей.

33.           Дети первой и второй младших групп моделируют из заранее накрученных жгутиков –

                 комочки. Со средней группы дети учатся сами скручивать жгутики, моделировать

                 разными способами.

35.             Дети сочетают в работе не только пластилинографию и бумагокручение, но и

                 различные виды моделирования жгутиков.

36.            Народно-прикладное искусство и декоративный орнамент помогают приобщить детей

                 к дизайнерской деятельности.

37.           Любимые герои сказок повышают интерес детей к художественной литературе.

38.           Интересны и коллективные работы. За основу лучше брать сюжетные картины, как

               эффективное средство познания ребёнком окружающего мира.

  1.            И, конечно, дети очень любят делать подарки, ведь лучший подарок – сделанный
  2.             своими руками.
  1.  Презентация Шелестовской С.В.: Развитие творческих способностей детей     дошкольного возраста через тестопластику:
  • В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Обществу необходимы творчески развитые личности.
  • Ускорение научного прогресса в нашей стране и мире в целом, зависит от количества и качества творчески развитых умов.
  • Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов.

Перед нами становится задача чрезвычайной важности: постараться, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к
любому делу, за которое он бы ни взялся.
Существует много различных способов и средств. Мы в своей работе выбрала тестопластику как средство развития творческих способностей детей, т. к. работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость. Простота техники, позволяет полностью сосредоточиться на воплощении своих творческих замыслов, поиске новых художественных решений, доступность и экологичность материалов.

Для детей организован кружок тестопластики «Тили-тили тесто»

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

  • познакомить детей с тестом как материалом для лепки с его свойствами;
  • формировать у детей умения и навыки  в работе с тестом;
  • развивать мелкую моторику и координацию обеих рук;
  • развивать воображение;
  • развивать самостоятельную деятельность;
  • развивать эстетический вкус;
  • формировать умения коллективно трудиться;
  • установить доверительные отношения с родителями.

Занимаясь тестопластикой каждый ребенок имеет возможность выразить свои таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

/Демонстрация слайдов/

Н.Д. Бартман: «…вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

4. Мастер-класс.

Тема нашего сегодняшнего мероприятия звучит так: «Каждого из нас по-прежнему ждут золотые сады детства». Поэтому сегодня мы приглашаем Вас немного побыть детьми, окунуться в мир детства и творить вместе с нами.

Мы совместим приятное с полезным. Погрузившись в творческий процесс, вы получите массу приятных впечатлений и, одновременно узнаете, нет, не узнаете, а пропустите через себя то, что ощущает Ваш ребенок, занимаясь творчеством, и как его это развивает.

Вместе с тем мы с Вами создадим  игру, она будет развлекать и  развивать наших детей, а главное она будет дарить  детям ту теплоту, тот заряд, который мы сейчас в нее вложим.

Игру мы будем делать комбинированным способом, яркий пример тому, как могут дополнять друг друга два вида творческих направлений.

Игра называется «Возвращение домой».

Милые человечки – главные герои (слайд)

напутешествовались, наигрались и теперь им пора вернуться домой. (слайд)

На обратном пути их ждут интересные препятствия.

Приглашаем Вас в нашу творческую мастерскую.

Заседание родительского клуба «Радость творчества»  № 7.

 Тема: Нетрадиционные способы рисования. Наши пальчики играли.

Форма проведения: Презентация. Мастер – класс.

Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

  1. Выступление педагога-психолога.:  Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.

Тонкая моторика — это разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребенку необходимы разнообразные упражнения для развития пальцев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

  1. Презентация воспитателя Савицкой С.С.: знакомит родителей с обобщенными результатами обследования координации движений рук воспитанников. Обсуждение полученных результатов.

Таким образом, можно сделать вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.

  1. Мастер-класс.

Разминка «Карандаши»

Цели: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по два карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание. Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, шаг назад (сужение и расширение); наклониться вперед, назад, выпрямиться; присесть, встать. Можно сжимать карандаши не указательными, а безымянными пальцами или мизинцами; можно выполнять упражнение с закрытыми глазами.

