Статья Музыка как средство активизации развития творчества у детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему

Предназначена для воспитателей детского сада

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыка как средство активизации развития творчества

 у  детей дошкольного возраста

                                     

                                      «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они

                                        начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» 
                                                                                                         В. Г. Белинский


   
         Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает музыка. Приобщение детей к музыке способствует   накоплению их музыкального опыта, активизации творческого потенциала, его самовыражению. Хорошо развитые музыкальные способности детей  стимулируют и подталкивают к развитию как  художественно – эстетических  так и интеллектуальных способностей.

 «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению», — отмечает Н. А. Ветлугина. Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельностиВоспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Ребенок дошкольного возраста легко развивается и обучается в творчестве и творчеству, что связано:

  • с его постоянной готовностью к действию, ему всегда интересен процесс: ребенок что – то придумывает, пробует,  ищет и находит себе занятие, одним словом – не может усидеть на месте;
  • с неординарностью мышления, восприятия и воображения, результатом чего становится создание нового  произведения или образа;
  • с непосредственностью и эмоциональностью восприятия музыкальных образов, представленных в песне, танце, игре.

Музыкальным руководителем я работаю двадцать лет. На протяжении всей своей педагогической практики я уделяю большое внимание развитию творческих способностей воспитанников, что является важной задачей музыкального образования детей. Но не все дети одинаково талантливы. И моя задача, как педагога, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить его способности в разных видах музыкальной деятельности и помочь реализовать их.

 Активизация  развития творческих способностей детей идет различным путем. Музыкально – ритмические движения соединяют навыки воображения и слухового восприятия звукового образа, координации движения и музыки,  что помогает воспитанию комплекса музыкально-двигательных качеств таких, как умение выполнять упражнения под музыку, совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой. В детском саду я веду кружок по хореографии «Ритмическая мозаика». На занятиях кружка дети сами могут придумывать движения к народным, классическим, эстрадным танцам, делают свои предложения с какими атрибутами можно продемонстрировать танец. Например, известный всем хоровод «Во поле береза стояла», дети предложили танцевать с лентами. Хоровод получился очень красивым. После исполнения хоровода на празднике весны, дети привязывали ленточки к веточкам березы и загадывали желание. Благодаря творческой выдумке детей получилось интересное зрелище.

Огромное значение в развитии творчества дошкольников имеет  наличие различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей детей. Дети, в процессе обучения  учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами,  игрой на детских музыкальных инструментах.

Песня для детей становится первой возможностью выразить себя, так как накопление исполнительского опыта – одно из условий показателей успешности творческой деятельности.   К  продуктам детского песенного творчества можно отнести возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии.  В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

Использование игровых музыкальных занятий помогает ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Музыкальные  игры помогают ребенку  развить  чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность в первую очередь.

 Развитию творческих способностей способствуют и другие виды музыкальной деятельности, такие как пантомима, игра -  драматизация.  Используя выразительность движений, речь, характер мелодии  дети  изображают  сказочные  персонажи,  события в  реальной жизни. Необычное поздравление приготовили для своих мам воспитанники  средней группы на международный день «Восьмое марта». Совместно  с педагогами группы мы подготовили и показали детскую   оперу «Муха – Цокотуха». Дети  не просто играли роли, а еще и пели партии героев сказки. Зрители наградили маленьких артистов продолжительными аплодисментами! Особенно активизируется развитие творчества у детей в самостоятельной театрализованной игре. Для этого в нашем детском саду созданы все условия. В каждой группе есть все виды театров, уголки ряжения, ширмы для показа детьми кукольных театров

Одна из самых активных форм приобщения к музыке это – слушание, восприятие музыкальных произведений.  У детей активизируется внутренний, духовный мир, их чувства и мысли;  развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и выразительной. Применяя свои впечатления от музыки в  самостоятельной  деятельности, дети  становятся более активными, свободными в своих начинаниях, создается своеобразная «творческая атмосфера». Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости на музыкальных занятиях и в свободной деятельности, формирует успешную личность, оптимизирует развитие созидательных способностей.

Педагогический коллектив детского сада обращает серьезное внимание на развитие творческих способностей детей через музыкальную деятельность. Наши  педагоги, очень творческие личности и воспитывают это в детях. Свое творчество воспитатели проявляют на праздниках и развлечениях, играя различные роли, готовя костюмы, атрибуты, оформление своими руками. Для наших воспитанников каждый праздник превращается в своеобразный спектакль. Дети смотрят на своих педагогов и учатся их творчеству. Мир детства наполнен открытиями и радостью, и мы, педагоги, стараемся делать каждый день интересным, радостным, неповторимым.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Эмоциональный отклик на музыку,  творческая деятельность формирует у детей любовь к прекрасному!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя музыки как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В связи с развитием вариативных форм дошкольного образования особенно актуальным стало тематическое планирование. При разработке тематической недели возникает необходимость пересмотреть большое ...

Творческие задания как средство активизации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Публикация в сборнике "Музыкальное образование в XXI веке" (Архангельск, 2012)...

Статья Театрализованная деятельность как средство активизации творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья рекомендована для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. В ней даны рекомендации по работе с дошкольниками в театрализованной деятельности....

Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

В данной статье представлен материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по средствам музыки....

Статья "Использование логоритмики для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности"

В статье "Использование логоритмики  для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста компенсирующей направленности" автор Лента С.Н. раскрывает формы и методы работы по ...

Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...