Статья "Роль просветительской работы с родителями по развитию творчества у детей дошкольного возраста"
статья

Мишакина Марина Александровна

Развитие изобразительного творчества у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль просветительской работы с родителями по развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Мишакина Марина Александровна

Россия  г. Сасово

МБДОУДС N11 воспитатель

В обществе социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования личности творчески активной, которая обладает способностью новые жизненные проблемы решать нестандартно и эффективно. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Перед дошкольными образовательными организациями в связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса, а также участия в нем родителей.

Детское творчество — одна из форм детской самостоятельной деятельности, в ходе которой он отходит от способов познания окружающего мира ему знакомых и привычных, экспериментирует и для себя и других создает совершенно новое.

Как отмечает Н.А. Ветлугина: «детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр.» [3; 16].  Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация творческой самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует постоянного совершенствования своего педагогического мастерства от воспитателей. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение основных трех видов художественной деятельности для пространственных визуальных искусств: декоративного, изобразительного и конструктивного.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Изобразительная деятельность – это важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Г.Г. Григорьева отмечает, что «изобразительная деятельность – это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте» [1; 29].

В работе   с детьми  дошкольного  возраста, каждый воспитатель осознает, что   по своей природе каждый ребёнок – творец. Но, обычно, творческие возможности ребенка находятся в нераскрытом состоянии и реализуются полностью не всегда. Создавая условия, которые побуждают ребёнка к изобразительной деятельности, можно раскрыть эти творческие способности, которые дремлют  в нем. К тому же едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников является рисование. В процессе изобразительного творчества развивается самостоятельность, инициатива и активность, которые  знания, умения и навыки побуждают осваивать.   Образы, яркие и  зрительные, воспринимаются детьми эмоционально и дают толчок к развитию их речи. Именно поэтому особое внимание необходимо уделить развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, к организации  образовательной деятельности подойти нестандартно

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых. Они продолжают свое развитие на протяжении взросления и становления личности ребенка, поэтому родителям и педагогам надо постараться создать такую окружающую атмосферу, где у ребенка быстрее развились бы такие эстетические качества, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки. Подобное воспитание детей представляет собой возвышенную творческую деятельность по сотворению культуры личности, ее красоты.

Ребенок появляется в семье. Сфера его начального общения включает родителей и ближайших родственников, за возникновение эстетических чувств и представлений ребенка их ответственность велика чрезвычайно. Именно в семье в фундамент развития творчества будущей личности закладываются первые «кирпичики», в самые ранние периоды становления, когда особенно бурно идет умственное развитие ребенка. А потому, отмечают Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. и др.,  «так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов» [2; 21].

Современные семьи в настоящее время развиваются в условиях противоречивой качественно новой общественной ситуации. Поэтому с одной стороны, к проблемам семьи наблюдается общества поворот, целевые комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей разрабатываются и реализуются. С другой стороны, процессы наблюдаются, которые к обострению семейных проблем приводят. Это, прежде всего, у большинства семей падение жизненного уровня, решение проблем выживания экономического, а порой и физического, усилило социальную тенденцию самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка многих родителей. Следовательно, семье в современных сложных условиях требуется со стороны дошкольного образовательного учреждения систематическая и квалифицированная помощь.

Процесс взаимодействия семьи и детского сада, считают  Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. и др.,  направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами  [2; 23]. Одной из основных форм практической работы воспитателя с родителями становится психолого-педагогическое просвещение, дающая возможность реализовать индивидуальные и коллективные формы.

Просветительская работа воспитателя с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию детского творчества детей дошкольного возраста.

Развитие детского изобразительного творчества, формирование  изобразительной деятельности будет наиболее эффективным, если оно осуществляется при участии педагогически грамотных родителей.

Литература

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 1999.
  2. Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольные учреждения и семья. – М.: Линка-Пресс, 2010. – 224 с.
  3. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевой танец - как средство развития творчества у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей составлена на основе материалов из интернета....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»Рисование входит в число наиболее любимых занятий для детей дошкольного возраста. Эта любовь объясняется...

Работа с родителями по развитию эмоций у детей дошкольного возраста.

Статья о необходимости воспитания эмоций у детей дошкольного возраста с ТНР....