-        Какие действия должны выполнять родители, чтобы карандаши не падали?

-        На что ориентироваться при выполнении этих действий? Беседа с родителями

Пальчиковые игры - прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия на поезде или самолете. Но и в обычных ситуациях им чаше стоит уделять время.

  • Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.
  • Играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.
  • - Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?
  • И. Кант писал: «Рука - это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой — голова).
  • Сегодня мы приглашаем вас принять участие в игровом занятии, которое посвящено развитию мелкой моторики рук. Данный вид деятельности способствует общему развитию дошкольников, развитию речи, координации движений, подготовке к письму.

Рисование картины нетрадиционными способами (пальчиками, губками, палочками, зубными щётками и другое)

Заседание родительского клуба «Радость творчества»  № 8.

 Тема: Народно-прикладное искусство в каждом доме.

Форма проведения: Открытое занятие с детьми.

Цель: Привлекать внимание детей и родителей к ручной народной игрушке; формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней; учить выделять некоторые знакомые  детали игрушки (сарафан, кофта, платок, фартук и др.), видеть их красоту; формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей и родителей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

  1. Выступление педагога-психолога.:  Одна из главных особенностей народно-прикладного искусства -  рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Дети знакомятся с историей, возникновения народных промыслов, технологией их создания. 

Обучение народно-прикладному творчеству органично способствует развитию художественного вкуса и  воображения дошкольников.

        Изучение русского народного костюма  на занятиях по декоративно-прикладному искусству предоставляет возможность решения основных задач обучения детей изобразительному искусству. Исследование специфики русского народного искусства как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволили рассмотреть русский народный костюм в единстве с традиционной культурой народа, его историей, природным окружением, определить его роль в раскрытии творческой активности детей на занятиях по народно-прикладному искусству.

  1. Открытое занятие с детьми.

Звучит русская народная песня. Воспитатель наряжена в русский народный костюм.

В руках у воспитателя корзинка, а к ней прицеплен шарик. Педагог начинает занятие:

- Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала
Принесла корзинку вам.
В ней игрушки непростые
А волшебно-расписные.

Вынимает матрешек из корзинки, выставляет их на стол, приговаривая:

- Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе они живут,
Всех матрешками зовут.

Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек, подержать, описать их, помогая вопросами:

- Как называется эта игрушка?

- Нравится ли она вам? Чем?

Предложить детям придумать имена матрешкам (самая большая - Матрешка, маленькая – Матрешка).

- Как можно играть матрешками (разбирать и собирать).

- Из чего сделал мастер матрешку?

- Как одеты матрешки? (В красиво украшенные сарафаны, блузки, платки и фартуки)

Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, праздничные, а на фартуках у них узоры.

- Дети, а посмотрите на шарик. В нем какая-то записка. Как нам ее достать?

Дети прокалывают шарик иголкой и достают записку. Воспитатель читает, что у самой большой матрешки день рождения. Дети поздравляют ее, желают ей оставаться такой же красивой. Воспитатель предлагает поводить хоровод. Любой ребенок берет матрешку в руки и встает в центре круга. Матрешка хвалится:

Я люблю, конечно, всех,
А вот ….. больше всех.

После игры воспитатель предлагает детям подумать о подарке. Она достает из корзины плоских матрешек. Выражение лиц у них грустное.

- Но почему же они грустные? Мы же не можем такой подарок подарить матрешке.

-Да у них нет красивых фартуков.

- Давайте развеселим матрешек, украсим фартуки и только после этого подарим их нашей имениннице.

Дети, обращая внимание на деревянные матрешки, раскрашивают свои и дарят их матрешке.

В конце занятия воспитатель достает из корзины еще платочек, который предлагает тоже подарить матрешке.

- Какой красивый платочек! Он горит как огонек. А что, если мы сначала поиграем с ним? Но в какую же игру можно с ним поиграть?

- Гори, гори ясно!

Ребенок с матрешкой в руках начинает игру. После этого платочек дарится имениннице.

Заседание родительского клуба «Радость творчества»  № 9.

 Тема: Итоговое заседание

Форма проведения: круглый стол.

Цель: выявить мнение родителей об эффективности проведённых занятий, снятии психоэмоционального напряжения, создания психологического комфорта; построить перспективу развития Клуба на следующий учебный год.

1.        Приветствие «Поделись радостью».

Участникам группы предлагается выполнить коллективный рисунок, где каждый может изобразить то действие или событие, которое вызывает у него чувство радости, восторга, и поделиться этим с остальными участниками.

  1. Вступительное с л о в о психолога о целительных чарах радости, о влиянии настроения на психику и здоровье человека.
  2. Определение эмоционального уровня самооценки (методика А. Захарова).

Инструкция: представьте себе, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажите, где находитесь вы.

Норма 3-, 4-й кружок - адекватная самооценка, испытуемый осознает свою ценность, принимает себя. При указании на первый круг - завышенная самооценка, дальше пятого - заниженная самооценка.

4. Упражнение на снятие стресса (А. Сиротюк) проводится под тихую спокойную музыку.

Инструкция: одну ладонь положите на затылок, другую на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной информации, ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох.

Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте.

Обдумайте, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления своеобразной пульсации между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом (от 30 с до 10 мин).

  1. Минута благодарности родителям, вручение грамот за активное участие в деятельности Клуба.
  2. Рефлексия. В конце встречи все родители заполняют анкету «Мое отношение к деятельности клуба «Радость творчества».

Анкета

Уважаемые родители!

На протяжении учебного года Вы являлись участниками занятий клуба «Радость творчества». Ваше мнение об эффективности его деятельности в решении  задачи развития творческих способностей  детей дошкольного  возраста.

Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов (от одного до трех), которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.

1.        Клуб «Радость творчества» позволил Вам:

  • проявить активность и творчество;
  • поделиться опытом;
  • убедиться, что проблемы в воспитании детей есть у всех;
  • другое.

2.        Клуб «Радость творчества» помог Вашему самообразованию,
так как в процессе его прохождения:

  • вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми;
  • получили ответы на интересующие вопросы;
  • начали изучать специальную литературу.

3.        Руководитель Клуба:

  • интересовался мнением других и уважал его;
  • создал обстановку тепла и доверия;

-        поддерживал Вас в решении детско-родительских проблем;

-        другое.

4.        Вы считаете главным в деятельности клуба:

-        формирование нового взгляда на процесс общения с детьми;

-        преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами ДОУ;

-        осознание собственных трудностей в воспитании детей.

5.        Что Вам нравится на занятиях больше всего:

  • консультации специалистов;
  • игровые упражнения;

-        тесты;

-анкеты;

-другое?

6.        Назовите темы наиболее понравившихся занятий _____________________

_____________________        _______________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

Работа с родителями Родительский клуб "Речевая тропинка".

«Формирования навыков звукопроизношений, рекомендация-практикум в проведения пальчиковых игр, мелкой моторики».Цель: ознакомление с артикуляционной гимнастикой, дать рекомендации по проведении пальчик...

нетрадиционные формы работы с родителями (родительское собрание)

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому, осуществление ...

презентация "Работа с родителями по развитию творчества по экологии"

Родители являются активными участниками конкурсов и викторин, акций, НОД, в которых показывают своё творчество в экологическом воспитании....

Перспективный план работы с родителями по развитию творчества в продуктивной деятельности в младшей группе на 2019 – 2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями по развитию творчества в продуктивной деятельности в младшей группе на 2019 – 2020 учебный год           ...

перспективный план работы с родителями « Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста»;

В плане отражена работа с родителями по теме" Устное народное творчество."на весь учебный год...